Выпуск от: 18 мая 2005 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 4 (18)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ПАСПОРТ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА 200

Паспорт Городской программы по охране труда на 2005-2007 годы

Наименование
программы Городская программа по охране труда
на 2005-2007гг.
Основание для раз-
работки программы Закон города Москвы от 14. 03.2001 года №7 «Об охране
труда в городе Москве» в редакции Законов Москвы от 26.12.2001 № 74, от 11.02.2004 № 6
Положение о системе государственного управления
охраной труда в городе Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 15. 04.2003г. № 249-ПП
Постановление Правительства Москвы от 04.06.2002г. № 419-ПП «О городской программе по охране труда на
2002-2004 годы»
Государственный заказчик
Программы Комитет общественных связей города Москвы
Государственные заказчики-соисполнители Программы Департаменты, комитеты, управления, префектуры административных округов города Москвы
Разработчики Программы Комитет общественных связей города Москвы
АНО «Научно-исследовательский институт проблем охраны труда»
ОУП « Академия труда и социальных отношений»
Сроки и этапы реализации Программы 2005 - 2007 годы
Цель
Программы Сохранение жизни и здоровья работников предприятий и организаций города Москвы в процессе трудовой деятельности
Основные
задачи Программы совершенствование государственной системы управления охраной труда в городе Москве создание инфраструктуры обеспечения охраны труда
проведение мероприятий по обеспечению охраны труда в организациях города
повышение эффективности государственного надзора и контроля за охраной труда
Основные
мероприятия
Программы обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти с органами надзора и контроля и организациями города нормативное и методическое обеспечение системы государственного управления охраной труда информационное обеспечение охраны труда обучение по охране труда методическое и практическое обеспечение организаций города в области охраны труда
Ожидаемые результаты
реализации Программы Комплексная реализация мероприятий Программы позволит не допустить ежегодный уровень производственного травматизма, измеряемого числом пострадавших в расчете на 1000 работающих, выше 2,3.
Финансовое обеспечение Программы
Общий объем финансирования 589,273 млн. руб. в т. ч. по годам реализации: млн. руб.
по источникам финансирования: 2005 2006 2007
городской бюджет,
в том числе:
- средства Комитета общественных связей города Москвы на реализацию мероприятий социальной политики в области трудовых отношений и социального партнерства
- средства на содержание Московского городского центра условий и охраны труда 20,036

5,8

14,236 20,436

6,2

14,236 20,236

6,0

14,236

внебюджетные источники:
средства Государственного учреждения - Московское региональное отделение
Фонда социального страхования Российской Федерации на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников 163,359
176,428 188,778

ИТОГО: 183,395 196,864 209,014
Система организации управления и контроля за исполнением программы Исполнителями мероприятий программы являются:
департаменты, комитеты, управления, префектуры административных округов города Москвы;
органы государственного надзора и контроля;
Государственное учреждение – Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
базовые организации в области охраны труда;
Московский городской центр условий и охраны труда;
Московская Федерация профсоюзов;
Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей;
обучающие организации города Москвы;
организации города.
Координация деятельности по реализации программных мероприятий осуществляется Межведомственной комиссией по охране труда при Правительстве Москвы и Комитетом общественных связей города Москвы.
Источником ежегодной информации о числе пострадавших в результате несчастных случаев на производстве является Московский городской комитет государственной статистики.
Мероприятия программы могут корректироваться в пределах средств, выделенных на реализацию программы на основании изменения законодательства и состояния условий и охраны труда в городе.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Комитет общественных связей города Москвы с ежегодным представлением в Департамент экономической политики и развития города Москвы отчетов о ходе реализации Мероприятий программы.

ОСНОВАНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ
ПРОГРАММЫ

Введение
Городская программа по охране труда на 2005-2007 годы разработана Комитетом общественных связей города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 14.03.2001 года № 7 «Об охране труда в городе Москве», Положением о системе государственного управления охраной труда в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.04.2003г. № 249-ПП, Постановлением Правительства Москвы от 04.06.2002г. № 419-ПП «О городской программе по охране труда на 2002-2004 годы».
Охрана труда является важным фактором социально-экономического развития Москвы. Производственный травматизм и профессиональные заболевания ведут к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников и организаций, так и для города в целом.
Ориентация программы на сбалансированное решение правовых, организационных и технических вопросов охраны труда требуют консолидированных усилий органов исполнительной власти, органов надзора и контроля, объединений профсоюзов и работодателей. Поставленные задачи могут быть решены только программными методами при осуществлении согласованного комплекса мероприятий.
Основания и необходимость разработки Программы
В 2004 году заканчивается реализация Городской программы по охране труда на 2002-2004 годы. В процессе выполнения программных мероприятий отмечалось ежегодное снижение уровня производственного травматизма в городе Москве на 8,7%, со смертельным исходом – в среднем на 11%. Достигнут результат соответствующий цели программы - переломить тенденцию роста производственного травматизма, наметившуюся в 1999-2001годах.
Этому способствовали активизация работы органов исполнительной власти города Москвы и Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы в создании безопасных условий труда для работников московских предприятий и организаций, формирование и деятельность отраслевых комиссий по охране труда и межведомственных комиссий по охране труда при префектурах административных округов.
В рамках реализации программных мероприятий в городе сформирована система обучения по охране труда, состоящая из 73 обучающих организаций. В них прошли обучение более 100 тыс. руководителей и специалистов различных отраслей экономики, 45 тыс. работников из отдельных категорий застрахованных (работники служб охраны труда, члены комиссий по охране труда, уполномоченные лица по охране труда, руководители бюджетных организаций).
Совершенствуется система инструментального контроля условий труда и сертификации работ по охране труда. В системе задействовано 46 лабораторий и 34 органа по сертификации, имеющих соответствующую аккредитацию Минтруда России, Госстандарта, Госсанэпиднадзора.
Аттестацию рабочих мест по условиям труда провели
730 предприятий и организаций города. Аттестовано 31,5 тыс. рабочих мест.
В административных округах ежегодно организуется проведение семинаров-совещаний по охране труда с участием руководителей и специалистов. За три года в 32 семинарах-совещаниях приняло участие 7,6 тыс. представителей более 5,6 тыс. предприятий и организаций.
Продолжилась работа по освоению средств, выделяемых Государственным учреждением – Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Предприятиями и организациями города в 2002-2003 годах освоено 235,2 млн. рублей, в том числе израсходовано:
- на аттестацию рабочих мест по условиям труда - 108,7 млн. рублей;
- на обязательные периодические медосмотры работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, - 40,9 млн. рублей;
- на приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты -19,0 млн. рублей;
- оплату стоимости путевок на профилактическое санаторно-курортное оздоровление работников - 51,5 млн. рублей;
- приобретение приборов контроля за состоянием условий труда - 15,1 млн. рублей.
Для усиления внимания работодателей к вопросам обеспечения безопасных условий труда организован и проведен первый городской смотр-конкурс на лучшую организацию работы в области охраны труда. В смотре-конкурсе приняло участие более 1800 организаций всех отраслей экономики.
Однако, несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию снижения уровня производственного травматизма, остается высоким уровень профессиональных рисков, медленно снижается количество рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, сохраняется высокий уровень травматизма в строительстве и на транспорте. По-прежнему велика доля оборудования, не соответствующего требованиям безопасности, морально и физически устаревшего.
Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надежных систем предупреждения и локализации аварий, соблюдению требований норм и правил охраны труда при проектировании оборудования и технологических процессов.
Наряду с техническими причинами несчастных случаев на производстве, устранение которых требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат, около половины несчастных случаев связаны с организацией труда - это неудовлетворительное обеспечение безопасности производства работ и рабочих мест; допуск к руководству работами и к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, не изучивших требования инструкций по охране труда; нарушение трудовой и производственной дисциплины.
Во многих случаях неудовлетворительная организация труда и производства является следствием отсутствия в организациях города современных систем управления охраной труда.
Решение многих проблем сдерживается недостаточным развитием механизмов реализации законодательной и нормативной базы в сфере обеспечения охраны труда. До настоящего времени на федеральном уровне не отработан экономический механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
В свою очередь, сформированная городская система государственного управления охраной труда предоставила возможность отраслевым, функциональным и территориальным органам исполнительной власти приступить к решению основной задачи по улучшению условий и повышению безопасности труда - обеспечению охраны труда на всех уровнях управления охраной труда и в организациях города. В этой связи возникает необходимость переноса центра тяжести осуществляемых мер по обеспечению охраны труда от органа исполнительной власти в области охраны труда - Комитета общественных связей города Москвы, на окружной и отраслевой уровень. При этом за Комитетом сохраняется подготовка предложений и решение задач по реализации государственной политики в области охраны труда, методологическому обеспечению органов исполнительной власти, разработке и реализации программ по охране труда и дополнительных мер общегородского уровня.
В этой связи, городская Программа являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в области охраны труда в Москве, позволяет планомерно проводить работу в области обеспечения охраны труда, предусматривать необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение главной цели.
Основные цели и задачи Программы
Оценка результатов реализации государственной политики в области охраны труда в Москве показала, что создание эффективной системы управления охраной труда возможно при комплексном подходе к решению проблем управления охраной труда и ее обеспечения, а также при тесном взаимодействии органов государственной власти Москвы с органами государственного надзора и контроля, объединениями профсоюзов и работодателей.
Деятельность субъектов системы государственного управления охраной труда в городе Москве при взаимодействии с работодателями направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности и, конкретно, на улучшение условий и безопасности труда работников, принятие и реализацию предупредительных и профилактических мер как на уровне города, отраслей экономики, административных округов, так и на уровне предприятий и организаций, обеспечивающих предупреждение случаев травматизма на предприятиях и в организациях, устранение причин происшедших несчастных случаев на производстве.
На заседании Правительства Москвы 10 августа 2004 года по вопросу «О совершенствовании системы организации работ по обеспечению безопасности труда, снижению производственного травматизма, улучшению условий и охраны труда» определены следующие приоритеты в управлении охраной труда:
- совершенствование системы государственного управления охраной труда в городе Москве;
- повышение роли надзорных и контрольных органов в обеспечении охраны труда в организациях;
- создание эффективной городской инфраструктуры обеспечения охраны труда, направленной на обеспечение охраны труда в организациях;
- обеспечение охраны труда в организациях города в соответствии с требованиями охраны труда.
Основные направления Программы
Реализация приоритетных направлений Программы обеспечивается комплексом мероприятий по правовому, методическому, организационному, информационному и финансовому обеспечению и включает в себя следующие основные мероприятия:
1. Совершенствование государственной системы управления охраной труда в городе Москве:
- усиление роли Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы, межведомственных комиссий по охране труда при префектурах административных округов, отраслевых комиссий по охране труда по координации деятельности органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля, объединений профсоюзов и работодателей в обеспечении охраны труда.
- осуществление сбора и анализа информации о состоянии условий и охраны труда, уровне производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях города;
- участие представителей органов исполнительной власти в расследовании несчастных случаев на производстве;
- разработка комплекса мероприятий по управлению охраной труда в организациях малого предпринимательства;
- нормативное и методическое обеспечение системы управления охраной труда в городе Москве.
2. Развитие городской инфраструктуры обеспечения охраны труда, позволяющей работодателям реализовать свои обязанности по созданию безопасных условий труда, установленные законодательством:
- организация работы окружных базовых центров по охране труда при префектурах административных округов;
- принятие и реализация предупредительных и профилактических мер по снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости с частичным финансированием предупредительных мер в организациях города из средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
- организация и проведение уведомительной регистрации организаций и специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда;
- информационное обеспечение охраны труда, как важнейшее приоритетное направление в развитии городской инфраструктуры обеспечения;
- обучение охране труда руководителей и специалистов, отдельных категорий застрахованных обучающими организациями;
- методическое и практическое обеспечение охраны труда, предусматривающее повышение эффективности организации работы по охране труда на предприятиях и в организациях города;
3. Мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда в организациях города, включая оказание методической и практической помощи в обеспечении охраны труда.
4. Повышение эффективности государственного надзора и контроля за охраной труда:
- обеспечение органами исполнительной власти города контроля за соблюдением требований охраны труда в подведомственных организациях и проведение совместных проверок состояния условий и охраны труда в организациях независимо от их организационно-правовых форм с органами государственного надзора и контроля, технической инспекцией труда Московской Федерации профсоюзов;
- выявление причинно-следственных связей между невыполнением работодателями требований трудового законодательства и несчастными случаями на производстве.
Финансовое обеспечение программы
Финансирование мероприятий Городской программы по охране труда на 2005-2007 годы осуществляется из бюджета города и за счет средств Государственного учреждения – Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Расходы по финансовому обеспечению мероприятий программы из бюджета города производится за счет бюджетных средств Комитета общественных связей города Москвы в пределах средств, предусмотренных на осуществление мероприятий социальной политики в области трудовых отношений и социального партнерства, и средств на содержание Московского городского центра условий и охраны труда.
Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников города Москвы и обучение отдельных категорий застрахованных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. В ходе выполнения Городской программы по охране труда на 2002-2004 годы срывов финансирования со стороны Фонда социального страхования Российской Федерации не было.
Ожидаемые результаты выполнения программы
и их социально-экономическая эффективность
Социальный эффект по результатам выполнения программных мероприятий проявится в повышении уровня социальной защиты прав работников на здоровые и безопасные условия труда, сокращении случаев производственного травматизма со смертельным исходом и травматизма с тяжелым исходом, результатом которого в большинстве случаев является получение потерпевшими инвалидности.
Несмотря на то, что в настоящее время в стране и за рубежом не существует апробированных методик, позволяющих количественно оценить экономическую эффективность мероприятий по охране труда на уровне региона, косвенный экономический эффект предприятий и организаций, обеспечивающих безопасные и здоровые условия труда, очевиден. Эффект достигается за счет сокращения административных штрафов за нарушение законодательства о труде и охране труда, получения скидок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отсутствие несчастных случаев на производстве позволяет снизить себестоимость продукции за счет снижения уровня косвенных потерь и расходов на ремонт и замену вышедшего из строя оборудования, машин, механизмов и приспособлений, ремонта помещений, цехов и участков, покупку нового инструмента, сырья и материалов. Остановка производства, вынужденная замена работников напрямую связаны со снижением качества продукции и объемами ее производства.
Выполнение программы оценивается по социальной эффективности, измеряемой сохранением жизни и здоровья работников в процессе труда, что позитивно влияет на рынок труда и сохранение социальной стабильности. Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих ежегодно не должно превышать 2,3.
Организация выполнения программы
и механизм ее реализации
Организация выполнения Городской программы по охране труда возложена на Комитет общественных связей города Москвы, который оказывает содействие исполнителям в своевременном выполнении программных мероприятий, организует согласование выполнения Программы с другими городскими программами, проводит финансирование городских мероприятий по охране труда и проверку качества выполняемых исполнителями работ.
Исполнителями мероприятий программы являются:
департаменты, комитеты, управления, префектуры административных округов города Москвы;
органы государственного надзора и контроля;
Государственное учреждение – Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
Московская Федерация профсоюзов;
Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей;
базовые организации в области охраны труда (АНО «Научно-исследовательский институт проблем охраны труда», ОУП «Академия труда и социальных отношений», ОАО «Фирма «Спецодеждаоптторг»), с которыми заказчик программы осуществляет взаимодействие в соответствии с п.4.2.34. Положения о системе государственного управления охраной труда в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.04.2003 г. № 249-ПП;
Государственное учреждение «Московский городской центр условий и охраны труда»;
обучающие организации города Москвы, имеющие разрешение Комитета общественных связей города Москвы на право обучения и проверки знаний руководителей и специалистов по охране труда;
организации города.
Координация деятельности органов исполнительной власти города, органов государственного надзора и контроля, объединений профсоюзов и работодателей по реализации программных мероприятий осуществляется Межведомственной комиссией по охране труда при Правительстве Москвы и Комитетом общественных связей города Москвы, других исполнителей – Комитетом общественных связей города Москвы.
Источником ежегодной информации о числе пострадавших в результате несчастных случаев на производстве является Московский городской комитет государственной статистики.
Мероприятия программы могут корректироваться в пределах средств, выделенных на реализацию программы, на основании изменения законодательства и состояния условий и охраны труда в городе.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Комитет общественных связей города Москвы с ежегодным представлением в Департамент экономической политики и развития города Москвы отчетов о ходе реализации Мероприятий программы.
Ожидаемые результаты выполнения программы
и их социально-экономическая эффективность Социальный эффект по результатам выполнения программных мероприятий проявится в повышении уровня социальной защиты прав работников на здоровые и безопасные условия труда, сокращении случаев производственного травматизма со смертельным исходом и травматизма с тяжелым исходом, результатом которого в большинстве случаев является получение потерпевшими инвалидности. Несмотря на то, что в настоящее время в стране и за рубежом не существует апробированных методик, позволяющих количественно оценить экономическую эффективность мероприятий по охране труда на уровне региона, косвенный экономический эффект предприятий и организаций, обеспечивающих безопасные и здоровые условия труда, очевиден. Эффект достигается за счет сокращения административных штрафов за нарушение законодательства о труде и охране труда, получения скидок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Отсутствие несчастных случаев на производстве позволяет снизить себестоимость продукции за счет снижения уровня косвенных потерь и расходов на ремонт и замену вышедшего из строя оборудования, машин, механизмов и приспособлений, ремонта помещений, цехов и участков, покупку нового инструмента, сырья и материалов. Остановка производства, вынужденная замена работников напрямую связаны со снижением качества продукции и объемами ее производства. Выполнение программы оценивается по социальной эффективности, измеряемой сохранением жизни и здоровья работников в процессе труда, что позитивно влияет на рынок труда и сохранение социальной стабильности. Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих ежегодно не должно превышать 2,3. Организация выполнения программы
и механизм ее реализации Организация выполнения Городской программы по охране труда возложена на Комитет общественных связей города Москвы, который оказывает содействие исполнителям в своевременном выполнении программных мероприятий, организует согласование выполнения Программы с другими городскими программами, проводит финансирование городских мероприятий по охране труда и проверку качества выполняемых исполнителями работ. Исполнителями мероприятий программы являются: департаменты, комитеты, управления, префектуры административных округов города Москвы; органы государственного надзора и контроля; Государственное учреждение – Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации; Московская Федерация профсоюзов; Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей; базовые организации в области охраны труда (АНО «Научно-исследовательский институт проблем охраны труда», ОУП «Академия труда и социальных отношений», ОАО «Фирма «Спецодеждаоптторг»), с которыми заказчик программы осуществляет взаимодействие в соответствии с п.4.2.34. Положения о системе государственного управления охраной труда в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.04.2003 г. № 249-ПП; Государственное учреждение «Московский городской центр условий и охраны труда»; обучающие организации города Москвы, имеющие разрешение Комитета общественных связей города Москвы на право обучения и проверки знаний руководителей и специалистов по охране труда; организации города. Координация деятельности органов исполнительной власти города, органов государственного надзора и контроля, объединений профсоюзов и работодателей по реализации программных мероприятий осуществляется Межведомственной комиссией по охране труда при Правительстве Москвы и Комитетом общественных связей города Москвы, других исполнителей – Комитетом общественных связей города Москвы. Источником ежегодной информации о числе пострадавших в результате несчастных случаев на производстве является Московский городской комитет государственной статистики. Мероприятия программы могут корректироваться в пределах средств, выделенных на реализацию программы, на основании изменения законодательства и состояния условий и охраны труда в городе. Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Комитет общественных связей города Москвы с ежегодным представлением в Департамент экономической политики и развития города Москвы отчетов о ходе реализации Мероприятий программы.