Выпуск от: 26.02.04   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 4
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Ресурсы входящие в АСОТ
http://www.asot.ru Центральный сайт Ассоциации Специалистов по Охране Труда
http://www.btg.asot.ru Издательство "Безопасность Труда и Жизни"
http://gazeta.asot.ru Электронная версия газеты "Безопасность Труда и Жизни"
http://www.gitmo.asot.ru Государственная Инспекция Охраны Труда в Московской Области

Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ЗАСЕДАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО СОВЕЩАНИЯ

29 января 2004 года во Всероссийском центре охраны труда состоялось очередное заседание межведомственного совещания по вопросам охраны труда с федеральными органами исполнительной власти. Сегодня мы публикуем выдержки из выступления на нем Юрия Григорьевича Сорокина, начальника Департамента условий и охраны труда Минтруда РФ.
“...Почему Минюст не регистрирует новые правила по охране труда? Формальный ответ - в наших правилах содержаться технические требования, которые попадают под действие закона “О техническом регулировании”. И не принимаются наши доводы о том, что наши правила направлены в основном на регулирование именно трудовых отношений и не учитывать при этом технических вопросов практически невозможно. Это - с формальной стороны, а фактически - есть в аппарате правительства люди, которые настаивают именно на таком подходе.
Я не знаю, чем закончиться борьба, и нам нужно параллельно заниматься техническими регламентами. Каждому (отраслевому министерству - прим. ред.) разработать по одному техническому регламенту в этом году. Думаю, что мы специально на одном из совещаний, где-нибудь в марте попробуем обсудить, что должно быть в этом регламенте, хотя бы на уровне идеологии.
Нужно направить обоснования по основным техническим вопросам для включения в готовящееся постановления правительства, которое сможет немного поправить положение, создавшееся после вступления в силу закона о техническом регулировании, и сделать легитимными принимаемые сегодня наши правила. А те, что уже приняты, будут нормально действовать в течение 7 лет.
Есть очень серьезные силы, которые при проведении административной реформы, настроены на то, чтобы лишить все федеральные отраслевые министерства функций охраны труда, оставив их только за Минтрудом. Напрасно рассчитывать, что Министерство труда способно в одиночку справиться с этой проблемой. Победить мы можем только вместе, выступая консолидировано.
На самом деле в мировой практике в принципе нет таких прецедентов, чтобы какие-либо министерства обладали этими функциями. Но другой вопрос, что мы сейчас к такому решению просто не готовы. Ни общество наше, ни система управления экономикой, чтобы можно было позволить себе подобные эксперименты. А пока у нас не будет нормального работодателя и тех профсоюзов, которые могли бы с ним решать эти вопросы в рамках социального партнерства, ни в коем случае нельзя разрушать то, что создано, иначе мы потеряем сразу все.
В связи с вступлением в силу закона о техническом регулировании возникли проблемы со всеми нашими правилами, и отраслевыми и межотраслевыми. В декабре пришлось отменить приказы министра об утверждении трех межотраслевых правил, поскольку Минюст их вернул без регистрации. У нас скопился очень большой запас правил, готовых к утверждению, не говоря уже о том, что нам надо перерабатывать утвержденные ранее. Поэтому ситуация достаточно серьезная. Во многих отраслевых министерствах эта проблема тоже стоит. Мы пытаемся привлекать к этому процессу профсоюзы, но вместе с тем, параллельно, нужно начинать решать общие проблемы в рамках закона "О техническом регулировании".
Минтруд приступает к разработке общего технического регламента, там будет сделана попытка прописать нормы, чтобы правила по охране труда были легитимны.

Некоторые работодатели ставили вопрос о рекомендательном характере правил по охране труда еще до вступления в силу закона "О техническом регулировании", и совершенно ясно, какую позицию они занимают сегодня, и к каким серьезным последствиям это может привести.
Поэтому нам надо этой проблемой заняться вплотную. Я просто рекомендую все дела отложить и постараться разработать такой регламент. Если у нас появиться несколько отраслевых регламентов и будет регламент общий, мы уже будем координировать действия. Не должно быть никакого пессимизма, нужно уверенно проводить эту работу.

Федеральный закон “Об основах охраны труда в Российской Федерации” будет через 3 месяца отменен. В Трудовом кодексе практически все его нормы записаны. А вопросы, связанные с направлениями государственной политики, сейчас будут вноситься в Трудовой кодекс. Это уже необратимо. Никаких органов, отраслевых и даже межотраслевых, то есть и Минтруда, в законодательстве больше не будет. Есть правительство, есть законодательные органы, есть президент не более того. А мы уже будем подстраиваться.
Уже есть решение правительства убрать из функций федеральных органов надзор. Поэтому, по-моему, все надзоры, которые есть в федеральных органах, будут из них выведены. В том числе и федеральная инспекция труда и инспекция госсанэпиднадзора и др. Разные варианты предлагаются, я не знаю, чем все это кончится, но есть предположение, что будет единый орган надзора. Надо немного подождать. Главное - управление, то чем мы занимаемся, остается федеральным органом. Мы предложили компромиссный вариант, чтобы у всякого федерального органа было свое положение.
Главное сейчас, чтобы не пошел процесс так же, как когда-то боролись с пьянством. Никто же не говорил, что надо вырубать виноградники, а тем не менее их вырубили. Так и здесь никто еще ничего не говорил, давайте выбрасывайте, а уже пошел процесс, и уже начали наших коллег в министерстве ставить в тупик, что такое решение уже принято, что нужно пересматривать положения, выбрасывать все функции. Этого ни в коем случае нельзя делать, а такого решения не было принято. Наш труд даром не пропадает. Самое главное, чтобы на предприятиях были службы охраны труда.

Записал А. Иванов