Выпуск от: 3 августа 2005 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 6-7
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ОХРАНА ТРУДА И ПРОФСОЮЗЫ


В соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда (1993 г.) общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляли профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы. Для осуществления общественного контроля за охраной труда они могли создавать собственные инспекции. На предприятиях общественный контроль за охраной труда осуществляли уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива и действующие в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраной труда. Профессиональным союзам в лице их соответствующих органов и иным уполномоченным работниками представительным органам законодательно предоставлялось право: - осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда; - проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия; - принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование; - получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве; - предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; - осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда; - осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями; - принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; - принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда; - обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве; - принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда. Институт уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива введен вместо общественных инспекторов по охране труда, которые осуществляли общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда в соответствии со статьей 248 КЗоТ Российской Федерации. В отличие от КЗоТ РФ Основы предоставили право на осуществление общественного контроля за соблюдением требований законодательства об охране труда не только профсоюзам, но и другим представительным органам работников, так как в профсоюзном движении произошли серьезные изменения: резко сократилось число членов профсоюзов; на многих предприятиях профсоюзные организации вообще отсутствовали. Это норма Основ соответствует положениям Конвенции МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 год) и Рекомендации МОТ
№ 164 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (1981 год), а также других Конвенций и Рекомендаций МОТ по вопросам сотрудничества и связей работников и работодателей в области охраны труда. С целью реализации статьи 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда 8 апреля
1994 года постановлением Минтруда России № 30 были утверждены Рекомендации по организации работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудовых коллективов, которые действуют до настоящего времени. При их подготовке был учтен отечественный опыт работы общественных инспекторов по охране труда и международный опыт. Постановлением рекомендовано всем предприятиям, учреждениям и организациям обеспечить возможность осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а органам по труду субъектов Российской Федерации оказывать необходимую помощь в организации общественного контроля. Отдельные профсоюзы и профобъединения на основе Рекомендаций и с учетом собственной специфики разработали свои рекомендации (положения). Так, 16 июня 1994 г. Исполнительный Комитет Генерального Совета ФНПР утвердил Типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда. Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области разработала Рекомендации по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и окружающей природной среды в соответствии с Типовым положением ФНПР. Начиная с 1994 года в практику разработки и заключения соглашений на федеральном, отраслевом и региональном уровнях, коллективных договоров в организациях вошло включение в раздел «Охрана труда» мероприятий по совершенствованию общественного контроля за соблюдением требований законодательства об охране труда. Комитеты (комиссии) по охране труда впервые в практике Российской Федерации законодательно были закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об охране труда (август 1993 года) по инициативе Федерации независимых профсоюзов России. В Основах законодательства Российской Федерации об охране труда (статья 8 «Органы управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях») было записано, что в целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников на предприятии с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Введение нового понятия «комитет (комиссия) по охране труда» обусловлено тем, что одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда в соответствии со статьей 3 Основ являются «взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками и представительными органами по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости». Статья 8 Основ соответствует положениям Конвенции МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среды» (1981 год) и Рекомендации МОТ № 164 «О безопасности и гигиене труда и производственной среды" (1981 год). С целью реализации статьи 8 Основ 12 октября
1994 года постановлением Минтруда России № 64 были утверждены Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек. В мае 1994 года Указом Президента России была образована Федеральная инспекция труда, основу которой составили технические инспектора профсоюзов России. В связи с этим и в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда Исполком Генерального Совета ФНПР принял 16 июня 1994 г. постановление «Об организации и осуществлении профсоюзами контроля за соблюдением законодательства по охране труда и окружающей среды». Данным постановлением было утверждено Положение о технической инспекции труда ФНПР (профсоюзов), Типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда и одобрены Рекомендации по организации и осуществлению профсоюзами контроля за соблюдением законодательства по охране труда и окружающей среды на предприятии. Исполком установил, что Положение о технической инспекции труда ФНПР (профсоюзов) вводится в действие решением соответствующих коллегиальных органов профсоюзов и профсоюзных объединений после окончания формирования государственной инспекции по охране труда, до этого времени техническая инспекция труда продолжает осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и правил об охране труда согласно Положению о технической инспекции труда профсоюзов, утвержденному Президиумом Совета ФНПР от 23 марта 1991 г., и действующему законодательству. Во втором полугодии 1994 года и в начале 1995 года профсоюзы большое внимание уделяли реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда по созданию государственной системы управления охраной труда, формированию государственных инспекций в субъектах Российской Федерации. Главное же внимание в этот период уделялось реализации собственных решений по созданию системы работы профсоюзов по осуществлению общественного контроля за охраной труда в соответствии с новым законодательством. Подводя итоги работы профсоюзов по охране труда и по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в 1990-1994 годах можно сделать следующие выводы. Используя имеющееся в то время право законодательной инициативы профсоюзы сыграли большую роль в разработке и принятии Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, других законодательных и нормативных правовых актов по охране труда. Профсоюзам удалось в условиях непростых отношений с государственными органами власти достаточно полно закрепить свои основные права по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда и защите прав работников в Основах законодательства Российской Федерации об охране труда и нормативных актах, принятых в этот период. Профсоюзы сумели сохранить работоспособную техническую инспекцию труда, которая стала в дальнейшем основой федеральной инспекции труда, научно-исследовательские институты, основные органы печати. Профсоюзы внесли весомый вклад в создание государственной системы управления охраной труда, надзора и контроля в Российской Федерации. Они оказывали конкретную практическую помощь органам государственной власти в центре и на местах в создании в их структурах органов по охране труда, проведении массовых мероприятий по вопросам охраны труда. Профсоюзные организации уделяли большое внимание развитию социального партнерства, совершенствованию практики отражения в коллективных договорах и соглашения вопросов охраны труда. Профсоюзами были созданы правовые и организационные основы работы в новых политических и социально-экономических условиях по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства по охране труда. В то же время профсоюзы не смогли повлиять на фактический развал созданной в советское время системы работы в области охраны труда, не сумели предотвратить негативные процессы в отношении вопросов охраны труда со стороны государства, хозяйственных органов всех уровней, трудовых коллективов, что повлияло на ухудшение состояния условий и охраны труда, производственного травматизма. Профсоюзы не смогли добиться полной реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда по созданию экономического механизма в работе по охране труда, формирования государственных органов управления охраной труда в субъектах Российской Федерации, государственной инспекции труда, совместных комитетов (комиссий) по охране труда в организациях, что отрицательно сказалось на эффективности работы по охране труда в целом. Профсоюзные органы, особенно на отраслевом и региональном уровнях, ослабили внимание к решению вопросов охраны труда: * снизили требовательность к руководителям и должностным лицам к выполнению своих должностных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда; * стали сокращать, а в отдельных случаях ликвидировать техническую инспекцию труда; * ослабили работу по оказанию помощи первичным профсоюзным организациям, комиссиям по охране труда, общественным инспекторам по охране труда; * практически ликвидировали в условиях демократизации профсоюзов систему предоставления профсоюзной отчетности и информации вышестоящим профсоюзным органам.

В.И. Медведев, Президент АСОТ, зам. Директора НИИ проблем охраны труда