Выпуск от: февраль 2007 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 2(40)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Ресурсы входящие в АСОТ
http://www.asot.ru Центральный сайт Ассоциации Специалистов по Охране Труда
http://www.btg.asot.ru Издательство "Безопасность Труда и Жизни"
http://gazeta.asot.ru Электронная версия газеты "Безопасность Труда и Жизни"
http://www.gitmo.asot.ru Государственная Инспекция Охраны Труда в Московской Области

Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
РЕЗОЛЮЦИЯ IV МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА

«Безопасность и охрана труда - 2006» (Москва, ВВЦ, 6-8 декабря 2006 г.)

В работе IV Международного конгресса «Безопасность и охрана труда - 2006», проведение которого организовано, в соответствии с приказом Министра здравоохранения социального развития Российской Федерации, Департаментом трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России и ФГУ «Всероссийский центр охраны труда» Росздрава, приняли участие представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, региональных центров охраны труда и обучающих организаций, научно-исследовательских учреждений, вузов и производственных предприятий, специалисты из Германии, Республики Беларусь, Украины, Проекта Европейского Союза «EuropeAid» для России, Московского регионального бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии.
Участники Международного конгресса отмечают: cложившаяся ситуация с состоянием условий и охраны труда в целом по России требует выработки новых концептуальных подходов, отвечающих реалиям времени. По-прежнему сохраняется высокий уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Существующая система управления охраной труда не соответствует сложившимся экономическим и трудовым отношениям, не способствует развитию культуры охраны труда, обеспечению безопасной и здоровой производственной среды на рабочих местах в организациях всех видов экономической деятельности.
Во многих органах исполнительной власти федерального уровня и в ряде субъектов Российской Федерации не создана комплексная система мер по профилактике травматизма, профессиональной заболеваемости и улучшению условий труда, нарушена координация в работе служб охраны труда организаций по вертикали.
Представляемая органами Росстата статистическая отчётность в сфере охраны труда охватывает только 25-30% работающих, формируется на основе различных методологических подходов, отличающихся от методик Роструда и ФСС России.
Отмечена недопустимость практики отмены региональных законов об охране труда, а также волокита в вопросах передачи полномочий в области охраны труда на муниципальный уровень.
Недостаточен контроль федеральных и региональных органов по надзору за организацией и проведением профилактических мероприятий соответствующими структурами на федеральном и региональном уровнях.
По различным причинам снижена роль институтов общественного контроля. Не во всех субъектах Российской Федерации до сих пор созданы региональные центры охраны труда.
В этих условиях многие организации и их должностные лица самоустранились от выполнения нормативных требований охраны и безопасности труда, своевременного проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ, обучения и проверки знаний работников.
Особенную тревогу вызывает состояние безопасности труда на предприятиях малого бизнеса и во многих организациях муниципального уровня.
По мнению большинства выступивших на конгрессе, заметных позитивных сдвигов в решении вопросов охраны труда можно добиться только при коренном изменении отношения к проблемам условий и безопасности труда на рабочем месте со стороны самих работодателей, законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, от муниципальных до федеральных.
Участники международного конгресса обращаются к работодателям, профсоюзным комитетам, руководителям и специалистам по охране труда научных учреждений, к органам исполнительной власти и законодательным собраниям субъектов Российской Федерации с предложением о регулярном рассмотрении вопросов состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и заболеваемости на производстве и принятии мер по устранению недостатков. Необходимо более настойчиво принимать меры, направленные на дальнейшее совершенствование методов управления охраной труда на основе развития и углубления нормативного правового, организационного и методического обеспечения социально-трудовых отношений, оздоровления и улучшения условий труда работников организаций независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и видов экономической деятельности.
В области профилактики и предупреждения травматизма и заболеваемости считать основной задачей работодателей внедрение и освоение современных подходов по выявлению опасных и вредных условий труда, оценке производственных рисков и соответствующих мер по их снижению или устранению.
Принять дополнительные меры по разработке и активному внедрению в производство современных средств коллективной и индивидуальной защиты работников, особенно на видах работ с преобладающим числом травмоопасных и вредных факторов.
Конгресс предлагает Фонду социального страхования Российской Федерации совместно с заинтересованными организациями разработать и реализовать мероприятия по совершенствованию законодательной базы обязательного социального страхования от несчастных случаев в части экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессиональных рисков, производственного травматизма и проф. заболеваемости, улучшении условий и безопасности труда.
Считать также целесообразным отрегулировать, с учетом международного опыта, механизм взаимодействия органов социального страхования с государственной инспекцией труда в целях усиления внимания к профилактическим мероприятиям по снижению травматизма и профессиональной заболеваемости.
Для повышения качества и эффективности обучения по охране труда, в том числе отдельных категорий застрахованных, признать необходимым:
- создание необходимых условий для проведения регулярного планомерного обучения и гарантированного финансового обеспечения;
- обеспечение обучающих организаций учебно-методической и специальной литературой;
утверждение Правил обучения отдельных категорий застрахованных и Рекомендаций по осуществлению контроля качества обучения и целевым расходованием средств.
Предложить Департаменту трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России:
- ускорить работу по приведению нормативных правовых актов по охране труда в соответствие с вступившими в действие 6 октября 2006 г изменениями в Трудовой кодекс Российской Федерации, продолжить практику предварительных консультаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научной и педагогической общественностью по проектам вновь разрабатываемых нормативных правовых актов для учета замечаний и предложений;
- в кратчайшие сроки завершить работу по подготовке к утверждению Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в свете состоявшегося обсуждения в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
-в целях координации научной и научно-методической деятельности, активизации потенциала научных коллективов, улучшения их работы и обсуждения итогов выполнения НИР считать целесообразным создание при Департаменте трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России Научно-методического совета по проблемам охраны труда с профильными секциями;
-принять меры к ускорению разработки и принятию Программы формирования нормативной правовой базы в сфере условий и охраны труда на 2007-2010 годы, обратив при этом особое внимание на разработку и внедрение современных методов выявления и оценки производственных рисков, подготовку национального руководства по системам управления охраной труда;
- совершенствование организации и управления охраной и безопасностью труда, укомплектованность служб, необходимость принятия новых видов документов о повышении ответственности должностных лиц и усилении надзорно-контрольной деятельности, уровень оснащённости специалистов средствами оргтехники и приборами контроля параметров производственной среды;
- повышение уровня нормативного правового обеспечения охраны труда по видам деятельности, в том числе организаций малого бизнеса;
- создание современных средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов - сигнализаторов об уровнях превышения ДК вредных и опасных веществ в рабочих зонах.
Для выработки и определения согласованных подходов по наиболее важным проблемным вопросам охраны и безопасности труда, выбора и отработки основных направлений научной тематики подготовить и провести в 2007 году координационное совещание с представителями научных организаций, занятых проблемами охраны труда.
Участники конгресса обращаются к исполнительным органам и органам законодательной власти всех уровней, общественности и специалистам в области охраны труда максимально содействовать:
- разработке проекта федерального закона «Основы государственного регулирования профессиональных рисков» ;
- принятию Российского руководства по системам управления охраной труда на основе документа МОТСУ ОТ 2001 ;
- ратификации Конвенции МОТ 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда».
Только совместные и согласованные действия всех ветвей законодательной и исполнительной власти, с широким участием руководителей и специалистов, учёных и общественности позволят оказать влияние на коренное улучшение условий труда и будут способствовать сокращению дефицита достойного труда.

Москва, 07.12.2006 г.