Выпуск от: 5 ноября 2004 г.   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 12-13
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
О ПРОЕКТЕ МОДЕЛИ И ПРИНЦИПАХ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОС

О ПРОЕКТЕ МОДЕЛИ И ПРИНЦИПАХ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РОССИИ

Два события оказывают принципиальное влияние на дальнейший ход развития экономики страны. Это принятие Федерального закона от 6.10.03 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и реализация указов Президента Российской Федерации “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” от 9.03. 04 г. № 314 и “Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти” от 20.05.04 г. № 649.
Они же оказывают кардинальное влияние на государственную систему управления охраной труда.
С принятием этих документов акценты сместились на процессы управления экономикой в целом и на отдельные ее составляющие с федерального и регионального уровня к низовому звену - предприятиям и организациям различных видов экономической деятельности и форм собственности, расположенных, как правило, на территориях тех или иных муниципальных образований.
Сегодня в государственном управлении в целом ориентация делается на низовые муниципальные образования - промышленные и аграрные поселения. И это, безусловно, правильный, не подлежащий сомнению, подход. Ибо именно эти образования составляют основу экономической и иных составляющих России.
Реализация основных функций, обеспечивающих жизнедеятельность населения муниципального образования, вменяется их органам самоуправления.
Предполагается, что введение новых принципов самоуправления придаст мощный импульс развитию местной инициативы и предпринимательства. Муниципальные образования будут способны получать необходимые им финансовые средства за счет собственной деятельности.
Все это позволит больше уделить внимание одной из важнейших проблем в социально-трудовой сфере - охране или безопасности труда.
Мы предлагаем в дальнейшем принять как аксиому необходимость и целесообразность формирования политики безопасности труда на всех уровнях управления. При этом, по нашему мнению, основная работа должна строиться именно в низовом звене - предприятиях, организациях и т.д. всех форм собственности и видов экономической деятельности.
С этой целью мы разрабатываем Проект модели организации и управления безопасностью труда на уровне низового муниципального образования, которая содержит следующие основные блоки:
- государственное управление безопасностью труда на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- деятельность муниципального образования;
- участие профсоюзных и иных общественных организации в их решении;
- роль сервисного обслуживания и обязательного социального страхования.
Составные его блоки будут подробно описаны и опубликованы.
В настоящее время система государственного управления охраной труда в субъектах Российской Федерации в определенной степени сложилась применительно к существующим в данном периоде условиям:
1. Реализуются основные направления государственной политики, установленные Федеральным законом “Об основах охраны труда в Российской Федерации” от 17.07.99. № 181-ФЗ;
2. Федеральным законом от 17.07.99. № 181 - ФЗ определены:
- полномочия органов государственной власти РФ в области охраны труда (ст. 5) -(по семнадцати направлениям);
- полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (ст. 6) - (по пятнадцати направлениям);
- полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда (ст. 7) -даны в общей формулировке: “Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке”;
3. Минтруд России своим постановлением от 30.10.95. № 58 установил перечень функций подразделений по охране труда соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по шестнадцати направлениям).
На основе названных выше законодательных и иных положений были составлены и утверждены перечни функций региональных органов по охране труда в законах об охране труда субъектов Российской Федерации. При этом разработчики региональных документов увеличили в большинстве случаев перечень функций исходя из специфики своих субъектов РФ, накопленного опыта и собственной нормотворческой инициативы.
Проведенные федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти меры позволили стабилизировать и несколько снизить уровень летального и общего травматизма.
Однако сегодня мер профилактического характера оказывается явно недостаточно. Медленно сокращается, а кое-где даже растет число занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда.
Удельный вес тяжелых несчастных случаев в общем же объеме составляет около 5 %. Число лиц, пользующихся хотя бы одним видом льгот, к общему числу занятых в производстве, составляет 42 %.
Следует также отметить, что около 80% всех несчастных случаев и происшествий на производстве происходит по так называемым организационным причинам, а каждый третий несчастный случай связан с алкогольным опьянением.
Состояние производственной среды и технологического оборудования во многих производствах вызывает серьезную обеспокоенность и тревогу общественности.
Все это требует принятия кардинальных мер профилактического воздействия. Именно поэтому мы вносим на ваше рассмотрение и предлагаем в дальнейшем для широкого обсуждения данные подходы.
Мы считаем, что в Российской Федерации профилактическая работа по оздоровлению и улучшению условий труда должна строиться на новых принципах и подходах.
Первоначальные элементы безопасности труда и оздоровления жизненной сферы должны начинаться именно с низовых - первичных коллективов*.
По нашему мнению, эти проблемы должны быть объединены в одну и называться сферой благополучия человека. Эта сфера должна включать в себя: безопасность труда, здоровье, эргономику, психологические проблемы (стресс), гигиену труда, приведение в порядок рабочих мест, производственной и окружающей среды.
Все организации, входящие в состав муниципального образования (большие, средние и малые) должны по единым организационным и методическим подходам решать проблемы в области безопасности труда на принципах:
q обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
q самостоятельности решения населением вопросов местного значения;
q организационного обособления местного самоуправления, его органов в системе управления и взаимодействия с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
q законности в организации и деятельности местного самоуправления;
q государственных гарантий местного самоуправления;
q ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
q обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований к обеспечению сферы благополучия жителей к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим её осуществление;
q соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии безопасности труда, охраны окружающей среды или иных составляющих сферы благополучия населения;
q комплексного подхода к безопасности труда и других оздоровительных и профилактических мер, способствующих активизации сферы благополучия населения;
q объединения усилий всего актива муниципального образования для своевременного и оперативного их осуществления;
q обязательного и последовательного обучения всех жителей поселения приемам и способам выполнения мер безопасности труда в рамках общего благополучия населения;
q развития волонтерства и других форм привлечения населения к согласованным мерам безопасности труда, защите окружающей и производственной среды, проведения оздоровительных мероприятий в целях повышения и укрепления благополучия всех жителей поселения;
q организации разъяснительной и профилактической пропаганды через все имеющиеся возможные источники информации и оповещения населения о принимаемых мерах, в том числе через сельские сходы и иные аналогичные мероприятия;
q совместного участия органов муниципального управления всех уровней в контрольно-надзорной и правоприменительной деятельности госнадзоров в области безопасности труда, производственной санитарии и охраны окружающей среды на предприятиях, расположенных на территориях тех или иных муниципальных образований (включая поселковые) ;
q объединения усилий имеющихся специалистов по охране труда для согласованного и комплексного обслуживания всех участников трудовых процессов, как через формирование общественных советов при органах управления муниципальных образований, так и развития инициативы отдельных передовиков и инициаторов, движения за здоровый и безопасный образ жизни в рамках конкретного поселения;
q участия населения конкретных муниципальных образований поселкового типа в работе по развитию сферы благополучия через общественные организации жителей посёлков (советы специалистов и профсоюзного актива предприятий, общественные советы при органах самоуправления и т.д.), информирования населения о состоянии безопасности труда и экологии на предприятиях муниципальных образований через местные СМИ, собрания, сходы и т.д;
В условиях современной России необходимо шире использовать семинары, дружественные и иные связи среди родственников и соседей ради укрепления соборности и сплоченности населения, направляя усилия на решение жизненно важных проблем, одной из которых и является общее благополучие населения, а также повышение влияния роли семьи и детей, трудовых и иных коллективов на отношение родителей к трудовым и общественным обязанностям, пьянству и другим общественным проявлениям.
Именно это, на наш взгляд, может оказать существенное влияние на дальнейшее повышение уровня и действенность профилактических мероприятий по безопасности труда на принципах формирование сферы общего благополучия населения.
Уже имеющийся опыт по данным вопросам ряда муниципальных образований вселяет в нас уверенность в том, что проявляя заботу друг о друге в рамках предлагаемого проекта, мы сумеем всем миром значительно оздоровить ситуацию не только с безопасностью труда, но и в других смежных с ней вопросах.
Однако для этого мало только благих намерений. Необходима повсеместная учеба руководителей и специалистов, в том числе по изучению современных методов и приёмов организации и безопасности труда в новых условиях. Успех от реализации предлагаемых мер возможен только при активном участии всех жителей муниципальных образований, широкой общественности, представителей законодательной и исполнительной власти различных уровней управления.

А.М.Елин Зав. отделом норм и стандартов ГУ ВЦОТ, кандидат социол. наук

Более подробно эта тема освещена в 4-м и 6-м выпусках Информационного сборника “Охрана труда” за 2004 г. первая и вторая части. Третья часть сдана на редактирование. Планируется написание четвертой части.