К 100-летию профсоюзов
Сегодня мы начинаем цикл статей о работе профсоюзов в 90-е годы прошлого века В.И. Медведева, заместителя председателя ЦК профсоюза работников угольной промышленности в 1987-1990 гг, секретаря ФНПР, главного технического инспектора труда профсоюзов в 1990-1998 гг.
В начале 90-х годов в России в новых политических условиях и происходящих процессах перестройки деятельности профсоюзов практическая работа по охране труда профсоюзных органов всех уровней осуществлялась в рамках законодательства СССР и РСФСР, действовавшего в это время.
В СССР была создана достаточно эффективная система работы профсоюзных органов, профсоюзных организаций по охране труда. Профсоюзы руководили технической инспекцией труда, выполняющей государственную функцию надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Они осуществляли управление бюджетом фонда социального страхования.
Без участия и согласования с профсоюзами от ВЦСПС до профкомов предприятий практически не принималось ни одно решение, ни один нормативный акт по охране труда, что положительно сказывалось на работе по охране труда. Примером может служить одна из инициатив ВЦСПС по подготовке постановления Правительства СССР «О совершенствовании работы в области охраны труда, техники безопасности на производстве и при иной деятельности населения.
В ходе подготовки данного постановления во всех республиках, краях и областях страны с активным участием представителей профсоюзов была проведена проверка состояния работы по охране и безопасности труда, анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на большинстве предприятий, учреждений и организаций.
В проекте постановления Правительства предусматривались, наряду с другими, такие мероприятия, как:
- образование комиссии Совета Министров СССР по предупреждению травматизма, аварийности на производстве и в быту, обеспечение безопасного движения на транспорте, во главе с заместителем Председателя Совета Министров ССССР;
- образование при Государственном комитете СССР по науке и технике Всесоюзной межотраслевой комиссии по проблемам предупреждения травматизма и аварийности на производстве и в быту и обеспечению безопасного движения на транспорте с целью координации и расширения исследований влияния экономических, психофизиологических, эргономических и техногенных факторов на повышение безопасности труда, перевозки людей, предупреждения аварийности, проведение экспертизы проектов на соответствия их современному мировому уровню в области безопасности;
- необходимость разработки законов по данным проблемам, в том числе и по охране труда;
- разработка с участием ВЦСПС комплекса экономических мер, направленных на усиление заинтересованности предприятий, организаций и кооперативов в улучшении условий труда и техники безопасности, сокращении производственного травматизма;
- внесение предложений об усилении материальной ответственности разработчиков и предприятий-изготовителей оборудования за нанесенный ущерб в результате конструктивных недостатков или несоответствия требований обеспечения безопасности труда.
Постановлением предлагалось министерствам и ведомствам с участием профсоюзов разработать комплексные программы улучшения состояния безопасности труда в отраслях на период 1991-1996 и до 2000 года.
Госкомитету по народному образованию СССР предлагалось:
- организовать профессиональную подготовку специалистов по охране труда в высших учебных заведениях из числа лиц, имеющих высшее инженерное образование;
- ввести в вузах и средних учебных заведениях непрерывную подготовку обучаемых по охране труда и пожарной безопасности, предусмотрев включение данных вопросов в учебные программы;
- пересмотреть учебные программы по охране труда и технике безопасности, существенно увеличив объем лекционных и семинарских занятий;
- ввести в высших технических учебных заведениях государственный экзамен по курсу «Охрана труда».
Советам Министров союзных республик предлагалось обеспечить на подведомственных территориях, предприятиях и организациях неукоснительное выполнение законодательства и постановлений по вопросам предупреждения травматизма и аварийности на производстве, а также создание в каждом регионе межотраслевых центров научно-технической информации и пропаганды по вопросам охраны труда на хозрасчетной основе.
К сожалению, из-за известных событий 1989-1991 гг., данное постановление не было принято, но концептуальные подходы были в дальнейшем использованы в работе государственных и профсоюзных органов Российской Федерации по совершенствованию деятельности в области охраны труда.
Отдельные положения проекта постановления сохранили свою актуальность и в настоящее время.
В соответствии с действующим в то время законодательством общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляли выборные профсоюзные органы, техническая инспекция труда отраслевых профсоюзов, региональных объединений профсоюзов и ВЦСПС, комиссии по охране труда при этих органах, в том числе комиссии по охране труда при профкомах предприятий, учреждений и организаций, многочисленный институт общественных инспекторов по охране труда.
Наряду с общественным контролем, профсоюзные органы и техническая инспекция труда начиная с 1933 г. осуществляли государственную функцию надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Техническая инспекция труда ВЦСПС, отраслевых и территориальных профсоюзов и профсоюзных объединений осуществляли свою деятельность в соответствии с Положением о технической инспекции труда, утверждаемым Президиумом ВЦСПС.
В помощь технической инспекции труда был образован институт внештатных инспекторов труда, положение о которых утверждалось Президиумом ВЦСПС.
При республиканских, краевых, областных советах профсоюзов создавались Советы инспекций, работающие по положению утверждаемому Секретариатом ВЦСПС.
Одной из важнейших функций Совета являлась координация деятельности технической инспекции труда и органов государственного надзора за состоянием условий и охраны труда, предупреждением аварий и производственного травматизма.
Профсоюзы в соответствии с КЗоТ РСФСР были наделены большими правами: по требованию профсоюзных органов руководители и должностные лица могли быть освобождены от занимаемой должности за нарушения требований охраны труда; профсоюзный комитет предприятия мог принимать решение о составлении акта по форме Н–1 (в отдельных спорных случаях), обязательное для исполнения администрацией предприятия; технический инспектор труда обладал правом наложения административного взыскания (штрафа) на руководителей и должностных лиц; комиссии по охране труда республиканских, краевых и областных советов профсоюзов координировали работу всех надзорно-контрольных органов по вопросам охраны труда и др.
В соответствии с Положением о правах профкома профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации был наделен следующими основными правами:
Профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации осуществлял контроль за выполнением администрацией предприятия, учреждения, организации законодательства о труде, правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии.
Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения не допускался без разрешения органов, осуществляющих государственный санитарный и технический надзор, технической инспекции профсоюзов и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, вводящих объект в эксплуатацию.
По согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации администрацией в пределах прав, предоставленных предприятию, учреждению, организации:
- устанавливались на основе отраслевых норм перечни работ и профессий, дающих рабочим и служащим право на бесплатное получение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, предоставляется рабочим и служащим по установленным нормам спецмыло, а в установленных случаях — смывающие и обезвреживающие средства;
- устанавливались в соответствии с медицинскими показаниями перечень работ и профессий, дающих право на получение молока или других равноценных пищевых продуктов;
- устанавливался перечень работ, где по условиям производства перерыв для отдыха и питания установить нельзя, а также порядок и место приема пищи;
- допускалось введение суммированного учета рабочего времени рабочих и служащих на непрерывно действующих предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в отдельных производствах, цехах, участках, отделениях и на некоторых видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории рабочих и служащих ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов;
- устанавливалась работникам с ненормированным рабочим днем продолжительность дополнительного отпуска в соответствии с трудовым законодательством и перечнем должностей работников с ненормированным рабочим днем, утвержденным министерством (в отношении работников предприятий, учреждений и организаций республиканских министерств, ведомств и местного подчинения — Советом Министров союзной республики) по согласованию с соответствующим профсоюзным органом;
- осуществлялся прием на работу подростков в возрасте от
15 до 16 лет.
При отсутствии в правилах по охране труда требований, соблюдение которых при производстве работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда, администрация предприятия, учреждения, организации по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации принимала меры, обеспечивающие безопасные условия труда.
Инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках, разрабатывались и утверждались администрацией предприятия, учреждения, организации совместно с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации.
Сверхурочные работы и привлечение отдельных рабочих и служащих к работе в выходные дни в исключительных случаях, предусмотренных действовавшим законодательством, могли производиться лишь с разрешения профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Профсоюзный комитет предприятия, учреждений организации совместно с администрацией предприятия, учреждения, организации принимал меры, направленные на соблюдение льгот и преимуществ, установленных законодательством для женщин, охрану их здоровья, улучшение и оздоровление условий труда и быта женщин.
Профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации и администрация предприятия, учреждения, организации рассматривал вопросы охраны труда подростков.
Профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации рассматривал жалобы на решение администрации о возмещении предприятием, учреждением, организацией ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с работой.
Положение действовало до внесения изменений и дополнений в КЗоТ, а перечисленные права нашли отражение в КЗоТ Российской Федерации в редакции от 25 сентября 1992 г., в соответствии с которым профком стал называться «выборный профсоюзный орган».
Для реализации своих прав по осуществлению общественного контроля в соответствии с КЗоТ Российской Федерации (ст. 248) профкомы создавали комиссии по охране труда и избирали общественных инспекторов по охране труда, которые работали по положениям, утверждаемыми Президиумом ВЦСПС.
В соответствии с Положением о комиссии по охране труда профсоюзного комитета объединения, предприятия, колхоза, учреждения, организации, цехкома (профбюро), утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от
14 декабря 1984 года, комиссия:
- содействовала профкому, цехкому (профбюро) в осуществлении им своих полномочий в соответствии с законодательством о труде, Уставом профессиональных союзов СССР, Законом СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, Положением о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, Положением о комиссии и другими нормативными актами;
- проверяла состояние техники безопасности и производственной санитарии на рабочих местах, производственных участках, в цехах и добивается от администрации проведения необходимых мероприятий по созданию трудящимся здоровых и безопасных условий труда на производстве;
- имела право в целях проведения обследования цехов, участков и других мест работы в любое время беспрепятственно их посещать, а также знакомиться с соответствующими документами и требовать от администрации сведения и объяснения, относящиеся к охране труда;
- оформляла результаты обследования актом проверки (форма прилагается), который передается для выполнения администрации объединения, предприятия, колхоза, учреждения, организации или их структурного подразделения;
- участвовала в разработке и проверке выполнения комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, соглашения по охране труда и соответствующего раздела коллективного договора, а также проверяла правильность использования средств, ассигнованных на проведение номенклатурных мероприятий по охране труда;
- изучала причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на производстве и требовала от администрации их устранения; контролировала соблюдение Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве; по поручению профкома в необходимых случаях выделяла представителя в комиссию по расследованию несчастных случаев на производстве;
- контролировала организацию и качество проведения инструктажа и обучения работающих безопасным приемам и методам труда, проверяет наличие у работающих удостоверений (талонов) по технике безопасности, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью;
- вносила предложения по повышению культуры производства, высвобождению женщин от выполнения тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, а также активно участвует в их реализации;
- добивалась улучшения санитарно-гигиенических условий труда на производстве, приведения в соответствие с правилами и нормами по охране труда устройства и бесперебойной работы приточной и вытяжной вентиля пыле- и газоулавливающих устройств, обеспечения необходимого температурного режима, освещенности рабочих мест и производственных помещений, устранения воздействия шума, вибрации и других вредных и опасных производственных факторов;
- контролировала соответствие технологического, грузоподъемного, энергетического и другого оборудования, транспортных средств и производственных процессов требованиям правил и норм по охране труда;
- содействовала администрации во внедрении в производство более современной технологии, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью ликвидации тяжелых ручных работ;
- осуществляла контроль за своевременным обеспечением работающих качественными спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (правильностью составления заявок, приемкой, выдачей и хранением, а также эксплуатацией средств индивидуальной защиты; организацией химчистки, стирки, сушки, ремонта, дегазации, дезактивации, дезинфекции, обезвреживания и обеспыливания);
- участвовала в предупредительном надзоре за своевременным сооружением объектов и средств охраны труда при строительстве новых и реконструкции действующих предприятии, цехов и отдельных производств;
- осуществляла контроль за состоянием и использованием по назначению санитарно-бытовых помещений и устройств, за наличием в соответствии со строительными нормами и правилами необходимого количества мест в гардеробных, душевых, умывальниках, комнатах гигиены женщины, бесперебойным снабжением горячей водой душевых и умывальников;
- участвовала в разработке и проверке хода выполнения планов подготовки объединения, предприятия, колхоза, учреждения, организации и их структурных подразделений к работе в осенне-зимний и весенне-летний периоды;
- участвовала в контроле за техническим состоянием и содержанием зданий и сооружений на соответствие их требованиям правил и норм по охране труда;
- проверяла наличие и правильность ведения паспортов санитарно-технического состояния условий труда на производстве;
- участвовала в разработке и реализации мероприятий по внедрению и совершенствованию системы управления охраной труда, проведении трехступенчатого и других видов контроля за состоянием условии и охраны труда;
- участвовала в подготовке и проведении массовых мероприятий по охране труда (общественные смотры, конкурсы, дни охраны труда, рейды и др.), а также в изучении, обобщении и внедрении передового опыта по охране труда;
- осуществляла контроль за наличием и состоянием средств пропаганды охраны труда на производстве, работой кабинетов охраны труда, оформлением стендов и уголков по охране труда;
- организовывала работу общественных инспекторов по охране труда в осуществлении ими контроля за состоянием условий и охраны труда на производстве;
- контролировала в соответствии с действующим законодательством выдачу молока, мыла, предоставление лечебно-профилактического питания, а также организацию питьевого режима на производстве;
- контролировала соблюдение администрацией законодательства о рабочем времени и времени отдыха, об охране труда женщин и молодежи;
- давала заключение о степени вины потерпевшего при смешанной ответственности для определения размера возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
- заслушивала на своем заседании сообщения представителей администрации объединения, предприятия, колхоза, учреждения, организации и их структурных подразделений и служб о проводимой ими работе по охране труда и в необходимых случаях вносила предложения профкому, цехкому (профбюро) для принятия действенных мер по созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве, а также контролирует выполнение принятых им решений;
- проводила работу по повышению личной ответственности работающих за соблюдение ими требований, правил и норм по охране труда, бережное отношение к спецодежде, спецобуви и другим средствам индивидуальной защиты;
- вносила предложения в профком, цехком (профбюро) о моральном и материальном поощрении членов профсоюза за активное участие в создании здоровых и безопасных условий труда на производстве, а также о принятии к нарушителям правил и норм по охране труда в установленном порядке мер общественного, административного и дисциплинарного воздействия.
Положением был определен следующий порядок создания и деятельности комиссии:
- комиссия по охране труда создавалась профкомом объединения, предприятия, колхоза, учреждения, организации, цехкомом (профбюро) на срок его полномочий в целях оказания помощи профкому, цехкому (профбюро) в осуществлении общественного контроля за соблюдением правил и норм по охране труда, законодательства о рабочем времени и времени отдыха;
- состав комиссии утверждался профкомом, цехкомом (профбюро) из числа передовых рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, служащих;
- количество членов комиссии определялось профкомом, цехкомом (профбюро) в зависимости от числа работающих в объединении, на предприятии, в учреждении, организации, колхозе, цехе с учетом объема работы и других особенностей. Комиссия возглавлялась членом профкома, цехкома (профбюро);
- председателем комиссии могли быть рабочие, колхозники, а также инженерно-технические работники и служащие, не входящие в состав административного персонала;
- председатель комиссии одновременно являлся старшим общественным инспектором по охране труда объединения, предприятия, колхоза, учреждения, организации или их структурного подразделения;
- комиссия работала под руководством профкома, цехкома (профбюро) по утвержденному им плану и отчитывалась перед ним о проделанной работе. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, в нерабочее время;
- разногласия между администрацией и комиссией рассматривались профкомом, цехкомом (профбюро);
- в целях лучшего выполнения функций, относящихся к компетенции комиссии, в ней могли создаваться группы по контролю за соблюдением: правил и норм охраны труда; законодательства о труде женщин и молодежи; режима рабочего времени и времени отдыха; установленного порядка обеспечения работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты и другим вопросам. Состав группы утверждался на заседании комиссии;
- комиссия осуществляла свою деятельность в тесном контакте и взаимодействии с другими комиссиями профкома, цехкома (профбюро), органами Государственного надзора, технической и правовой инспекциями труда, а также службой охраны труда;
- при численности в объединении, на предприятии и организации свыше 15 тыс. человек было признано целесообразно, чтобы комиссию возглавлял один из освобожденных работников профкома.
Большая роль в осуществлении общественного контроля принадлежала общественным инспекторам, работа которых проводилась в соответствии с Положением об общественном инспекторе по охране труда, утвержденным Президиумом ВЦСПС от 25 мая 1986 года.
В соответствии с Положением общественный инспектор по охране труда:
- всемерно содействовал созданию здоровых и. безопасных условий труда на производстве;
- осуществлял общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, правил и норм по охране труда, выполнением мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
- избирался открытым голосованием на общем собрании, профгруппы из числа передовых и активных рабочих, колхозников и служащих на срок полномочий профгрупорга. В зависимости, от конкретных условий производства могло быть избрано несколько общественных инспекторов по охране труда, которые обеспечивали общественный контроль в звене, бригаде, смене, на участке. Общественными инспекторами по охране труда не могли быть избраны работники, которые по занимаемой должности несли ответственность за состояние условий и охраны труда и выполнение мероприятий по охране труда;
- выполнял работу под руководством профгрупорга в тесном контакте со страховым делегатом профгруппы и работниками службы охраны труда предприятия, учреждения, организации, колхоза. Периодически отчитывался о проделанной работе на общем собрании профгруппы;
- руководствовался в работе Уставом профессиональных союзов СССР, уставом соответствующего отраслевого профсоюза. Законом СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, законодательством о труде, правилами и нормами по охране труда;
- проверял состояние техники безопасности и производственной санитарии на рабочих местах производственного участка, цеха;
- ставил в известность бригадира, мастера или другого руководителя работ о вскрытых нарушениях но охране труда и через них принимал меры по устранению этих нарушений. Делал записи о выявленных нарушениях в журнале первой ступени административно-общественного контроля;
- принимал участие в разработке мероприятий по повышению культуры производства, сокращению малоквалифицированного, тяжелого физического труда и работ с вредными условиями труда, контролировал их включение в коллективный договор, соглашение по охране труда и комплексный план улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;
- участвовал в массовых мероприятиях по охране труда; проводимых на предприятии, в цехе (общественные смотры-конкурсы, рейды, дни охраны труда и др.);
- вносил предложения:
администрации, совету бригады о привлечении к ответственности лиц, нарушающих правила и нормы по охране труда, а также о моральном поощрении работающих, активно участвующих в создании здоровых и безопасных условий труда на производстве;
в цехком (профбюро), профком, в вышестоящий профсоюзный орган о наказании должностных лиц, допускающих бюрократизм, волокиту по выполнению коллективного договора и мероприятий, предусмотренных комплексным планом улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, нарушающих правила нормы по охране труда;
комиссии по охране труда профкома, цехкома (профбюро) о степени вины потерпевшего при смешанной ответственности за несчастный случай для определения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
- участвовал в соответствии с действующим Положением о расследовании несчастных случаев и следил за своевременным и правильным составлением акта по форме Н-1, контролировал выполнение мероприятий по устранению причин несчастных случаев;
- воспитывал у своих товарищей по работе чувство высокой сознательности и ответственности за личную безопасность и безопасность работающих на участке, в бригаде, пропагандировал высокопроизводительную работу без травм и аварий.
Общественный инспектор по охране труда имел право:
- обследовать состояние рабочих мест, проходов, освещения, проверять исправность оборудования, станков, инструмента, приспособлений, ограждений, электрооборудования, транспортных средств, работу вентиляционных установок, соответствие технологических процессов требованиям безопасности труда;
- контролировать проведение мастерами или другими руководителями первичного на рабочем месте, повторного, внепланового и текущего инструктажей по безопасности труда работающих, проверять наличие у них соответствующих удостоверений;
- контролировать своевременность обеспечения работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с условиями труда, правильность их применения, а также проведение химической чистки, стирки, ремонта, дегазации, дезинфекции, дезактивации, сушки, обеспыливания и обезвреживания;
- проверять состояние санитарно-бытовых помещений (гардеробных, умывальных, душевых, помещений для личной гигиены женщин, комнат отдыха и приема пищи т. д.), требовать полного обеспечения ими работающих в соответствии с установленными строительными нормами и правилами;
- контролировать организацию в соответствии с действующим порядком питьевого режима, выдачу работающим молока или других равноценных продуктов, мыла, предоставление лечебно-профилактического питания;
- контролировать соблюдение администрацией законодательства о рабочем времени и времени отдыха, об охране труда женщин и молодежи;
- вносить предложения о заслушивании на профгруппе бригадира, мастера или другого руководителя о его работе по вопросам охраны труда.
Профком предприятия совместно с администрацией в месячный срок после избрания общественных инспекторов по охране труда должен был организовать их обучение, обеспечить инструкциями и другими нормативными и справочными материалами по охране труда, создать им необходимые условия для успешной работы, активно содействовать реализации внесенных ими предложений по улучшению условий и охраны труда на производстве.
Общественный инспектор по охране труда за активную и добросовестную работу, способствующую предупреждению несчастных случаев на производстве, улучшению условий и охраны труда на участке, в цехе, на предприятии, мог быть награжден в установленном порядке нагрудным знаком ВЦСПС «За активную работу в профгруппе» и отмечен другими мерами морального и материального поощрения.
Работе общественных инспекторов по охране труда большое внимание уделялось со стороны профсоюзных органов всех уровней, технической инспекции труда, профкомов. Регулярно с ними проводилось обучение, отраслевые и региональные семинары и совещания, смотры-конкурсы на звание «Лучший общественный инспектор по охране труда» предприятия, отрасли, региона, страны, обобщался опыт работы.
Вопросы деятельности общественных инспекторов по охране труда находили отражение в коллективных договорах предприятий, в документах Правительства, ВЦСПС и других государственных и профсоюзных органов.
Для осуществления общественного контроля применялись различные формы и методы, одним из которых являлся трехступенчатый контроль. Контроль проводился совместно с администрацией предприятия, структурного подразделения. Такая форма контроля способствовала привлечению рабочих к управлению производством.
Общественные инспектора и члены комиссий по охране труда по поручению профкомов принимали участие в работе ВТЭК, ВКК при установлении потери профессиональной трудоспособности от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также в организации и работе инженерно-врачебных бригад и других формированиях.
Следует отметить, что наряду с положительными моментами в организации и осуществлении общественного контроля за охраной труда, было много формализма и заорганизованности. На каждом предприятии избиралось большое число общественных инспекторов, другого актива по охране труда, из которых, как правило, активно работали 20-30%.
(продолжение следует)
|