Выпуск от: 30.03.2005   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 16-17
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕТ РАБОТУ

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕТ РАБОТУ
В конце февраля во Всероссийском центре охраны труда состоялось межотраслевое совещание руководителей и специалистов по охране труда федеральных органов исполнительной власти и других организаций со следущей повесткой дня:
1. Об изменениях в структуре органов управления охраной труда в Российской Федерации в связи с административной реформой и основные задачи охраны труда на современном этапе
(Свиридов Владимир Константинович - заместитель директора Департамента трудовых отношений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации).
2. О состоянии условий и охраны труда в Российской Федерации в 2004 и мерах по их улучшению
(Пашин Николай Петрович - директор ФГУ «Всероссийский центр охраны труда», д.э.н., профессор).
3. Об отдельных аспектах деятельности Федеральной инспекции труда в ходе осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в 2004 году
(Мартынов Александр Владимирович, заместитель начальника Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости).
3. Система «СМОДИК» как инструмент экологического мониторинга промышленной безопасности профессиональных рисков
(Фролов Андрей Борисович - директор по науке Некоммерческого партнерства «Новые социальные технологии»).
4. О мероприятиях Ассоциации «СИЗ» в 2005 году
(Президент Ассоциации «СИЗ» Сорокин Юрий Григорьевич).
5. О Всероссийском конкурсе по условиям и охране труда (Пашин Николай Петрович — директор ФГУ «Всероссийский центр охраны труда», д.э.н., профессор).
6. О возобновлении практики постоянно действующих межведомственных совещаний федеральных органов исполнительной власти по вопросам охраны труда
(Пашин Николай Петрович - директор ФГУ «Всероссийский центр охраны труда», д.э.н., профессор).
Сегодня мы публикуем выдержки из отдельных выступлений участников совещания.

Свиридов В.К.
- В составе Министерства здравоохранения и социального развития образован Департамент трудовых отношений, который включает 5 отделов.
1. Отдел государственной службы. В феврале
2005 года вступил в действие закон о гражданской государственной службе. Предполагается выпуск нескольких десятков подзаконных нормативных актов, в основном это Указы Президента. Должен выйти закон, который внесет изменения в ныне действующий закон, регулирующий государственную службу, приводя их в соответствие с новым законом. Уже выпущено 4 Указа, они осуществляют порядок осуществления приема на работу на гражданскую службу (о классных чинах, об аттестации, об экзамене и т.д.). Одним из условий нахождения на гражданской государственной службе является знание правил охраны труда, это выделено отдельной строкой. Законом предусмотрено создание отдельного органа, который будет регулировать гражданскую государственную службу, но поскольку в бюджете 2005 года не заложены эти вопросы, пока этим занимается Министерство здравоохранения и социального развития.
2. Отдел социального партнерства. После обращения ФНПР Президент дал поручение возобновить действие трехсторонней комиссии, которая активно начала свою работу. Создана структура, включая рабочие группы по различным направлениям, группы экспертов при этих группах. Большая проделана работа, очень долго шла подготовка Генерального соглашения. Сегодня оно принято на 3 ближайших года. Теперь нам предстоит разработать план мероприятий Правительства, которое будет реализовывать мероприятия Генерального соглашения. Работая в рамках трехсторонней комиссии, мы решали очень много вопросов, в том числе и по охране труда. Есть в Генеральном соглашении раздел по охране труда, в который включены «капитальные» мероприятия, которые нужно подробно расписывать и строить очень большую структуру по реализации этого раздела.
3. отдел политики занятости. Занимается не только вопросами занятости, но и альтернативной гражданской службы и миграционной политики (совместно с МВД). В рамках взаимодействия отделов создается среднесрочная программа Правительства, пока в нее не удалось записать вопросы охраны труда (Минэкономразвития не очень-то воспринимает эти вопросы), но связав охрану труда с политикой занятости (качество занятости, объемы занятости увеличиваются, если рабочие места обеспечены средствами защиты; когда на рабочих местах созданы безопасные условия труда, спрос на эти рабочие места повышается), мы смогли в среднесрочной программе закрепить вопросы по ОТ.
4. Отдел трудовых отношений и оплаты труда. Сейчас очень большое внимание уделяется вопросам оплаты труда (по устранению задолженностей по оплате). Каждый месяц Президенту предоставляется доклад по состоянию дел в области оплаты труда, заработной платы. Подключены социальные партнеры. Очень активно работают и профсоюзы и работодатели, понимая важность этого вопроса. Помимо этого отдел курирует и все остальные вопросы трудовых отношений, связанных с Трудовым кодексом, за исключением тех, которые я назвал. В Государственной думе создана рабочая группа, которая работает над поправками в Трудовой кодекс. На сегодняшний день рассматриваются 800 поправок к ТК. Социальные партнеры с участием аппарата Госдумы, депутатами рассматривают вопросы изменения ТК. Работа идет третий год, сейчас она активизировалась, заседания стали проводиться более часто, интенсивно, поскольку затягивать нельзя. Уже возникают новые вопросы по изменению Трудового кодекса.
5. Отдел политики охраны труда. Хочу подчеркнуть, что нам не удается и не удастся проводить автономную политику исключительно по охране труда, занимаясь вопросами государственной политики, не касаясь отраслевой специфики. В 2006 году намечена реформа здравоохранения и образования. В рамках этой реформы уже приняты 6 постановлений Правительства по предоставлению компенсаций за условия труда в системе здравоохранения. Работа сложная и большая по объему. По своему министерству мы видим, как и какие компенсации предоставлять работникам государственных федеральных учреждений и здравоохранения. Но есть и другие федеральные органы исполнительной власти, которые имеют в своей структуре медицинские учреждения. И они должны войти в наши постановления. Это прежде всего относится к опасным заболеваниям: туберкулез, СПИД, психиатрические заболевания. Пытаемся восстановить вопросы правоприменения, т.к. эти вопросы в новой структуре министерства «потерялись». Например, обучение отдельных категорий застрахованных, научно-исследовательские работы.
Идет объединение в рамках Госсанэпиднадзора: из 3000 предприятий, разбросанных по стране, будет образовано 90. Произойдет сокращение этой службы.
Организационные недостатки в работе Министерства, вызванные в ходе реформирования, в основном устранены, начинается нормальная, спокойная, вдумчивая работа по всем вопросам, в том числе и по вопросам охраны труда.

Пашин Н.П.:
Трудно переоценить факт возобновления работы после 9-тимесячного перерыва постоянно действующего межведомственного совещания руководителей и специалистов охраны труда федеральных органов исполнительной власти, которое позволит, как и прежде, рассматривать в плановом порядке все вопросы, которые требуют обсуждения и принятия рекомендательных решений.
В 2004 году сохранилась тенденция сокращения производственного травматизма практически во всех отраслях экономики. Состояние условий охраны труда в России в целом продолжает оставаться достаточно напряженным и сложным, а по ряду показателей неудовлетворительным.
Уровень травматизма в 2004 году по стране составил 3,8% на 1000 работников против 3,9% в 2003 году и 5,2% в 1999 году. За пять лет абсолютное снижение этого показателя произошло на 26%. Если в 1999 году количество травмированных составляло 153000 человек, то в прошедшем году – 106000.
По основным отраслям этот показатель составил:
2003 2004
Строительство 4,6 4,4
Сельское хозяйство 6,1 5,8
Промышленность 4 4,5

Зарегистрировано наименьшее за 10 лет число несчастных случаев со смертельным исходом производственного травматизма.
При этом каждый пятый работник трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Динамика этого важнейшего показателя имеет отрицательные величины и тенденцию к росту.
По отношению к 1999 году доля этой категории увеличилась на 14,8%, немного стабилизировалась за последние 2-3 года.
Особую тревогу вызывает устойчивый рост числа работников-женщин, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Положительная динамика на протяжении последних 5-6 лет наблюдается в области занятости молодежи моложе 18 лет.
Вызывает тревогу старение производственных фондов. Степень износа в целом по стране в 2004 году 51,5% против 41,9% в 1999 году, в промышленности это старение происходит более высокими темпами и износ составляет 54%. Обновление производственных фондов отстает от требований дня, что ведет к плохим условиям труда и низкому качеству продукции.
Наибольший травматизм наблюдается в отраслях, занятых добычей сырья, топлива и заготовкой леса. Травматизм здесь выше в 4,7 раза по сравнению с машиностроением. А по сравнению с наукоемкими отраслями - в 11 раз. Наихудшие условия труда также наблюдаются в этих же отраслях, а также в черной и цветной металлургии. Доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим условиям, в этих отраслях выше в 1,7 раза чем в машиностроении, в 18,5 раз – по сравнению с отраслью связи. Самый высокий уровень профессиональных заболеваний наблюдается в угольной, черной и цветной металлургии, он в 6,5 раз выше, чем в обрабатывающих отраслях промышленности.
На уровень травматизма влияет и размер предприятия. В 2004 году на малых и средних предприятиях травматизм со смертельным исходом был в 2,9 раза выше, чем на крупных.
Существует прямая зависимость между трудовой квалификацией работника, знаниями в области охраны труда и травматизмом: более 70% травматизма со смертельным исходом вызвано причинами организационного характера. За 2003-2004 годы обучение и проверку знаний требований охраны труда прошли более 180000 человек.
Немцы следуют лозунгу «больше знаний – меньше травм».
За последние 2 года в Российской Федерации принято значительное количество нормативных правовых актов разной направленности. В числе наиболее значимых: ГОСТ Р 12.006.2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организациях», Постановление Минтруда России от 31.03.2003 № 13 «Об утверждении норм и условий выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда» и ряд других нормативных правовых актов. Значительный объем обеспечения охраны труда выполняется федеральными органами исполнительной власти. В 2004 году лучше других по оперативным данным эта работа проводилась в МПС России, Минсвязи, МЧС, Минтрансе, Минэнерго, Минсельхозе России.
Госгортехнадзор пересмотрел, утвердил и зарегистрировал в Минюсте около 85% существовавших ранее нормативных правовых актов по безопасности производственных процессов и работ повышенной опасности. В значительном объеме утверждены нормативные методические документы по гигиене труда.
Серьезная работа проведена бывшим Госстроем России (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству) в части подготовки и введению норм и правил безопасности труда в строительстве.
Только за последние 2 года подготовлено и издано более
30 нормативных правовых актов по охране и безопасности труда в энергетике.
Минсельхоз России в 2003-2004 гг. подготовил и утвердил, зарегистрировал 36 отраслевых правил по охране труда. Многие из них могут быть использованы в работе организаций различных форм собственности, в том числе и индивидуальными предпринимателями.
Принятие новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» требует до 1 ноября 2005 г. приведения в соответствие с его требованиями законов субъектов Российской Федерации об охране труда в части, касающейся наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по охране труда.

В связи с предстоящим вступлением России в ВТО предстоит серьезная работа по приведению российских нормативных требований в области безопасности труда в соответствие с международными стандартами. В ближайшие месяцы необходимо решить на уровне Министерства здравоохранения и социального развития введение в действие системы сертификации работ по охране труда в полном объеме.
За прошедший год административной реформы ни одного слова не прозвучало по проблемам охраны труда. Только профсоюзы обращают внимание Правительства на эту проблему.

Мартынов А.В.:
Очень приятно, что вопросы охраны труда остаются в центре внимания здравомыслящих людей и организаций. В современных условиях эта проблема диктуется жизнью.
В ходе административной реформы образована Федеральная служба по труду и занятости, в структуре которой имеется управление надзора и контроля законодательства о труде.
Государственная инспекция труда не претерпела существенных изменений по выполняемым функциям, но административная реформа краем коснулась и ее – произошло сокращение численности сотрудников. По сравнению с 2003 годом численность инспекторов труда снизилась на 13%, а по сравнению с 1994 годом, когда была образована федеральная инспекция труда, уменьшилась на треть. И это не может не беспокоить. Произошло снижение в уровне оплаты труда, в связи с чем начался отток кадров из инспекции труда. Работники инспекции – авторитетные высококвалифицированные люди. Оперируя разницей в оплате труда, на предприятиях могут предложить более выгодные условия. Сейчас часто звучат звонки с мест от руководителей госудорственной инспекции труда субъектов РФ, которые обеспокоены складывающимся положением вещей.
Тем не менее, темпы работы не снижаются. По-прежнему осуществляется надзор и контроль над соблюдением законодательности в труде, все усилия направлены на то, чтобы защитить граждан, где бы они ни работали. Основная форма работы инспекторов по охране труда – проведение проверок.
В 2004 г. проведено более 250 тыс. проверок, выявлено более 2 млн. нарушений прав работников, в том числе 1,622 млн. в сфере охраны труда
В деятельности гос. инспекции труда РФ и управления надзора и контроля основное внимание уделяется профилактическим мерам по сокращению и предупреждению правонарушений, являющихся основной причиной несчастных случаев на производстве, которые приводят к производственным травмам работников.
Проведение проверок происходит и при взаимодействии с другими органами надзора и контроля, властными структурами и общественными организациями. Таким образом, по вопросам охраны труда проведено около 4 тыс. проверок вместе с Гостехнадзором (сейчас это федеральная служба), Госэнергонадзором, Санэпиднадзором и другими государственными органами и общественными организациями.
Основная форма реакции инспекции труда – выдача предписания об устранении выявленных недостатков работодателями, привлечение их к административной ответственности (административные штрафы). По результатам проведенных проверок за допущенные нарушения требований охраны труда к административной ответственности (штрафам) были привлечены более
48 тыс. человек.
На сегодняшний момент все больше применяется практика привлечения должностных лиц к административной ответственности по части 2 ст. 127 п. 1.1. КоАП – дисквалификация.
В 2004 году количество дисквалифицированных судом выросло более чем в 5,5 раз, в 2003 году это были 212 человек, в 2004 году – 1326 человек.
Такая практика приобретает все более широкие масштабы. Это говорит о том, что с одной стороны более активно работает инспекция, а с другой – работодатели продолжают игнорировать те или иные требования гос. инспекций труда, так как приходиться прибегать к крайним мерам воздействия.
Основные виды нарушений законодательства о труде и охране труда, выявленные гос. инспекцией труда в 2004 году:
1. Неудовлетворительный контроль со стороны работодателей и других ответственных лиц над безопасным производством работ.
оверки знаний по охране труда. Допуск к самостоятельной работе работников без стажировки на рабочих местах.
К сожалению, при анализе несчастных случаев на производстве выявляется очень много смертельных и тяжелых случаев, так как люди совершенно не понимают, что они делают и что они должны делать на том или ином рабочем месте.
3. Отсутствие контроля за эксплуатацией и техническим состоянием ограждающих и защитных устройств оборудования.
4. Неудовлетворительное содержание рабочих мест, проходов, территорий организаций, необеспеченность работников СИЗ в соответствии с ТК.
Было проведено 481 тыс. проверок обеспеченности спецодеждой и другими СИЗ, в связи с чем выявлено более 10 тыс. нарушений.
Анализ проверок свидетельствует о том, что на предприятиях с уществует огромное количество нарушений норм трудового законодательства, регламентирующего порядок организации и обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ.
Основные нарушения норм труда:
1. Работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, не обеспечиваются соответствующими СИЗ или же обеспечиваются не теми, которые нужны. Организации приобретают СИЗ без сертификатов соответствия, не отвечающие требованиям охраны труда.
2. Общим для организаций нарушением является то, что не ведутся карточки учета средств индивидуальной защиты МБ-8.
3. Не организованы стирка, чистка, ремонт спецодежды. Это выполняют сами работники. Поэтому инспекции приходится принимать соответствующие меры.
В целях создания надлежащих условий труда работников и предупреждения возможных несчастных случаев на производстве было проведено более 9 тыс. проверок обеспечения соответствия строящихся и ремонтируемых производственных объектов разработанной технической документации и требованиям охраны труда. В ходе проверок было выявлено и устранено более 39 тыс. отступлений от нормы, которые ухудшали условия охраны труда работников.
Усилиями инспекции в прошлом году ряд законченных строительных объектов не был принят в эксплуатацию по указанным причинам.
Продолжаются проверки по приведению в соответствие с нормативными требованиями охраны труда производственных объектов и оборудования. Принимаются меры к тем объектам и оборудованию, которые представляют реальную угрозу жизни и здоровью работников.
В прошлом году была приостановлена работа 7 тыс. производственных подразделений и запрещена эксплуатация свыше
87 тыс. единиц различного производственного оборудования, так как они представляли угрозу для жизни и здоровья человека.
По оперативным данным федеральной инспекции труда увеличилось количество погибших в угольной отрасли почти в
1,5 раза, в организациях авиационного транспорта в 2,3 раза.
Каждый пятый смертельно травмированный работник пострадал в результате воздействия движущихся, разлетающихся и вращающихся предметов, деталей.
Более 17% погибли в результате падения с высоты, около 17% в результате дорожно-транспортных происшествий.
Эти виды происшествий в течение ряда лет занимают лидирующие позиции.
По-прежнему в общей структуре причин несчастных случаев на производстве со смертельным исходом более 80% ежегодно занимают причины организационного характера – нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников, нарушения трудовой дисциплины и пр., тогда как причины технического характера - конструктивные недостатки, эксплуатация неисправных машин, оборудования, несовершенство технологических процессов - составляют не более 12-15%.
Как видно - основной вес имеют причины организационного характера.
2. Непрохождение руководителями и другими специалистами прМы встречаемся с такими явлениями, как сокрытие несчастных случаев. В 2004 году было выявлено и расследовано 3731 несчастных случаев на производстве. По сравнению с 2000 годом показатель увеличился в 2,4 раза.
В основном организации и предприятия скрывают тяжелые несчастные случаи.
С одной стороны – это свидетельствует о повышении эффективности работы инспекции, с другой – работодатель стремиться и находит повод сокрыть несчастные случаи на производстве.
Юридическая грамотность населения возрастает, люди спустя год, два, три обращаются в инспекцию труда, чтобы их трудовые права защитили и они получили соответствующие компенсации и выплаты.
Нарушения охраны труда по-прежнему носят массовый характер.
Основные причины:
1. Неустойчивое экономическое и финансовое положение хозяйствующих субъектов на фоне отсутствия реальных экономических условий и эффективных механизмов, побуждающих работодателя к безусловному соблюдению требований законодательства об охране труда и стимулирующих их деятельность по улучшению условий и охраны труда работников.
Мы подготовили предложение по реализации в Генеральное соглашение и постарались этот вопрос внести в план, чтобы найти рычаги и механизмы повышения ответственности работодателей, владельцев бизнеса в сфере охраны труда.
2. Несовершенство действующей сегодня нормативно-правовой базы по охране труда.
Это вызвано несоответствием ряда основополагающих нормативных правовых актов по охране труда отдельным принятым за последние 2 года базовым законодательным актам, в том числе это закон о техническом регулировании.
3. Низкий уровень правовых знаний и элементарной дисциплины руководителей организаций, должностных лиц и персонала, слабая информированность в области трудового законодательства. Поэтому многие моменты, которые работодатель обязан в соответствие с законодательством выполнять, не выполняются.
По-прежнему открытым остается вопрос пропаганды охраны труда в масштабах РФ. В связи с этим планируются соответствующие мероприятия.
Мы не видим достаточно серьезной помощи, инициативы со стороны органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Нет скоординированной работы, но руководители инспекций в субъектах РФ в индивидуальном порядке посещают руководителей администраций, помечают те направления действий, которые будут более эффективны в том или ином регионе. Здесь учитываются реальные перспективы и направления развития экономики страны для улучшения условий охраны труда.
Одним из приоритетных направлений мы выбираем аттестацию рабочих мест по условиям труда и намерены в будущем сосредоточить свои усилия в этом направлении больше, чем это было раньше.
Аттестация рабочих мест по условиям труда должна стать безусловным базисом для объективного решения:
- для обоснованности предоставления работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, соответствующих льгот и компенсаций, установленных трудовым законодательством. Отнесение организаций к классам профессионального риска для увеличения страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний и установление размеров страховых взносов на обязательное социальное страхование;
- для оценки обоснованности включения работодателем конкретных рабочих мест в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, работа на которых дает работнику право быть застрахованным лицом в профессиональной пенсионной системе в соответствии с готовящимися положениями закона о профессиональной пенсионной системе.
На определенном этапе работа по осуществлению надзора и контроля за выполнением работодателем обязанностей по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда должна стать ключевым направлением в нашей деятельности, и мы на 2005 год наметили ряд конкретных действий.
Нельзя обойти вопрос о государственной экспертизе условий труда, которая проводится в порядке, установленном органами власти в соответствии с положением об экспертизе.
Появилось постановление Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49. В положение о проведении государственной экспертизы вносятся изменения.
Самое главное – на Федеральную службу по труду и занятости возложено осуществление функций по государственной экспертизе условий труда.

Записал А. Иванов