Выпуск от: 18 мая 2005 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 4 (18)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ОХРАНА ТРУДА И ПРОФСОЮЗЫ

К 100-летию профсоюзов


Сегодня мы начинаем цикл статей о работе профсоюзов в 90-е годы прошлого века В.И. Медведева, заместителя председателя ЦК профсоюза работников угольной промышленности в 1987-1990 гг, секретаря ФНПР, главного технического инспектора труда профсоюзов в 1990-1998 гг.
В начале 90-х годов в России в новых политических условиях и происходящих процессах перестройки деятельности профсоюзов практическая работа по охране труда профсоюзных органов всех уровней осуществлялась в рамках законодательства СССР и РСФСР, действовавшего в это время.
В СССР была создана достаточно эффективная система работы профсоюзных органов, профсоюзных организаций по охране труда. Профсоюзы руководили технической инспекцией труда, выполняющей государственную функцию надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Они осуществляли управление бюджетом фонда социального страхования.
Без участия и согласования с профсоюзами от ВЦСПС до профкомов предприятий практически не принималось ни одно решение, ни один нормативный акт по охране труда, что положительно сказывалось на работе по охране труда. Примером может служить одна из инициатив ВЦСПС по подготовке постановления Правительства СССР «О совершенствовании работы в области охраны труда, техники безопасности на производстве и при иной деятельности населения.
В ходе подготовки данного постановления во всех республиках, краях и областях страны с активным участием представителей профсоюзов была проведена проверка состояния работы по охране и безопасности труда, анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на большинстве предприятий, учреждений и организаций.
В проекте постановления Правительства предусматривались, наряду с другими, такие мероприятия, как:
- образование комиссии Совета Министров СССР по предупреждению травматизма, аварийности на производстве и в быту, обеспечение безопасного движения на транспорте, во главе с заместителем Председателя Совета Министров ССССР;
- образование при Государственном комитете СССР по науке и технике Всесоюзной межотраслевой комиссии по проблемам предупреждения травматизма и аварийности на производстве и в быту и обеспечению безопасного движения на транспорте с целью координации и расширения исследований влияния экономических, психофизиологических, эргономических и техногенных факторов на повышение безопасности труда, перевозки людей, предупреждения аварийности, проведение экспертизы проектов на соответствия их современному мировому уровню в области безопасности;
- необходимость разработки законов по данным проблемам, в том числе и по охране труда;
- разработка с участием ВЦСПС комплекса экономических мер, направленных на усиление заинтересованности предприятий, организаций и кооперативов в улучшении условий труда и техники безопасности, сокращении производственного травматизма;
- внесение предложений об усилении материальной ответственности разработчиков и предприятий-изготовителей оборудования за нанесенный ущерб в результате конструктивных недостатков или несоответствия требований обеспечения безопасности труда.
Постановлением предлагалось министерствам и ведомствам с участием профсоюзов разработать комплексные программы улучшения состояния безопасности труда в отраслях на период 1991-1996 и до 2000 года.
Госкомитету по народному образованию СССР предлагалось:
- организовать профессиональную подготовку специалистов по охране труда в высших учебных заведениях из числа лиц, имеющих высшее инженерное образование;
- ввести в вузах и средних учебных заведениях непрерывную подготовку обучаемых по охране труда и пожарной безопасности, предусмотрев включение данных вопросов в учебные программы;
- пересмотреть учебные программы по охране труда и технике безопасности, существенно увеличив объем лекционных и семинарских занятий;
- ввести в высших технических учебных заведениях государственный экзамен по курсу «Охрана труда».
Советам Министров союзных республик предлагалось обеспечить на подведомственных территориях, предприятиях и организациях неукоснительное выполнение законодательства и постановлений по вопросам предупреждения травматизма и аварийности на производстве, а также создание в каждом регионе межотраслевых центров научно-технической информации и пропаганды по вопросам охраны труда на хозрасчетной основе.
К сожалению, из-за известных событий 1989-1991 гг., данное постановление не было принято, но концептуальные подходы были в дальнейшем использованы в работе государственных и профсоюзных органов Российской Федерации по совершенствованию деятельности в области охраны труда.
Отдельные положения проекта постановления сохранили свою актуальность и в настоящее время.
В соответствии с действующим в то время законодательством общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляли выборные профсоюзные органы, техническая инспекция труда отраслевых профсоюзов, региональных объединений профсоюзов и ВЦСПС, комиссии по охране труда при этих органах, в том числе комиссии по охране труда при профкомах предприятий, учреждений и организаций, многочисленный институт общественных инспекторов по охране труда.
Наряду с общественным контролем, профсоюзные органы и техническая инспекция труда начиная с 1933 г. осуществляли государственную функцию надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Техническая инспекция труда ВЦСПС, отраслевых и территориальных профсоюзов и профсоюзных объединений осуществляли свою деятельность в соответствии с Положением о технической инспекции труда, утверждаемым Президиумом ВЦСПС.
В помощь технической инспекции труда был образован институт внештатных инспекторов труда, положение о которых утверждалось Президиумом ВЦСПС.
При республиканских, краевых, областных советах профсоюзов создавались Советы инспекций, работающие по положению утверждаемому Секретариатом ВЦСПС.
Одной из важнейших функций Совета являлась координация деятельности технической инспекции труда и органов государственного надзора за состоянием условий и охраны труда, предупреждением аварий и производственного травматизма.
Профсоюзы в соответствии с КЗоТ РСФСР были наделены большими правами: по требованию профсоюзных органов руководители и должностные лица могли быть освобождены от занимаемой должности за нарушения требований охраны труда; профсоюзный комитет предприятия мог принимать решение о составлении акта по форме Н–1 (в отдельных спорных случаях), обязательное для исполнения администрацией предприятия; технический инспектор труда обладал правом наложения административного взыскания (штрафа) на руководителей и должностных лиц; комиссии по охране труда республиканских, краевых и областных советов профсоюзов координировали работу всех надзорно-контрольных органов по вопросам охраны труда и др.
В соответствии с Положением о правах профкома профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации был наделен следующими основными правами:
Профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации осуществлял контроль за выполнением администрацией предприятия, учреждения, организации законодательства о труде, правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии.
Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения не допускался без разрешения органов, осуществляющих государствен­ный санитарный и технический надзор, технической ин­спекции профсоюзов и профсоюзного комитета пред­приятия, учреждения, организации, вводящих объект в эксплуатацию.
По согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации администрацией в пределах прав, предоставленных предприятию, учреж­дению, организации:
- устанавливались на основе отраслевых норм пе­речни работ и профессий, дающих рабочим и служащим право на бесплатное получение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, предостав­ляется рабочим и служащим по установленным нормам спецмыло, а в установленных случаях — смывающие и обезвреживающие средства;
- устанавливались в соответствии с медицинскими показаниями перечень работ и профессий, дающих пра­во на получение молока или других равноценных пище­вых продуктов;
- устанавливался перечень работ, где по условиям производства перерыв для отдыха и питания установить нельзя, а также порядок и место приема пищи;
- допускалось введение суммированного учета рабо­чего времени рабочих и служащих на непрерывно дей­ствующих предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в отдельных производствах, цехах, участках, отделениях и на некоторых видах работ, где по усло­виям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории рабочих и служа­щих ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, с тем, чтобы продолжительность ра­бочего времени за учетный период не превышала нор­мального числа рабочих часов;
- устанавливалась работникам с ненормированным рабочим днем продолжительность дополнительного от­пуска в соответствии с трудовым законодательством и перечнем должностей работников с ненормированным рабочим днем, утвержденным министерством (в отноше­нии работников предприятий, учреждений и организа­ций республиканских министерств, ведомств и местного подчинения — Советом Министров союзной республики) по согласованию с соответствующим профсоюзным ор­ганом;
- осуществлялся прием на работу подростков в воз­расте от
15 до 16 лет.
При отсутствии в правилах по охране труда тре­бований, соблюдение которых при производстве работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда, администрация предприятия, учреждения, организации по согласованию с профсоюзным комитетом предприя­тия, учреждения, организации принимала меры, обеспе­чивающие безопасные условия труда.
Инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производст­венных помещениях и на строительных площадках, раз­рабатывались и утверждались администрацией пред­приятия, учреждения, организации совместно с проф­союзным комитетом предприятия, учреждения, органи­зации.
Сверхурочные работы и привлечение отдельных рабочих и служащих к работе в выходные дни в исклю­чительных случаях, предусмотренных действовавшим за­конодательством, могли производиться лишь с разреше­ния профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Профсоюзный комитет предприятия, учреждений организации совместно с администрацией предприятия, учреждения, организации принимал меры, направленные на соблюдение льгот и преимуществ, установленных за­конодательством для женщин, охрану их здоровья, улучшение и оздоровление условий труда и быта женщин.
Профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации и администрация предприятия, учрежде­ния, организации рассматривал вопросы охраны труда подростков.
Профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации рассматривал жалобы на решение адми­нистрации о возмещении предприятием, учреждением, организацией ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, свя­занным с работой.
Положение действовало до внесения изменений и дополнений в КЗоТ, а перечисленные права нашли отражение в КЗоТ Российской Федерации в редакции от 25 сентября 1992 г., в соответствии с которым профком стал называться «выборный профсоюзный орган».
Для реализации своих прав по осуществлению общественного контроля в соответствии с КЗоТ Российской Федерации (ст. 248) профкомы создавали комиссии по охране труда и избирали общественных инспекторов по охране труда, которые работали по положениям, утверждаемыми Президиумом ВЦСПС.
В соответствии с Положением о комиссии по охране труда профсоюзного комитета объединения, предприятия, колхоза, учреждения, организации, цехкома (профбюро), утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от
14 декабря 1984 года, комиссия:
- содействовала профкому, цехкому (профбюро) в осу­ществлении им своих полномочий в соответствии с зако­нодательством о труде, Уставом профессиональных союзов СССР, Законом СССР о трудовых коллективах и повыше­нии их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, Положением о правах профсоюзного ко­митета предприятия, учреждения, организации, Положением о комиссии и другими нормативными актами;
- проверяла состояние техники безопасности и производственной санитарии на рабочих местах, произ­водственных участках, в цехах и добивается от админист­рации проведения необходимых мероприятий по созданию трудящимся здоровых и безопасных условий труда на производстве;
- имела право в целях проведения обследования цехов, участков и других мест работы в любое время беспрепятственно их посещать, а также знакомиться с соответствующими документами и требовать от администрации сведения и объяснения, относящиеся к охране труда;
- оформляла результаты обследования актом проверки (форма прилагается), который передается для выполнения администрации объединения, предприятия, колхоза, учреждения, организации или их структурного подразделения;
- участвовала в разработке и проверке выполнения комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, соглашения по охране труда и соответствующего раздела коллективного договора, а также проверяла правильность использования средств, ассигнованных на проведение номенклатурных мероприятий по охране труда;
- изучала причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на производстве и требовала от администрации их устранения; контролировала соблюдение Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве; по поручению профкома в необходимых случаях выделяла представителя в комиссию по расследованию несчастных случаев на производстве;
- контролировала организацию и качество проведения инструктажа и обучения работающих безопасным приемам и методам труда, проверяет наличие у работающих удостоверений (талонов) по технике безопасности, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью;
- вносила предложения по повышению культуры производства, высвобождению женщин от выполнения тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, а также активно участвует в их реализации;
- добивалась улучшения санитарно-гиги­енических условий труда на производстве, приведения в соответствие с правилами и нормами по охране труда устройства и бесперебойной работы приточной и вытяжной вентиля пыле- и газоулавливающих устройств, обеспечения необходимого температурного режима, освещенности рабочих мест и производственных помещений, устранения воздействия шума, вибрации и других вредных и опасных производственных факторов;
- контролировала соответствие технологического, грузоподъемного, энергетического и другого оборудования, транспортных средств и производственных процессов требованиям правил и норм по охране труда;
- содействовала администрации во внедрении в производство более современной технологии, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью ликвидации тяжелых ручных работ;
- осуществляла контроль за своевременным обеспечением работающих качественными спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (правильностью составления заявок, приемкой, выдачей и хранением, а также эксплуатацией средств индивидуальной защиты; организацией химчистки, стирки, сушки, ремонта, дегазации, дезактивации, дезинфекции, обезврежи­вания и обеспыливания);
- участвовала в предупредительном надзоре за своевременным сооружением объектов и средств охраны труда при строительстве новых и реконструкции действую­щих предприятии, цехов и отдельных производств;
- осуществляла контроль за состоянием и исполь­зованием по назначению санитарно-бытовых помещений и устройств, за наличием в соответствии со строительными нормами и правилами необходимого количества мест в гардеробных, душевых, умывальниках, комнатах гигиены женщины, бесперебойным снабжением горячей водой душе­вых и умывальников;
- участвовала в разработке и проверке хода выполне­ния планов подготовки объединения, предприятия, кол­хоза, учреждения, организации и их структурных под­разделений к работе в осенне-зимний и весенне-летний периоды;
- участвовала в контроле за техническим состоянием и содержанием зданий и сооружений на соответствие их требованиям правил и норм по охране труда;
- проверяла наличие и правильность ведения пас­портов санитарно-технического состояния условий труда на производстве;
- участвовала в разработке и реализации мероприя­тий по внедрению и совершенствованию системы управле­ния охраной труда, проведении трехступенчатого и других видов контроля за состоянием условии и охраны труда;
- участвовала в подготовке и проведении массовых мероприятий по охране труда (общественные смотры, кон­курсы, дни охраны труда, рейды и др.), а также в изуче­нии, обобщении и внедрении передового опыта по охране труда;
- осуществляла контроль за наличием и состоя­нием средств пропаганды охраны труда на производстве, работой кабинетов охраны труда, оформлением стендов и уголков по охране труда;
- организовывала работу общественных инспекторов по охране труда в осуществлении ими контроля за состоянием условий и охраны труда на производстве;
- контролировала в соответствии с действующим за­конодательством выдачу молока, мыла, предоставление лечебно-профилактического питания, а также организацию питьевого режима на производстве;
- контролировала соблюдение администрацией зако­нодательства о рабочем времени и времени отдыха, об ох­ране труда женщин и молодежи;
- давала заключение о степени вины потерпевшего при смешанной ответственности для определения размера возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным пов­реждением здоровья, связанным с исполнением им трудо­вых обязанностей;
- заслушивала на своем заседании сообщения пред­ставителей администрации объединения, предприятия, колхоза, учреждения, организации и их структурных подразделений и служб о проводимой ими работе по охране труда и в необходимых случаях вносила предложения профкому, цехкому (профбюро) для принятия действенных мер по созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве, а также контролирует выполнение принятых им решений;
- проводила работу по повышению личной ответственности работающих за соблюдение ими требований, правил и норм по охране труда, бережное отношение к спецодежде, спецобуви и другим средствам индивидуальной защиты;
- вносила предложения в профком, цехком (профбюро) о моральном и материальном поощрении членов профсоюза за активное участие в создании здоровых и безопасных условий труда на производстве, а также о принятии к нарушителям правил и норм по охране труда в установленном порядке мер общественного, администра­тивного и дисциплинарного воздействия.
Положением был определен следующий порядок создания и деятельности комиссии:
- комиссия по охране труда создавалась профкомом объединения, предприятия, колхоза, учреждения, орга­низации, цехкомом (профбюро) на срок его полномочий в целях оказания помощи профкому, цехкому (профбюро) в осуществлении общественного контроля за соблюдением правил и норм по охране труда, законодательства о ра­бочем времени и времени отдыха;
- состав комиссии утверждался профкомом, цехкомом (профбюро) из числа передовых рабочих, колхоз­ников, инженерно-технических работников, служащих;
- количество членов комиссии определялось проф­комом, цехкомом (профбюро) в зависимости от числа рабо­тающих в объединении, на предприятии, в учреждении, организации, колхозе, цехе с учетом объема работы и дру­гих особенностей. Комиссия возглавлялась членом проф­кома, цехкома (профбюро);
- председателем комиссии могли быть рабочие, кол­хозники, а также инженерно-технические работники и служащие, не входящие в состав административного пер­сонала;
- председатель комиссии одновременно являлся старшим общественным инспектором по охране труда объ­единения, предприятия, колхоза, учреждения, организа­ции или их структурного подразделения;
- комиссия работала под руководством профкома, цехкома (профбюро) по утвержденному им плану и отчиты­валась перед ним о проделанной работе. Заседания комис­сии проводятся по мере необходимости, в нерабочее время;
- разногласия между администрацией и комиссией рассматривались профкомом, цехкомом (профбюро);
- в целях лучшего выполнения функций, относящихся к компетенции комиссии, в ней могли создаваться группы по контролю за соблюдением: правил и норм охраны труда; законодательства о труде женщин и молодежи; режима рабочего времени и времени отдыха; установленного порядка обеспечения работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты и другим вопросам. Состав группы утверждался на заседании комиссии;
- комиссия осуществляла свою деятельность в тесном контакте и взаимодействии с другими комиссиями профкома, цехкома (профбюро), органами Государственного надзора, технической и правовой инспекциями труда, а также службой охраны труда;
- при численности в объединении, на предприятии и организации свыше 15 тыс. человек было признано целесообразно, чтобы комиссию возглавлял один из освобожденных работников профкома.
Большая роль в осуществлении общественного контроля принадлежала общественным инспекторам, работа которых проводилась в соответствии с Положением об общественном инспекторе по охране труда, утвержденным Президиумом ВЦСПС от 25 мая 1986 года.
В соответствии с Положением общественный инспектор по охране труда:
- всемерно содействовал созданию здоровых и. безопасных условий труда на производстве;
- осуществлял общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, правил и норм по охране труда, выполнением мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
- избирался открытым голосованием на общем собрании, профгруппы из числа передовых и активных рабочих, кол­хозников и служащих на срок полномочий профгрупорга. В зависимости, от конкретных условий производства могло быть избрано несколько общественных инспекторов по охране труда, которые обеспечивали общественный контроль в звене, бригаде, смене, на участке. Общественными ин­спекторами по охране труда не могли быть избраны работ­ники, которые по занимаемой должности несли ответст­венность за состояние условий и охраны труда и выполне­ние мероприятий по охране труда;
- выполнял работу под руководством профгрупорга в тесном контакте со страховым делегатом профгруппы и работниками службы охраны труда предприятия, учрежде­ния, организации, колхоза. Периодически отчитывался о проделанной работе на общем собрании профгруппы;
- руководствовался в работе Уставом профессиональных союзов СССР, уставом соответствующего отраслевого проф­союза. Законом СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, законодательством о труде, правилами и нормами по охране труда;
- проверял состояние техники безопасности и производ­ственной санитарии на рабочих местах производственного участка, цеха;
- ставил в известность бригадира, мастера или другого руководителя работ о вскрытых нарушениях но охране труда и через них принимал меры по устранению этих на­рушений. Делал записи о выявленных нарушениях в журнале первой ступени административно-общественного контроля;
- принимал участие в разработке мероприятий по повы­шению культуры производства, сокращению малоквалифи­цированного, тяжелого физического труда и работ с вред­ными условиями труда, контролировал их включение в коллективный договор, соглашение по охране труда и комплексный план улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;
- участвовал в массовых мероприятиях по охране труда; проводимых на предприятии, в цехе (общественные смотры-конкурсы, рейды, дни охраны труда и др.);
- вносил предложения:
администрации, совету бригады о привлечении к ответственности лиц, нарушающих правила и нормы по охране труда, а также о моральном поощрении работающих, активно участвующих в создании здоровых и безопасных условий труда на производстве;
в цехком (профбюро), профком, в вышестоящий профсоюзный орган о наказании должностных лиц, допускающих бюрократизм, волокиту по выполнению коллективного договора и мероприятий, предусмотренных комплексным планом улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, нарушающих правила нормы по охране труда;
комиссии по охране труда профкома, цехкома (профбюро) о степени вины потерпевшего при смешанной ответственности за несчастный случай для определения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
- участвовал в соответствии с действующим Положением о расследовании несчастных случаев и следил за своевременным и правильным составлением акта по форме Н-1, контролировал выполнение мероприятий по устранению причин несчастных случаев;
- воспитывал у своих товарищей по работе чувство высокой сознательности и ответственности за личную безопасность и безопасность работающих на участке, в бригаде, пропагандировал высокопроизводительную работу без травм и аварий.
Общественный инспектор по охране труда имел право:
- обследовать состояние рабочих мест, проходов, освещения, проверять исправность оборудования, станков, инструмента, приспособлений, ограждений, электрооборудования, транспортных средств, работу вентиляционных установок, соответствие технологических процессов требованиям безопасности труда;
- контролировать проведение мастерами или другими руководителями первичного на рабочем месте, повторного, внепланового и текущего инструктажей по безопасности труда работающих, проверять наличие у них соответствующих удостоверений;
- контролировать своевременность обеспечения рабо­тающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с условиями труда, правильность их применения, а также проведение хими­ческой чистки, стирки, ремонта, дегазации, дезинфекции, дезактивации, сушки, обеспыливания и обезвреживания;
- проверять состояние санитарно-бытовых помещений (гардеробных, умывальных, душевых, помещений для личной гигиены женщин, комнат отдыха и приема пищи т. д.), требовать полного обеспечения ими работающих в соответствии с установленными строительными нормами и правилами;
- контролировать организацию в соответствии с дейст­вующим порядком питьевого режима, выдачу работающим молока или других равноценных продуктов, мыла, предоставление лечебно-профи­лактического питания;
- контролировать соблюдение администрацией законода­тельства о рабочем времени и времени отдыха, об охране труда женщин и молодежи;
- вносить предложения о заслушивании на профгруппе бригадира, мастера или другого руководителя о его работе по вопросам охраны труда.
Профком предприятия совместно с администрацией в месячный срок после избрания общественных инспекто­ров по охране труда должен был организовать их обучение, обеспечить инструкциями и другими нормативными и справочными материалами по охране труда, создать им необходимые ус­ловия для успешной работы, активно содействовать реализа­ции внесенных ими предложений по улучшению условий и охраны труда на производстве.
Общественный инспектор по охране труда за актив­ную и добросовестную работу, способствующую предуп­реждению несчастных случаев на производстве, улучше­нию условий и охраны труда на участке, в цехе, на пред­приятии, мог быть награжден в установленном порядке нагрудным знаком ВЦСПС «За активную работу в проф­группе» и отмечен другими мерами морального и мате­риального поощрения.
Работе общественных инспекторов по охране труда большое внимание уделялось со стороны профсоюзных органов всех уровней, технической инспекции труда, профкомов. Регулярно с ними проводилось обучение, отраслевые и региональные семинары и совещания, смотры-конкурсы на звание «Лучший общественный инспектор по охране труда» предприятия, отрасли, региона, страны, обобщался опыт работы.
Вопросы деятельности общественных инспекторов по охране труда находили отражение в коллективных договорах предприятий, в документах Правительства, ВЦСПС и других государственных и профсоюзных органов.
Для осуществления общественного контроля применялись различные формы и методы, одним из которых являлся трехступенчатый контроль. Контроль проводился совместно с администрацией предприятия, структурного подразделения. Такая форма контроля способствовала привлечению рабочих к управлению производством.
Общественные инспектора и члены комиссий по охране труда по поручению профкомов принимали участие в работе ВТЭК, ВКК при установлении потери профессиональной трудоспособности от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также в организации и работе инженерно-врачебных бригад и других формированиях.
Следует отметить, что наряду с положительными моментами в организации и осуществлении общественного контроля за охраной труда, было много формализма и заорганизованности. На каждом предприятии избиралось большое число общественных инспекторов, другого актива по охране труда, из которых, как правило, активно работали 20-30%.
(продолжение следует)