Выпуск от: август-сентябрь 2005 г   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 8-9
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ОХРАНА ТРУДА И ПРОФСОЮЗЫ

Охрана труда и профсоюзы
продолжение. начало в номере 4 (18)

В период с 1995 по настоящее время усилия профсоюзов и их объединений технической инспекции труда были направлены на усиление своего авторитета, закрепление своих прав в новых законодательных и нормативно правовых актах, совершенствование форм и методов своей деятельности по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда после перехода на осуществление только общественного контроля.
В развитие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, где достаточно полно были отражены права профсоюзов по охране труда, в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (статьи 20 и 25) были расширены права профсоюзов и закреплены гарантии уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и членов совместных комитетов (комиссий) по охране труда в организациях. В Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации», принятом в 1999 году, были сохранены права профсоюзов. В статье 22 Закона отражено, что «общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.
В этой статье закреплены основные права «профессиональных союзов в лице их соответствующих органов».
В Трудовом кодексе Российской Федерации (2001 год) права профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением законодательства по охране труда изложены в статье 370 «Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных правовых нормативных актов, содержащих нормы трудового права».
Основу этой статьи составили нормы Федеральных законов: «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (ст. 22) и «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 20).
Вместе с тем в отличие от Федеральных законов: «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» эти права предоставлены только уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов и техническим инспекторам труда.
В Трудовом кодексе Российской Федерации не нашли отражение гарантии уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и членов комитетов (комиссий) по охране труда, делегированных профсоюзом, нет четкого определения термина «представительный орган работников» и не отражены его права.
Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 352) определил, что защита трудовых прав работников профессиональными союзами является одним из трех основных способов защиты трудовых прав и законных интересов работников.
В статье 370 Трудового кодекса Российской Федерации отражены основные права профессиональных союзов, профсоюзных инспекторов труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда:
- беспрепятственно проверять в организации и (или) в структурных подразделениях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами представления об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
- осуществлять контроль за соблюдением работодателем законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организации о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровья работников;
- принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Право на осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и другими законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда профсоюзы реализуют через выборные профсоюзные органы, правовые и технические инспекции труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда, а также комиссии по охране труда при выборных профсоюзных органах.
Выборные профсоюзные органы в организациях осуществляют следующие основные функции:
- организация общественного контроля в организации и структурных подразделениях за соблюдением работодателем законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- методическое руководство деятельностью уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и представителей профсоюзов в комитетах (комиссиях) по охране труда;
- рассмотрение и обобщение предложений по отражению требований охраны труда в коллективном договоре, подготовленных уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда и комитетов (комиссией) по охране труда;
- рассмотрение проектов локальных нормативных актов и подготовка заключения для учета мнения при их утверждении работодателем;
- обобщение результатов проверок условий и охраны труда и подготовка представлений работодателю об устранении выявленных нарушений;
- рассмотрение материалов расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний и подготовка предложений работодателю по их снижению;
- подготовка заключений о степени вины застрахованного при смешанной ответственности за несчастный случай на производстве;
- рассмотрение и согласование представлений работодателя о привлечении к дисциплинарной ответственности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, членов комитета (комиссии) по охране труда от профсоюзов, являющихся заместителями руководителя выборного профсоюзного органа организации и структурного подразделения и др.
В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации работодатель обязан рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов о выявленных нарушениях законодательства о труде и охране труда, принимать меры по их устранению и в недельный срок сообщать профсоюзным органам о результатах рассмотрения (ст. 22, 195, 212 и 370).
Выборные профсоюзные органы общероссийских профсоюзов и их объединений выполняют следующие основные функции:
- осуществление методического руководства деятельностью региональных профсоюзов и объединений, выборных профсоюзных органов в организациях, разработка рекомендаций и положений по организации общественного контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- осуществление координации деятельности технических инспекций труда профсоюзов и профобъединения;
- участие в разработке разделов по охране труда в двухсторонних и трехсторонних соглашениях и контроль за их реализацией;
- участие в разработке отраслевых и федеральных программ по охране труда;
- участие в работе отраслевых и межведомственной комиссиях по охране труда;
- участие в разработке и совершенствовании федеральных законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;
- участие в расследовании несчастных случаев на производстве (групповых, при которых погибло пять и более человек);
- осуществление контроля за расходованием средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний через представителей в Правлении Фонда социального страхования Российской Федерации;
- содействие развитию социального партнерства субъектов трудовых отношений в вопросах охраны труда и социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Выборные профсоюзные органы региональных и территориальных профсоюзов и их объединений выполняют следующие основные функции:
- осуществление методического руководства деятельностью выборных профсоюзных органов в организациях, разработка рекомендаций и положений по организации общественного контроля за соблюдением законодательства по защите прав и законных интересов работников в области охраны труда и социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- осуществление координации деятельности технических инспекций труда профсоюзов в субъекте Российской Федерации;
- участие в разработке разделов по охране труда в двухсторонних и трехсторонних соглашениях и контроль за их реализацией;
- участие в разработке региональных программ по охране труда;
- участие в работе отраслевых, межведомственных комиссиях и координационных советах по охране труда;
- участие в разработке и совершенствовании федеральных законодательных и нормативных правовых актов по охране труда и социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и законодательных и нормативных правовых актов по охране труда субъектов Российской Федерации;
- участие в расследовании несчастных случаев на производстве (групповых, со смертельным и тяжелым исходом);
- осуществление контроля за расходованием средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний через представителей в Координационных советах региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации, в том числе направляемых на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных и предупредительные меры по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- оказание практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в совершенствовании системы государственного управления охраной труда;
- содействие развитию социального партнерства субъектов трудовых отношений в вопросах охраны труда и социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Для проведения практической работы по осуществлению вышеперечисленных функций в аппаратах выборных профсоюзных органов общероссийских и региональных профсоюзов и их объединений создаются отделы охраны труда или техническая инспекция труда, а при выборных профсоюзных органах, в том числе и в организации могут быть избраны комиссии по охране труда.
Правовые и технические инспекции труда создаются при общероссийских профессиональных союзах и их объединениях, они наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, которые утверждаются соответствующими профсоюзными органами.
Аналогичные инспекции создаются также при межрегиональных и территориальных объединениях организаций профессиональных союзов в субъектах Российской Федерации, которые работают по положениям, принимаемым ими в соответствии с Типовым положением соответствующего всероссийского объединения профессиональных союзов.
Техническая инспекция труда профсоюзов осуществляет контроль за соблюдением законодательства об охране труда, а также иных нормативных правовых актов по охране труда.
Технический инспектор труда, как представитель вышестоящего профсоюзного органа:
участвует в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с тяжелыми последствиями;
осуществляет общественный контроль по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью членам профсоюзов;
участвует в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда;
имеет право получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда.
Кроме того, в практической деятельности технические инспектора труда выполняют и другие функции, такие как:
подготовка предложений в федеральное, отраслевое и региональное трехсторонние или двухсторонние соглашения и контроль за их реализацией;
оказание методической и консультативной помощи профсоюзным органам в организации, уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда, представителям профсоюзов в комитетах (комиссиях) по охране труда;
проведение анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях соответствующего профсоюза (профобъединения) и подготовка предложений выборному профсоюзному органу для принятия решений;
рассмотрение жалоб и обращений членов профсоюза;
обеспечение текущей работы выборного профсоюзного органа по вопросам, входящим в их компетенцию.
С целью повышения эффективности работы по защите трудовых прав работников профессиональные союзы, их инспекции в своей деятельности взаимодействуют с органами государственного управления охраной труда, федеральной инспекцией труда и ее органами в субъектах Российской Федерации, другими органами государственного надзора и контроля, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждениями медико-социальной экспертизы и др.
Представители профсоюзов и их объединений, в том числе технические инспекторы труда, являются членами координационных советов контролирующих органов, межведомственных комиссий и координационных советов по охране труда.
Главным звеном общественного контроля за охраной труда в организации являются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов (далее по тексту - уполномоченный по охране труда), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Рекомендациями, утвержденными постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 года № 30.
Профсоюзные органы, в том числе в организации, могут разрабатывать на основании Рекомендаций Минтруда России свои положения, в которых наряду с задачами и функциями определяется порядок избрания, численность, срок полномочий, формы и методы работы уполномоченных по охране труда с учетом особенностей организации. Положение об уполномоченном по охране труда является приложением к коллективному договору.
В соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст.25) уполномоченным по охране труда могут быть установлены социальные гарантии, как членам выборного профсоюзного органа, которые могут быть конкретизированы коллективным договором.
Руководство деятельностью уполномоченных по охране труда осуществляется выборным профсоюзным органом организации, структурного подразделения или иным уполномоченным работниками представительным органом.
Уполномоченные по охране труда избираются на профсоюзном собрании (конференции) организации, структурного подразделения, на срок полномочий выборного профсоюзного органа или на собрании (конференции) трудового коллектива.
В организации и структурном подразделении из числа избранных уполномоченных по охране труда избирается старший уполномоченный по охране труда, который может избираться заместителем руководителя выборного профсоюзного органа.
Уполномоченные по охране труда входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации и структурного подразделения, а старший уполномоченный по охране труда организации является заместителем председателя комитета (комиссии) по охране труда.
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов - каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных.
Не рекомендуется избирать уполномоченными по охране труда должностных лиц, которые несут ответственность за обеспечение охраны труда в организации или структурном подразделении.
Уполномоченные по охране труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с работодателем, должностными лицами организации и структурных подразделений, службой охраны труда.
Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются на общем профсоюзном собрании (конференции), выборном профсоюзном органе, или собрании (конференции) трудового коллектива. Они могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.
Уполномоченные по охране труда проходят обучение по специальной программе в соответствии с установленным порядком и за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Уполномоченным по охране труда выдается соответствующее удостоверение.
Профсоюзные органы могут осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда также через своих представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда в организациях.
Основным правом профсоюзов в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации является осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, в том числе по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда, обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет средств работодателя, санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием, прохождения работниками обязательных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), предоставления компенсаций за работу на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда и др.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 212) работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определен Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (постановление Минтруда России от 14 марта 1997 года № 12).
В соответствии с данным Положением в состав аттестационной комиссии включаются представители профсоюзных организаций, комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные по охране труда, согласовывают план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, который разрабатывается по итогам аттестации, осуществляют контроль за его выполнением.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются при обосновании предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включении в трудовой договор характеристик условий труда работника, при заключении трудового договора, решении вопроса о связи заболевания с профессией или подозрение на профессиональное заболевание, при решении трудовых споров.
Материалы по результатам аттестации работ по охране труда в организациях используются при сертификации работ по охране труда в организациях, которая проводится на основании Положения о системе сертификации работ по охране труда в организациях (постановление Минтруда России от 24 апреля 2002 года № 28).
Представители профсоюзов принимают участие в проведении сертификации работ по охране труда в организациях, являются членами Совета ССОТ, комиссий органов по сертификации, экспертами по сертификации работ по охране труда (при наличии необходимой аттестации).
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях имеют важное значение при решении вопросов отнесения организаций к классу профессионального риска, определении страховых тарифов, страховых скидок и надбавок при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При осуществлении контроля за выполнением обязательств работодателя по вопросам охраны труда, предусмотренных Трудовым договором, необходимо обращать внимание на то, чтобы при заключении трудового договора с работником в нем должны быть отражены требования охраны труда, включающие права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда, характеристику условий труда на рабочем месте, компенсации за работу на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В трудовом договоре могут быть отражены права работника на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обязательное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; дополнительное страхование от несчастного случая и профессионального заболевания в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; дополнительное возмещение расходов, связанных с потерей трудоспособности в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в соответствии с коллективным договором; отказ в целях самозащиты от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, без привлечения к дисциплинарной ответственности и с сохранением среднего заработка; компенсации, установленные законом, коллективным договором, отраслевым и (или) региональным соглашением за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; сохранение места работы (должности) и среднего заработка на время приостановления работ органами государственного надзора и контроля вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника; запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте государственными органами надзора и контроля и государственной экспертизой условий труда, а также проведение независимой экспертизы органами профсоюзного контроля.
Перечень прав и обязанностей работодателя и работника не носит исчерпывающего характера. В трудовой договор могут вноситься и иные права и обязанности сторон, не противоречащие нормам законодательства об охране труда.
В трудовом договоре должны отражаться конкретные характеристики условий труда на рабочем месте работника с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (оптимальные, допустимые, вредные и опасные) с указанием фактических и допустимых уровней опасных и вредных производственных факторов.
Профсоюзные органы особое внимание должны обращать на отражение требований охраны труда в коллективных договорах и соглашениях и осуществления контроля за их выполнением.
Раздел «Охрана труда» коллективного договора организации состоит из взаимных обязательств работодателя и работников в области охраны труда, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, защиту их прав на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, отраслевым тарифным соглашением и региональным трехсторонним соглашением в коллективном договоре могут быть отражены обязательства сторон по следующим вопросам:
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;
- проведение обучения и проверки требований охраны труда;
- проведение медицинских осмотров;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями;
- обеспечение охраны труда женщин и молодежи;
- обеспечение гарантий законных прав работников в области охраны труда и закрепление их в трудовых договорах;
- осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства по охране труда;
- установление гарантий прав деятельности уполномоченных по охране труда и членов комитета (комиссии) по охране труда от профсоюзных органов и другие обязательства и др.
В качестве приложений к коллективному договору могут быть:
- план мероприятий по улучшению условий и охраны труда (соглашение по охране труда);
- положение о фонде охраны труда организации;
-положение об уполномоченном (доверенном) лице профсоюзного органа организации;
- положение о комитете (комиссии) по охране труда;
- перечень профессий и должностей работников, имеющих право на бесплатное получение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
- перечень профессий работников, получающих бесплатно смывающих и обезвреживающих средств;
- перечень профессий работников, занятым на работах с вредными условиями труда, получающих бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты;
- перечень профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;
- перечень профессий и должностей, дающих право на дополнительный отпуск;
- перечень профессий и должностей работников, имеющих право на доплату за условия труда;
- перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применения труда женщин и лиц моложе 18 лет;
Выборный профсоюзный орган организует работу по сбору предложений в раздел "Охрана труда" коллективного договора.
При разработке коллективных договоров следует использовать рекомендации Минтруда России по отражению требований охраны труда в коллективном договоре, а также рекомендации и типовые макеты коллективных договоров профсоюзов и их объединений.