Выпуск от: 20.10.2004   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 10
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ИЗ ДОКЛАДОВ 48-ГО КОНГРЕССА ЕВРОПЕЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИ

Из докладов 48-го Конгресса Европейской организации качества

7-8 сентября в г. Москве прошел 48 конгресс Европейской организации качества
"Качество и инновации: путь к высоким стандартам жизни"
48th EOQ Congress "Quality and Innovations: the Path to Higher Standards of Living"
Начавшиеся в конце прошлого века реформы политических систем, инновации в производстве и в организации общества, изменения в технологиях и способах общения - все это коснулось в первую очередь России. Именно в России все чаще звучат слова о преобразованиях качественных. Веками наша страна прирастала количеством: территориями, людьми, предприятиями, городами, объемом выпускаемой продукции. Сегодня для России особенно остро стоит проблема качества. Неудивительно, что научно-техническая общественность России предложила тему взаимосвязи качества и нововведений, воплощенную в девизе: "Качество и инновации: путь к высоким стандартам жизни".
"Безопасность труда и жизни" публикует выдержки из выступлений, прозвучавших на заседаниях тематических секций на 48-м Конгрессе EOQ:

Секция: "Качество жизни"
Quality of Life

Национальная идея и реальная политика в области качества в России
Г.П. ВОРОНИН, доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор, президент Всероссийской организации качества

"…В 1998-2000 гг. в России была предпринята попытка разработки основ национальной политики в области качества. Госстандарт России совместно с группой министерств и ведомств, с участием научно-исследовательских и академических институтов предложил на обсуждение общественности "Концепцию национальной политики в области качества продукции и услуг", которая вызвала оживленные дискуссии среди специалистов, неоднократно дорабатывалась и правилась, но до сих пор не представлена в окончательном виде руководству страны.
-Главный тезис Концепции: "Всеобщее повышение качества отечественной продукции и услуг должно стать национальной идеей" понят и принят лишь незначительной частью общества.
Главное внимание при вступлении на путь качества должно быть направлено на обучение и воспитание. Это ключ к формированию человека с новым менталитетом, которому будет стыдно пользоваться двойным стандартом в отношении к труду, который с младых ногтей должен почувствовать пагубность "количественных путей", четко представлять себе, какое влияние оказывает качество на рост национального богатства. Мы должны и будем добиваться того, чтобы каждый россиянин, вступая в сознательную жизнь, осознавал важность качественной и добросовестной работы.
У нас разработана и начала проводиться в жизнь программа непрерывного, многоуровневого образования в области качества - от школы до докторантуры, от профессионального училища до системы повышения квалификации. К сожалению, пока это движение не имеет серьезной поддержки, но усилиями Министерства образования и науки, общественных организаций дело движется. Идет формирование корпуса высококвалифицированных профессионалов в области менеджмента качества. Менеджеров по качеству выпускают уже 70 вузов. Идет подготовка квалифицированных преподавателей. Выходят в свет учебники и учебные пособия, написанные лучшими специалистами. На очереди школа.
Помощь на этом пути могут оказать религиозные конфессии России. Первые шаги в этом направлении делаются: 3 марта 2004 г. "Финансовые известия" опубликовали "Свод нравственных принципов и правил хозяйствования" Русской православной церкви, составленный по принципу 10 Божьих заповедей. В этом же номере опубликованы и "Принципы исламского предпринимательства" Комментируя "Свод" РПЦ, участвовавший в его составлении ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау сказал, что "в православии нет ничего такого, что препятствовало бы эффективному предпринимательству и конкурентной борьбе", следование нравственным правилам может быть выгодно, и бизнес должен "объединиться вокруг задачи повышения конкурентоспособности". Нет также ничего препятствующего эффективному и нравственному хозяйствованию ни в исламе, ни иудаизме, ни в католичестве, ни в тем более в протестантстве.
На фоне широкой просветительской кампании и на основе Национальной политики в области качества должны разрабатываться конкретные законодательные акты и государственные программы, в том числе касающиеся стимулирования внедрения современных систем менеджмента качества, по поддержке региональных инициатив и премиальных конкурсов, по развитию экспортных возможностей страны, по повышению качества услуг, а главное - качества жизни в России…".

Секция: "Системы менеджмента качества"
Quality Management Systems

Развитие и внедрение менеджмента качества в крупных компаниях и на малых и средних предприятиях (SME). Опыт скандинавской страны.
Д-р Ове Хартц, профессор, эксперт в вопросах промышленного менеджмента,
Технический университет Дании, Дания

"…В большинстве стран Европы 90-95 процентов производственных компаний являются SME с персоналом, не превышающим 250 служащих.
Многие компании извлекли преимущество из сертификации, проведенной третьей стороной и основанной на модели качества, изложенной в серии стандартов ИСО 9000. В большинстве ситуаций для компании недостаточно иметь систему менеджмента качества, основанную на жестком минимуме. Для ряда компаний использование модели требований, содержащихся в системе качества ИСО 9000, напр. ИСО 9001, может рассматриваться в качестве ориентира в процессе разработки рамочного оптимального менеджмента качества. Важно, что процесс развития не сводится только к выполнению минимальных требований системы качества.
Для того чтобы проанализировать и оценить деятельность компании в области качества, обычно необходимо принимать во внимание деятельность независимо от структуры организации. Деятельность компании можно рассматривать как совокупность соответствующих моделей действий. Рассматривая существующую структуру организации компании с точки зрения ведения процессов, представляется возможным получить сводную информацию относительно ее деятельности и ее сильных и слабых сторон. Для большинства компаний вопрос состоит в том, протекает ли деятельность в наиболее соответствующей форме, как сотрудничество и взаимодействие между различными службами и отделами…".

Секция: "Региональные аспекты качества"
Regional Quality

Повышение эффективности управления в органах власти регионального и муниципального уровней в России
Доктор экономических наук, Николаева Виктора Алексеевича, представитель органа по сертификации АНО экспертизы и контроля качества Центра Сертификации "Евро-тест".

"…Для России задача создания эффективного управления в органах власти регионального и муниципального уровней является крайне актуальной. Действующие системы управления качеством товаров и услуг в регионах дезинтегрированы, не обеспечивают партнерства органов территориального управления, производителей продукции, и ее потребителей. Элементы функционирующих систем управления качеством не являются решающим фактором в удовлетворении потребностей населения в качественных товарах и услугах, в конкурентной борьбе на рынках, в создании условий достойной жизни людей. В тоже время снижена роль общественных формирований, обеспечивающих ранее эффективный контроль качества товаров и услуг.
В международной практике сформировались и действуют стандарты (ISO 9001-2000), определяющие базовые наборы правил и рекомендации, в соответствии с которыми выстраивается управление в организациях различных сфер деятельности, включая учреждения сферы государственного и муниципального управления. Разработка и внедрение в повседневную деятельность организаций стандартизированных правил и процедур является основой их последующей сертификации на соответствие стандартам Системы Менеджмента Качества (СМК), что является гарантией компетентности соответствующих организаций в предоставлении потребителям продукции и услуг соответствующего качества, а также служит основанием для бюджетного финансирования социальных и экономических программ. Именно сертификация уровней качества жизни населения и социально-экономического состояния муниципальных образований должна стать барометром оценки эффективности государственного и муниципального управления…".