Выпуск от: 21 июня 2005 г.   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 5 (19)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ОХРАНА ТРУДА И ПРОФСОЮЗЫ

Охрана труда и профсоюзы
Период 1989-1990 годов характеризуется большими изменениями в политической, социально-экономической жизни страны, как переход от командно-административной системы управления народным хозяйством, в том числе и в области охраны труда, действующей в СССР, к рыночной экономике. Шахтерские забастовки 1989 года привели к кризису экономики, союзного правительства, что вызвало рост недовольства в стране, негативных моментов, в том числе и в профсоюзах. На VI Пленуме ВЦСПС (сентябрь 1989 года) в докладе Председателя ВЦСПС С.А. Шалаева отмечалось, что серьезное недовольство во многих трудовых коллективах вызывает неудовлетворительное состояние условий и охраны труда; рабочие справедливо считают, что не было бы такого пренебрежительного отношения к условиям и охране труда со стороны хозяйственных руководителей, министерств и ведомств, если бы профсоюзные комитеты, техническая инспекция, ЦК и совпрофы, ВЦСПС проявляли бы к ним в этих вопросах нужную строгость и требовательность. В эти годы ослабло внимание к проблемам охраны труда со стороны государственных и хозяйственных органов всех уровней, администрации предприятий и организаций, самих трудовых коллективов. Большие изменения происходили и в профсоюзах: образуются новые самостоятельные и независимые профсоюзы, профсоюзные объединения в России, сокращается профсоюзное членство, падает их авторитет среди трудящихся и в целом в обществе, осложнились взаимоотношения с органами государственной власти и управления, ослабло внимание со стороны профсоюзов к вопросам охраны труда, сокращается численность технической инспекции труда профсоюзов. В результате переговоров, уступок, компромиссов в это время часть государственных функций передавалась от профсоюзов государству, так в декабре 1990 года была образована Государственная экспертиза условий труда численностью 300 человек с финансированием за счет средств фонда социального страхования. В начале 1991 года была достигнута договоренность между Правительством Российской Федерации и ФНПР о передаче государству технической инспекции труда, но в последний момент решение этого вопроса было отложено до принятия закона об охране труда. В этой ситуации профсоюзы вынуждены были принимать меры по усилению своего авторитета, законодательному закреплению своих прав, совершенствованию форм и методов своей деятельности, в том числе по осуществлению контроля за соблюдением норм и правил по охране труда, а также профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране. Переход к рыночной экономике, многообразие форм собственности и хозяйствования, утверждение новых конституционно-правовых основ Российской государственности, становление качественно нового уровня социально-экономических и правовых отношений межу государством, работодателем и работниками, потребовали от профессиональных союзов поиска новых форм и методов работы, переосмысления приоритетных направлений деятельности, совершенствования работы, в том числе и в вопросах охраны труда. На решение этих задач были направлены усилия Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), образованной в марте 1990 года. Основные задачи профсоюзов России в области охраны труда в новых политических и социально-экономических условиях были сформулированы в документах учредительного съезда профсоюзов Российской Федерации. В принятой съездом программе действий ФНПР в области защитной политики в вопросах охраны труда предусматривалось: - добиваться принятия Закона об охране труда, регулирующего права и обязанности участников производственного процесса в деле обеспечения безопасности труда; - проводить линию на переход к экономическим методам обеспечения условий труда, приведение их с нормами, рекомендованными МОТ; - осуществить реформу организационного строения и принципов деятельности технической инспекции труда профсоюзов, превратив ее в средство общественного контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями. В соответствии с решениями учредительного съезда по инициативе ФНПР в соглашение между Правительством и Советом ФНПР на 1991 год, затем в Генеральное соглашение между Правительством, предпринимателями и профсоюзами на 1992 год был включен раздел по охране труда и экологии. Совет ФНПР предложил Правительству создать в своей структуре орган по охране труда. Совместно с Минтрудом России был подготовлен проект государственной программы улучшения условий и охраны труда, а также в Верховный Совет РСФСР был представлен проект закона об охране труда. Все эти и другие меры принимались профсоюзами для того, чтобы привлечь внимание к этой важной социальной проблеме, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения состояния дел и более активно и целенаправленно вести работу по созданию новой системы управления, надзора и контроля в области охраны труда. Становится очевидным, что складывавшаяся десятилетиями практика надзора и контроля со стороны профсоюзных органов за соблюдением законодательства о труде и состоянием техники без­опасности на производстве не отвечает условиям и процессам переходного периода, во многом себя исчерпала и не дает должного эффекта. Не обладая достаточными правами и полномочиями, не имея ресурсного обеспечения для решения стоящих в этой области задач, профсоюзы и состоящая в их ведении техническая инспекция труда несли непосильное для общественной организации бремя забот и проблем, осуществляя функции органов государственного надзора и контроля за состоянием условий труда и техники безопасности на производстве, дополняя и подменяя функции государственных структур, в ущерб своей основной обязанности - защите прав и интересов трудящихся, в том числе в вопросах ох­раны труда и окружающей среды. Между тем, объективные процессы переходного периода, сопровождающиеся нарастанием кризисных явлений в эконо­мической и социальной сферах, обострением в обществе проблем, затрагивающих жизненно важные интересы всех трудящихся, требовали от профсоюзов не подмены или дублирования функций государственных структур управления охраной труда, надзора и контроля за состоянием условий труда и соблюдением правил по охране труда, а углубления и расширения их первородной, защитной функции наряду с решительным отказом от несвойственных профсо­юзам функций государственного надзора и контроля за условиями труда и соблюдением техники безопасности на производстве. По мнению многих авторитетных специалистов в области ох­раны труда в условиях перехода к рыночной экономике следовало отказаться от практики возложения функций государственного надзора и контроля за условиями труда и соблюдением правил и норм по охране труда на общественную организацию - профсоюзы, что не имеет аналогов в мировой практике. Необходимость отказа профсоюзов от выполнения несвойст­венных им и являющихся прерогативой государства надзорных и контрольных и, косвенным образом, управленческих функций в области охраны труда и окружающей среды, в определенной мере обусловлена исторически. Как известно, функции надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда были переданы от государства профсоюзам в соответ­ствии с постановлениями ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. «Об объединении Народного Комиссариата труда СССР с ВЦСПС» и СНК СССР и ВЦСПС от 10 сентября 1933 г. «О порядке слияния Народного комиссариата труда и ВЦСПС», согласно которым кадры органов Наркомата труда, включая техническую и правовую инспекции труда, были переданы ВЦСПС, что, очевидно, отвечало политике государства, условиям и приоритетам того времени. Осознание необходимости передачи государству функций над­зора и контроля за состоянием условий труда и соблюдением пра­вил по охране труда подтверждался в определенной мере также результатами экспертного опроса технических инспекторов труда, проведенного по инициативе Постоянной комиссии Совета ФНПР по охране труда и экологии в декабре 1991 г. Из общего числа оп­рошенных 93,2 процента высказались за создание государственных структур надзора и контроля в области охраны труда, против - всего лишь 2 процента. При этом 56,8 процента от числа участвовавших в экспертном опросе высказались за дальнейшую работу в структуре государственных органов, а 45,5 процента - за работу в профсоюзных органах. Характерно, что подавляющее число респондентов указали, что в дальнейшем они хотели бы заниматься вопросами социальной защи­ты трудящихся в области охраны труда и окружающей среды и ви­дят себя в перспективе в «защитной» (по выражению одного из экспертов) инспекции труда профсоюзов в качестве консультан­тов и экспертов. Политические, экономические и социальные преобразования, происходящие в Российской Федерации, со всей остротой и очевидностью выявили также несовершенство действующего законодательства об охране труда, его несоответствие новым трудовым отношениям, отсутствие твердых гарантий права работников на охрану труда и эффективного механизма обеспечения права трудящихся на здоровые и безопасные условия труда. Отсутствие законодательной базы в области охраны труда, соответствующей новым экономическим отношениям в условиях пере­хода к рыночной экономике, значительно снижало уровень социаль­ной защищенности трудящихся. Между тем ускоренное развитие и внедрение различных видов собственности и организационно-право­вых форм предприятий не сопровождалось обеспечением правовой защитой работающих в вопросах охраны труда. Неоправданно задерживалось принятие таких основополагаю­щих законопроектов как Кодекс законов о труде Российской Феде­рации (Изменения и дополнения в КЗоТ РСФСР), Закон о правах и гарантиях профсоюзной деятельности, Закон об охране труда, позволяющих на законодательной основе определить правовые гарантии деятельности профсоюзов в области охраны труда и обеспечить должный уровень социальной защиты трудящихся в вопросах охраны труда в условиях перехода к рыночной экономике. В связи с этим была разработана Концепция деятельности профсоюзов по охране в этот сложный переходный период. В Концепции отмечалось, что условия и процессы переходного периода - многообразие и равноправие видов собственности и организационно-правовых форм предприятий, качественно новый уровень социально-экономических и правовых отношений между государством, работодателями и ра­ботниками, начавшееся разгосударствление и демонополизация экономики, приватизация средств производства и другие процессы объективно определяют и обусловливают необходимость корректировки деятельности профсоюзов в области охраны труда приведения ее в соответствие с новыми социально-экономическими и общественно-политическими реалиями переходного пе­риода с учетом международного опыта. В основе Концепции - общепризнанный в большинстве стран мира с рыночной экономикой принцип государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за условиями труда и соблюдением законодательных и иных нормативных ак­тов по охране труда. В основу Концепции были положены следующие принципы:
1. Решительный отказ от несвойственных профсоюзам функций государственного надзора и контроля за условиями труда и состоянием техники безопасности на производстве.
2. Сосредоточение деятельности профсоюзов в области охра­ны труда и окружающей среды на организации общественного контроля за соблюдением работодателями законных прав и интересов трудящихся и выполнением мероприятий по охране и окружающей среды, предусмотренных коллективными договорами и соглаше­ниями.
3. Реорганизация находящейся в ведении профсоюзов техни­ческой и правовой инспекций труда и создание на их базе единой профсоюзной инспекции - инспекции труда профсоюзов, приоритетным направлением деятельности которой должен стать общественный контроль за соблюдением работодателями законных прав и интересов трудящихся и реализацией мер по их социальной защите в вопросах охраны труда и окружающей среды, а также оказание методической и практической помощи профсоюзным комитетам и профактиву предприятий в организации общественного контроля за выполнением мероприятий по охране труда и окружающей среды и мер по социальной защите трудящихся, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
4. Взаимодействие и сотрудничество профсоюзов в вопросах охраны труда и окружающей среды с соответствующими органами государственного управления, надзора и контроля, представительными организациями предпринимателей и трудящихся, другими органами и общественными организациями, заинтересованными в разработке и практической реализации национальной политики в области охраны труда и экологии при условии полной самостоятельности и независимости профсоюзов в экспертных оценках состояния ус­ловий труда и экологической безопасности производств и территорий.
5. Активное участие профсоюзов и состоящей в их ведении инспекции труда в право- и нормотворческой работе в области охрана труда и окружающей среды для выработки единых подходов к решению проблем охраны труда и экологии, обеспечения право­вой основы для перестройки деятельности профсоюзов в этой области и проведения эффективной защитной политики на основе Законов Российской Федерации о правах и гарантиях профсоюзной деятельности, о безопасности и охране труда.
6. Неуклонное проведение профсоюзами линии на переход к экономическим методам обеспечения охраны труда и окружающей среды путем установления контроля за внедрением в отраслях и на предприятиях экономико-правового механизма обеспечения ох­раны труда и. окружающей среды на основе законодательства, генеральных и отраслевых соглашений, коллективных договоров, специ­альных соглашений по охране труда и окружающей среды, а также индивидуальных трудовых договоров (контрактов) и поручений (наказов) трудовых коллективов профсоюзам как представительной и полномочной организации трудящихся.
7. Сохранение существующего порядка финансирования дея­тельности инспекции труда профсоюзов, осуществляющей выполне­ние законодательно закрепленных за профсоюзами функций по со­циальной защите трудящихся, за счет средств государственного социального страхования.
8. Наличие так называемого организационно-переходного периода, в течение которого от профсоюзов государству будут переданы функции государственных органов надзора и контроля за условиями труда и соблюдением правил и норм по охране труда, подготовлен пакет законодательных и нормативных актов, регулирующих комплекс основных проблем охраны труда; сформированы и укомплектованы штатами и оснащены материально-технической базой соответствующие государственные структуры и органы уп­равления, надзора и контроля за условиями и состоянием охраны труда; проведена необходимая организационная и методическая работа по реорганизации технической и правовой инспекций тру­да, состоящих в ведении профсоюзов, в связи с передачей функций надзора и контроля в области охраны труда от профсоюзов госу­дарству.
9. Сохранение преемственности в работе органов надзора и контроля за состоянием условий труда и соблюдением правил и норм по охране труда путем формирования органов Государственной инспекции труда и Государственной экспертизы условий труда за счет привлечения специалистов (технических инспекторов тру­да) отраслевых и территориальных объединений профсоюзов.
10. Перераспределение и уточнение функций и сфер деятель­ности контролирующих органов - государственных технического, горного, санитарного, энергетического надзора и органов обще­ственного контроля (профсоюзы, специализированные общественные организации и объединения) на основе законодательства об охра­не труда и Единой Концепции охраны труда в Российской Федерации с обозначением основных направлении, приоритетов, принципов и сфер деятельности всех субъектов системы органов охраны труда в переходный период. Основными направлениями в деятельности профсоюзов в переходный период были:
1. Участие в законотворческой деятельности.
2. Дальнейшее развитие сотрудничества на принципах социального партнерства с государственными органами управления, представительными организациями предпринимателей на федеральном, отраслевом и региональном уровнях, а также сотрудничество работодателей и профсоюзов, как представительной организации трудящихся на предприятии.
3. Выработка требований, ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений на всех уровнях управления, организация контроля за их выполнением.
4. Организация и осуществление общественного контроля за соблюдением работодателями законных прав и интересов трудящихся от профкома до профобъединения. 5. Дальнейшее совершенствование системы работы профсоюзов в соответствии с новым законодательством. 6. Осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, оказание органам государственного управления, надзора и контроля при формировании соответствующих государственных структур и органов и, в первую очередь, государственной инспекции труда. Для практической реализации решений съезда была образована постоянная комиссия Совета ФНПР по охране труда и экологии и отдел по охране труда и экологии. Отдел по охране труда и экологии состоял из 9 человек, которые занимались вопросами охраны труда, окружающей среды и Чернобольской проблемой. Особенностью данного периода являлось то, что большее внимание уделялось проблемам охраны окружающей среды и радиационной безопасности, так как они были более актуальны для руководства территориальных органов профсоюзов и ФНПР, чем вопросы охраны труда. Это приоритетное направление прослеживается и до настоящего времени, что видно из принимаемых решений и документов ФНПР. Техническая инспекция труда профсоюзов России в 1990-1991 годах строила свою работу по положению, утвержденному Президиумом ВЦСПС от 26 августа 1977 года с последующими изменениями и в соответствии с действующим законодательством осуществляла функцию государственного надзора и контроля за охраной труда. 23 марта 1991 года № 16 Президиумом Совета ФНПР было принято Положение о технической инспекции труда профсоюзов, в соответствии с которым техническая инспекция труда также продолжала государственный надзор и контроль. В основу данного положения вошли нормы из положения о технической инспекции труда, утвержденного Президиумом ВЦПС, с учетом новых реалий. В соответствии с этим положением отраслевыми профсоюзами и территориальными объединениями принимались собственные положения. Аналогичные положения принимались профсоюзными объединениями, не входящими в ФНПР. В этот сложный период несмотря на процессы происходящие в стране и профсоюзах, вокруг социального страхования ФНПР удалось сохранить дееспособную техническую инспекцию труда. Вместе с тем, было ясно, что в этих условиях, когда не выполнялись законы и указы Президента России, техническая инспекция труда профсоюзов не сможет нормально выполнять свои контрольно-надзорные функции, и что эту обязанность должно взять на себя государство, его структуры, и в первую очередь, государственная инспекция труда. В условиях многообразия форм собственности, образования новых профобъединений, образование на одном предприятии нескольких профсоюзных организаций, сокращение профчленства, профсоюзы не могли эффективно, как это было раньше, выполнять государственную функцию надзора и контроля за состоянием охраны труда. Поэтому, в соответствии с решениями съезда ФНПР и Концепции отдел по охране труда и экологии разработал с учетом предложений членских организаций, результатов социологических опросов технических инспекторов труда и профсоюзного актива проекты Положений об инспекции труда профсоюзов России, об общественных уполномоченных (доверенных) лицах по охране труда, комитетах (советах) по безопасности и охране труда на предприятии, ряд других документов, которые должны были отражены в разрабатываемом законе об охране труда. При разработке вышеназванных проектов документов были учтены основные положения Конвенций и Рекомендаций МОТ, опыт работы профсоюзов многих стран с развитой экономикой. Приоритетным направлением деятельности будущей профсоюзной инспекции должны были стать общественный контроль за соблюдением работодателями законных прав трудящихся и реализация мер по их социальной защите в вопросах охраны труда, а также оказание методической и практической помощи профсоюзным комитетам, профактиву предприятий в организации общественного контроля за выполнением мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, отстаивание интересов работников в судах и др. Техническая инспекция труда профсоюзов России, являясь оппонентом органов государственного надзора и контроля, независима и самостоятельна в оценках условий труда, руководствуется законодательством об охране труда, уставами и Положением и опирается в своей практической деятельности на профсоюзный актив, институт общественных уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и совместные комитеты (комиссии) по охране труда. 6 августа 1993 года Верховным Советом Российской Федерации были приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. С принятием Основ была повышена роль и ответственность государства за состояние охраны труда, стали создаваться на всех уровнях государственные органы управления, надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, принципиально меняться формы и методы работы профсоюзов. Они должны были заниматься общественным контролем, обеспечивая тем самым действенную и эффективную защиту законных прав и интересов работников в области охраны труда.

продолжение следует