Выпуск от: июнь 2006 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 6(32)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
2. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ УЧЕБНЫХ И ЭКСПЕРТНЫХ

2. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ УЧЕБНЫХ И ЭКСПЕРТНЫХ ЦЕНТРОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Во всем мире строительство относится к наиболее потенциально опасным отраслям экономики. В соответствии с этим Международной организацией труда еще в 1937 г. были приняты Конвенция и Рекомендации по технике безопасности в строительстве, на основе которых в 1988 г. принята Конвенция о безопасности и гигиене труда в строительстве, которая Россией до настоящего времени не ратифицирована.
В то же время состояние безопасности и гигиены труда в строительстве в нашей стране оставляет желать лучшего.
Подтверждением этому служат данные производственного травматизма. Наиболее универсальным и объективным показателем уровня производственного травматизма является показатель частоты травматизма с летальным исходом на 1000 человек в год. Используя этот показатель, можно провести сравнительную оценку уровня травматизма различных отраслей экономики, а также проследить динамику изменения этого показателя за различные периоды времени.
В рамках сравнительной оценки отраслей экономики по указанному показателю строительная отрасль относится к отраслям с наиболее высоким уровнем производственного травматизма с летальным исходом. По данным государственной статистики за 2003 г. Ксм -средний показатель по отраслям экономики составлял 0,131. Наиболее высокое его значение зафиксировано на добыче угля подземным способом -0,638, а также в лесозаготовительной промышленности - 0,469. В строительстве этот показатель составлял 0,33.
Однако в связи с большой численностью занятых в отрасли трудовых ресурсов по количеству пострадавших за год строительство намного опережает все другие отрасли.
По данным Федеральной инспекции труда каждый шестой случай с летальным исходом в отраслях экономики связан со строительной деятельностью.
Динамика изменения показателя Ксм свидетельствует о том, что осуществление действенной государственной политики в области охраны труда приводит к возникновению тенденции снижения этого показателя, а отсутствие должного
внимания -соответственно к возникновению негативной тенденции его роста. Так, в период государственного управления народным хозяйством, когда вопросами строительства занимались десять строительных министерств, показатель Ксм последовательно снижался в 1976-1991 гг. с 0,26 до 0,196. После ликвидации в 1991 г. строительных министерств и вместе с ними отраслевой службы охраны труда этот показатель стал увеличиваться и к 1995 г. достиг уровня 1976 г.
(Ксм =0,26) , а в 2004 г. этот показатель Ксм= 0,333 (уровень шестидесятых годов прошлого века).
Проведенный по заданию Госстроя России в 2003 г. ФГУ ЦОТС анализ случаев производственного травматизма с летальным исходом позволил сделать вывод о том, что указанная выше негативная тенденция роста показателя Ксм является следствием следующих причин:
нарушение работодателями требований СНиП 12-03-2001 о порядке допуска работников к самостоятельной работе в условиях действия опасных и вредных производственных
факторов (до 15% пострадавших были допущены к работам на высоте и другим опасным работам без прохождения медицинских осмотров, обучения и проверки знаний охраны
труда, стажировки на рабочем месте);
отсутствие технологической подготовки безопасности работ (из общего количества случаев падения работников с высоты в 60% случаев в ППР отсутствовали решения по
предупреждению падения);
неприменение при работах на высоте защитных ограждений, улавливающих сеток, а также предохранительного пояса при работах на высоте, что является одной из причин роста тяжелых несчастных случае, связанных с падением человека с высоты (до 50% от общего числа пострадавших).
Указанные выше грубые нарушения норм и правил охраны труда свидетельствуют о снижение мотивации работодателей по выполнению возложенных на них Трудовым кодексом Российской Федерации обязанностей по охране труда.
Как свидетельствует предыдущий опыт, для исправления данной ситуации необходимо уделять больше внимания вопросам государственного регулирования охраны труда на
межотраслевом и отраслевом уровнях.
Однако в последние годы происходит не усиление, а ослабление влияния государственных органов на охрану труда. Можно назвать два фактора, серьезным образом повлиявших на эту ситуацию. Первый -это ввод в действие с 1 июля 2003 г. Федерального закона «О техническом регулировании», которым устанавливается, что обязательные требования к продукции и процессам ее производства должны
устанавливаться на уровне технических регламентов, а все остальные нормативные документы, содержащие обязательные требования, получают статус рекомендательных. Несмотря на то, что положения этого Федерального закона напрямую не относятся к охране труда, некоторые руководители организаций самостоятельно перенесли требования охраны труда в разряд рекомендательных документов, что нанесло
охране труда значительный урон.
Второй фактор -это проводимая реформа системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, вследствие чего вопросы охраны труда на межотраслевом
уровне отошли на второй план, а на отраслевом уровне были утеряны полностью. В частности, Росстрой, являющийся правопреемником Госстроя России, не был наделен Правительством Российской Федерации функциями по охране труда.
Вследствие этого была практически прекращена проводимая ранее Госстроем России работа по государственному регулированию охраны труда на отраслевом уровне и в том числе совершенствование отраслевых нормативных актов по безопасности труда в строительстве, а также проведение аккредитации базовых учебных и экспертных центров по охране труда в строительстве.
В целях реформирования отраслевой системы управления охраной труда в новых условиях ФГУ ЦОТС предложил аккредитованным ранее организациям, создать Ассоциацию учебных и экспертных центров по охране труда в строительстве (АЦОТС), которая является саморегулирующейся организацией и может в сотрудничестве с другими организациями проводить необходимую работу по организации деятельности членов Ассоциации.
Согласно принятому Уставу основной целью деятельности Ассоциации является организация и координация деятельности ее членов по вопросам управления охраной труда в строительных организациях по следующим направлениям:
информационно-справочное обслуживание строительных организаций по вопросам управления охраной труда;
проведение обучения и проверки знаний по охране труда руководящих работников и специалистов строительных организаций (в том числе застрахованных);
проведение аттестации по условиям труда нестационарных рабочих мест на строительных объектах;
проведение экспертизы решений по охране труда в ПОС и ППР при выполнении работ на высоте, применении грузоподъемных кранов и другой строительной техники и оказание помощи в устранении имеющихся недостатков;
проведение экспертизы действующих в строительных организациях локальных нормативных актов (инструкций по охране труда и стандартов предприятий) и оказание помощи в их разработке.
Основными задачами Ассоциации как юридического лица является оказание помощи организациям — членам Ассоциации в решении стоящих перед ней проблем. Эту помощь
предполагается оказывать по нескольким направлениям:
1. Совершенствование методологии работы с использованием методических и нормативных документов, разработанных нашим Центром.
2. Организация обучения и аттестации экспертов и членов экзаменационных комиссий организаций — членов Ассоциации и выдача им разрешительных документов на оказание услуг по охране труда строительным организациям.
3. Выступление в качестве основного подрядчика на выполнение услуг в области охраны труда, в том числе обучение застрахованных и лицензирование строительной деятельности с учетом имеющихся возможностей организаций — членов Ассоциации.
Заявителем о создании Ассоциации выступил ФГУ ЦОТС.
В августе прошлого года Ассоциация была зарегистрирована в качестве юридического лица. В настоящее время в Ассоциацию входят 22 организации из 15 регионов РФ.
Главная задача деятельности Ассоциации -проведение необходимых мероприятий по организации работы членов Ассоциации. Эти мероприятия проводятся в рамках Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Профсоюзом работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации и АЦОТС.
Для оперативного решения вопросов, предусмотренных указанным Соглашением, совместным решением АЦОТС и ЦК профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ при участии Росстроя создана Центральная аттестационная комиссия по охране труда, которая рассматривает результаты работы по проведению аккредитации специализированных центров. Данные
об аккредитованных специализированных центрах передаются ЦК профсоюза региональным органам профсоюза для сведения и сотрудничества.
В целях оказания помощи аккредитованным специализированным центрам в решении стоящих перед ними задач ФГУ ЦОТС были подготовлены и опубликованы массовым
тиражом методические и руководящие документы по основным направлениям деятельности Ассоциации. К их числу относятся:
Охрана труда в строительстве. Комментарии к строительным нормам и правилам. Авт. Алексеев В.А., Зверев А.Г. Изд.ЗАО МЦФЭРО МЦФЭР Сборник тестов для проверки знаний требований строительных норм и правил СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002
руководящими работниками и специалистами строительных организаций. ФГУ ЦОТС, изд. ГП «ИНПА».
Сборник нормативных документов по применению работниками строительных организаций спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. ФГУ ЦОТС, изд. ГП «ИНПА».
Руководство по проведению экспертной оценки безопасности нестационарных рабочих мест на строительных объектах. ФГУ ЦОТС, изд. ГП «ИНПА».
Указанные методические документы, наряду с введенными в действие ранее нормативными актами по безопасности труда в строительстве, позволяют при проведении обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда у руководителей и специалистов строительной отрасли, а также проведении аттестации нестационарных рабочих мест в строительстве учитывать специфику строительной отрасли.
Естественно, что эффективность деятельности Ассоциации в первую очередь зависит от позиции местных органов исполнительной власти. В ряде регионов (Воронежская и
Новосибирская обл., Красноярский край и др.) деятельность членов Ассоциации находит поддержку у строительных организаций и администрации регионов. Мы стараемся доводить полученный позитивный опыт до сведения всех членов Ассоциации.
В то же время очевидно, что общественные организации могут выполнять только некоторые отдельные функции отраслевого управления охраной труда. Нерешенными
остаются другие не менее важные: дальнейшее совершенствование нормативных правовых актов по охране труда в строительстве, в том числе по организации обучения и проверки знаний требований охраны труда и аттестации рабочих мест. Главный недостаток действующих нормативных актов по указанным вопросам -это недостаточное внимание отраслевой специфике. В ряде регионов всем учебным центрам, проводившим обучение и проверку знаний строителей, вменялось в обязанность проводить обучение по Примерным планам обучения по охране труда, утвержденным Минтрудом России (письмо от 27.05.2004 №477-7).
В последнее время по инициативе Минздравсоцразвития была выполнена тема "Научно-методическое сопровождение обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных", в рамках которой при моем непосредственном участии были подготовлены Типовые учебные планы и типовые программы обучения отдельных категорий застрахованных для строительной отрасли, которые должны были быть утверждены и рекомендованы к применению. Указанный документ позволяет серьезным образом повлиять на повышение качества обучения застрахованных. Наши учебные центры этой программой пользуются.
С учетом этого Ассоциация совместно с Профсоюзом обратились в Минздравсоцразвития с просьбой о выделении строительной отрасли целевой квоты на обучение застрахованных. Буквально вчера был получен ответ на это предложение. Однако мы надеемся, что в следующем году ситуация изменится и обучение застрахованных будет осуществляться с учетом отраслевой специфики.
Требует также дальнейшего совершенствования и действующее положение по аттестации рабочих мест по условиям труда. К сожалению, подготовленный проект нового положения мало чем отличается от действующего. В нем так же, как в действующем положении, не учитывается специфика мобильных рабочих мест, которые имеют место в строительстве, сельском хозяйстве и горно-добывающих отраслях. Не-
обходимо было проанализировать опыт проведения аттестации рабочих мест в этих отраслях и внести в нормативный акт необходимые изменения.
Учитывая, что совещание проходит в головной организации по охране труда, которая принимает участие в организации обучения застрахованных, а также подготовке нормативных актов, считаю необходимым обратить на это внимание.
В заключение следует обратить внимание на то, что Ассоциация — это саморегулируемая организация, целью деятельности которой является повышение качества предоставляемых строительным организациям услуг по охране труда.
Осуществляя свою деятельность совместно с профсоюзами и в сотрудничестве с Госстроем, Ассоциация должна стать важным элементом реформируемой системы управления охраной труда в строительстве.
Алексеев В.А.
директор Федерального государственного учреждения «Центр охраны труда в строительстве (ФГУ ЦОТС), президент Ассоциации учебных и экспертных центров по
охране труда в строительстве(АЦОТС), к. т. н..