Выпуск от: октябрь 2006 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 10(36)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ

О мерах по совершенствованию законодательной базы в области условий и охраны труда

Выступление начальника отдела политики охраны труда Минздравсоцразвития РФ
Преображенского В. Б.на научно-практической конференции по охране труда в Нижнем Новгороде в сентябре т.г.

В послании Президента Российской Федерации было уделено большое внимание демографической проблеме в
стране. Поэтому самая важная задача Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в настоящее время – это найти свое место в решении демографической ситуации, которая в нашей стране вызывает серьезную озабоченность и характеризуется сложными процессами в развитии народонаселения.
Россия – единственная страна в Восьмерке крупнейших развитых государств, где в минувшие десятилетия убывало население. Его численность за последние 15 лет сократилась на 10,3 млн. чел. Согласно прогнозу ООН, при сохранении существующих основных демографических параметров уровня смертности и рождаемости к середине текущего столетия численность населения России уменьшится с 142,7 млн. до 101 млн. чел. В основе диспропорции в демографических показателях по сравнению с основными развитыми странами мира лежит сверхсмертность населения. При одинаковой рождаемости смертность в возрасте от 15 до 60 лет в 3 раза выше, чем в европейских странах.
Средняя продолжительность жизни мужского населения в России составляет 59 лет, т.е. ниже, чем в Египте и Боливии. Аналогичный показатель в европейских странах составляет 74 года. Критическая демографическая ситуация обусловлена совокупностью различных факторов и требует проведения адекватной государственной демографической политики. Все ее мероприятия необходимо разделить на 3 группы: направленные на снижение смертности, на рост рождаемости и на повышение общей репродуктивной способности населения. При этом миграционную политику следует рассматривать как самостоятельное направление.
Привлечение мигрантов без коренного изменения существа демографической ситуации приведет лишь к тому, что ближайшие территории России станут объектом воздействия тех же самых имеющихся негативных условий. И в большой степени охрана труда может найти свое место во всех этих трех направлениях, но все-таки в большей степени это связано с программами снижения смертности работающего населения.
Как сейчас обстоит дело травматизмом и смертностью?
По данным РОССТАТа, в 2005 году коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих составил 0,124. Эти данные РОССТАТа получены в результате статистических наблюдений за примерно 5000 чел. Этот показатель, который в последние годы ежегодно снижается, – это наиболее объективный показатель, который характеризует состояние охраны труда. В настоящее время он в 2-2,5 раза превышает соответствующий показатель в США и странах Евросоюза.
Более высокий уровень смертельного травматизма отмечается только в Бразилии, Таиланде, Мексике и Индонезии.
Поскольку в экономике страны было занято всего более 72 млн. чел., в том числе 5 млн. нелегальных эмигрантов, и от 20% до 30% составляет неформальный сектор, мы можем говорить о том, (применяя этот коэффициент), что на производстве в действительности погибают около 5000 человек.
С конца 1980-х гг. наблюдается устойчивый рост смертности мужчин и женщин в трудоспособном возрасте. С 1986 года по 2004 год смертность в трудоспособном возрасте возросла почти в 2 раза. Самый высокий темп прироста смертности - более чем в 2 раза - наблюдается у мужчин в возрасте 25-50 лет и у женщин 25-40 лет.
Смертность от профзаболеваний в результате трудовой деятельности в России, к сожалению, не регистрируется.
В «Свидетельстве о смерти» нет соответствующей графы.
По оценкам экспертов МОТ, которые получены в результате исследований, проведенных в 15 странах Евросоюза, где наиболее надежная система регистрации, причина профзаболеваний и смертности в результате трудовой деятельности находится в соотношении 1:20, т.е. на каждый зафиксированный смертельный несчастный случай приходится еще 20 смертей, которые в той или иной степени связаны с производственными факторами. Если считать так, то в России по причинам, связанным с производством,
ежегодно умирают около 180 тыс. чел. Вот цена вопроса.
Если мы говорим, что у нас ежегодная смертность около 1 млн. чел., то из них 180 тыс. чел. – это люди, которые не доживают до нормального возраста и смерть которых связана с производством.
Условия труда также вносят негативный вклад в увеличение смертности в трудоспособном возрасте.
Так, анализ смертности металлургов Нижнетагильского металлургического комбината показал, что у лиц ведущих
профессий горячего производства вероятность умереть от отдельных заболеваний системы кровообращения и злокачественных новообразований в 1,5-2 раза выше, чем в соответствующих возрастных группах этой популяции. Высокий риск смерти от злокачественных новообразований выявлен среди работников, подвергающихся в процессе труда воздействию канцерогенов, в частности полицентрических ароматических углеводородов в коксохимическом производстве, где смертность работников от злокачественных новообразований органов дыхания была в 1,5-3 раза выше, чем у этой популяции во всех возрастных группах,
начиная от 30 лет.
Среди профессий преимущественно женского труда ведущее место по риску формирования профессиональных
заболеваний, как это ни странно, занимают медсёстры и санитарки, на долю которых приходится 11% всех случаев вновь установленных профзаболеваний среди женщин.
Далее идут работницы, занятые на строительных работах:
маляры, штукатуры – около 6%, машинисты кранов – около 5% и рабочие-станочницы, такие как шлифовщики, заточники и т. д.
Проведенные в НИИ медицины труда РАМН комплексные исследования по оценке значимости психосоциальных
факторов для формирования профессиональных рисков работников производственной сферы, охватывающей нефтедобычу, нефтехимию, стекольное производство, сельское хозяйство, и непроизводственной – врачи, учителя - показало, что психосоциальным фактором для лиц рабочих профессий является страх потери работы, угроза безработицы. Этот фактор определяет нежелание работников подвергаться качественному медицинскому обследованию в процессе периодических медицинских осмотров, позднее - обращение за медицинской помощью и, кроме того, помимо избыточного рынка труда и угрозы безработицы, этот фактор поддерживается отсутствием законодательства о трудоустройстве работника, отстраненного от работы во вредных условиях труда по медицинским показателям, а также резко отрицательным отношением работодателя к факту установления профессионального заболевания, за которым, как правило, следует увольнение.
Для работников умственного труда непроизводственной сферы наиболее значимым психосоциальным фактором
является низкое качество жизни, обусловленное крайне низкими доходами. Свыше 70% врачей и учителей (исследования 2003-2005 гг.) существуют у черты бедности с доходами не более 2,5 тыс. руб. на одного человека в месяц.
Сейчас эта ситуация немножко улучшилась. Для учителей и врачей хирургических специальностей одним из ведущих психосоциальных факторов трудового процесса является его чрезвычайно высокая напряженность, которая обусловлена большим количеством изменений в работе, необходимостью переработок и т. д. Среднегодовая фактическая длительность рабочей смены у врачей-хирургов превышает величину законодательно установленной продолжительности ежегодной работы на 20-60%. В отдельные месяцы, при максимальном количестве дежурств, этот объем работы может превышать нормативы в 2-3 раза.
У учителей в 4 раза чаще, чем у работников стекольного производства, формируются симптомы заболевания периферической нервной и костно-мышечной систем и в 3 раза чаще отмечаются симптомы психических расстройств поведения, таких как неврастения, невроз и т. д., что позволяет рассматривать указанные нарушения здоровья как производственно обусловленные.
Эти данные НИИ медицины труда согласуются с данными мировых исследований. Так, по данным евростатистики, частота скелетно-мышечных нарушений у работников здравоохранения и социального обеспечения в 1,6-2 раза выше средних показателей и сопоставима с частотой этих нарушений в строительстве и на транспорте, а число случаев временной нетрудоспособности с двухнедельным и более отсутствием на работе в системе здравоохранения, образования и социального обеспечения вдвое выше средних показателей.
Около 18% всех проблем со здоровьем работающего населения приходится на стресс, депрессию и беспокойство.
Большое влияние на здоровье работающего человека оказывают и вредные факторы производственной среды,
особенно на репродуктивное здоровье мужчин и, в большей степени, женщин. Каждая шестая женщина, работающая под воздействием химических веществ страдает бесплодием, у каждой седьмой женщины, работающей в таких условиях, беременность заканчивается самопроизвольным выкидышем.
В результате воздействия неблагоприятных факторов условий труда у родителей появляются дети с ослабленным здоровьем. Известно, что 80-90% призывающихся в армию новобранцев имеют отклонения в состоянии здоровья. Такое положение приводит и к существенным экономическим потерям, которые по экспертной оценке ведущих экономистов в области охраны труда, составляют ежегодно 47,8 млрд. руб., или 1,9% от ВВП. Эта цифра согласуется и с данными МОТ, которые говорят о том, что 4% ВВП теряется за счет негативного воздействия производственной среды. Из чего складывается эта цифра? В результате смертельного травматизма при несчастных случаях потери составляют 56,2 млрд., вследствие роста инвалидности и профзаболеваний 24,5 млрд. руб., временная нетрудоспособность по причине производственных травм дает
223,1 млрд. руб. Ежегодные расходы РФ из федерального бюджета и внебюджетных фондов составляют 47 млрд. руб. Выплаты из Пенсионного фонда - 10,4 млрд.руб. Выплаты из Пенсионного фонда по инвалидности вследствие трудового увечья и профзаболеваний - 6,6 млрд. руб. Выплаты Фонда социального страхования на пособия по временной нетрудоспособности и на реабилитацию пострадавших - 30 млрд. руб. Расход работодателей на компенсации и т. д. составляют 57 млрд. руб.
Рабочие места с вредными условиями труда отрицательно влияют на состояние рынка труда вследствие сокращения численности национальных трудовых ресурсов, что приводит к необходимости привлечения иностранной рабочей силы.
Ухудшение качества трудовых ресурсов выражается в снижении квалификации и падении производительности
труда, падении престижа ряда профессий и специальностей из-за вредных и опасных условий труда, росте дефицита кадров по рабочим специальностям.
В последние годы наблюдается рост количества работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Начиная с 1997 года, этот показатель увеличивается - с 17,1% до 22,3% в 2005 году. В стране практически более чем каждый 5-й работник трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
Ситуация, сложившаяся со смертностью, связана с производственным травматизмом и профзаболеваниями и требует принятия безотлагательных мер на государственном уровне.
Нельзя сказать, что Министерство здравоохранения и социального развития и все наши службы, и региональные, и службы охраны труда на предприятиях, не принимали мер. Основным направлением работы в 2005 году было
совершенствование законодательной базы в области охраны труда. В Трудовой кодекс РФ внесены существенные изменения и дополнения в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, который внес изменения и дополнения практически в каждую статью Трудового кодекса.
Что касается охраны труда - изменена минимальная численность работников (со 100 до 50 чел), при которой
работодатель обязан создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда. Это усиливает наши позиции. Дополнительно предусматривается, что организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Увеличен минимальный размер финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда работающих с 0,1% от суммы затрат на производство до 0,2%, т. е. в 2 раза.
Внесены поправки, о которых мы давно говорим и которые позволяют применять единый подход с предоставлением компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда на основе единых санитарно-гигиенических критериев оценки и классификации условий труда.
С целью прекращения избыточного государственного регулирования уточнены полномочия органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Министерство продолжало политику, направленную на дальнейшее совершенствование обеспечения средствами индивидуальной защиты. Только за этот год были утверждены типовые нормы для работников, занятых в сталелитейной промышленности, в нефтегазовом комплексе, для работников организаций автомобильной промышленности.
Было принято очень важное постановление, касающееся бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды. Принят соответствующий приказ об улучшении обеспечения средствами индивидуальной защиты работников организаций магистрального трубопровода транспорта нефти, а также рассмотрено и принято положительное решение по работникам гражданской авиации.
В направлении социального партнерства тоже приняты некоторые меры, я имею в виду Приказ Минздравсоцразвития № 14, которым утверждено типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.
Федеральными законами о бюджетах Фонда социального страхования РФ на 2005-2006 гг. была определена
возможность направления до 20% страховых взносов на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, и для реализации этого положения были приняты соответствующие приказы. В этом году эти предупредительные меры направлены на приобретение работниками сертифицированных средств индивидуальной защиты, проведение аккредитованными организациями аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по
охране труда, проведение запланированных работ по результатам аттестации рабочих мест по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах к норме. Это новое направление, как и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
Министерство здравоохранения и социального развития продолжает работу по разработке, в соответствии с
правительственной программой, соответствующих технических регламентов, и здесь помощь оказывает экспертная группа при Ассоциации производителей СИЗ. На сегодня наш основной регламент, который ведет Минздравсоцразвития, это регламент о средствах индивидуальной защиты, принятие которого позволит повысить качество выпускаемых СИЗ, совершенствовать технологии их производства.
Приняты необходимые документы, приказы, касающиеся обучения отдельных категорий застрахованных. В принципе, тот порядок, который был в прошлом году, действует и в этом году. К сожалению, здесь много недостатков.
В первую очередь, я отношу это к Минздравсоцразвития, которое, к сожалению, слишком поздно проводит эти конкурсы. Это также относится и к той работе, которую Министерство проводит в плане проведения научно-исследовательских работ. Несмотря на все препоны, все-таки эти конкурсы проведены, и сейчас заключаются контракты. И в 2005 году проводились эти работы. Благодаря им издается справочник действующих нормативных правовых актов по охране труда, организована разработка и обеспечение типовыми программами учебного процесса по охране труда отдельных категорий застрахованных, ведется разработка комплектов учебных пособий по охране труда для централизованного обеспечения обучающих организаций.
Проводятся работы и по информационно-аналитическому обеспечению в сфере охраны труда, имеются в виду
различные совещания и ежегодное большое совещание, которое в этом году тоже состоится - ориентировочно в
октябре месяце. Министерство организует проведение ежегодной выставки «Безопасность и охрана труда», где
представлена продукция ведущих производителей средств индивидуальной защиты. Мы регулярно участвуем в международной выставке «А+А» в Дюссельдорфе.
В целом, проводимые в России и за рубежом выставки и конференции по охране труда способствуют работе по
дальнейшему совершенствованию законодательства в области охраны труда, улучшению системы обучения и позволяют обменяться профессиональным опытом по проблемным вопросам охраны труда.
Минздравсоцразвития продолжает работу и финансирование Российской информационной системы охраны
труда - РИСОТ. u1045 Ежегодно добавляются новые разделы, обновляется законодательная база сайта, расширяется сеть его пользователей.
Перечислено много, и можно еще продолжать, но всего этого, если смотреть через призму демографической ситуации, недостаточно, чтобы коренным образом повлиять на сложившуюся ситуацию. Поэтому Министерство выступило с инициативой по разработке специальной целевой программы, которая называется «Снижение смертности, травматизма и профилактика заболеваний на производстве». Есть соответствующий приказ Министерства здравоохранения по этой программе, есть и соответствующее распоряжение Правительства. И Минздравсоцразвития до ноября месяца должно представить на рассмотрение эту программу. Основное направление программы – это развитие системы управления профессиональными рисками.
Как я уже отмечал, Евростат и наши органы надзора, инспекция по труду четко фиксируют травматизм, т. н. проявленный профессиональный риск. Наша система социального страхования и Закон № 125 – все это направлено на проявленные риски.
Что касается скрытых профессиональных рисков: управлять скрытыми профессиональными рисками, за исключением того, что у нас есть какая-то система предоставления компенсации за работу с вредными условиями труда, к сожалению, мы не умеем. Есть только отдельные направления, отдельные работы, а целой государственной системы управления профессиональными рисками нет. И основная задача (где нас поддержали и Правительство, и руководство Министерства) - создать такую систему. Это главное приоритетное направление этой программы.
Программа предусматривает обучение по охране труда, информационные, разъяснительные работы, развитие
систем управления охраной труда на малых предприятиях, совершенствование системы контроля и надзора за состоянием условий и охраны труда государственной инспекции по труду, совершенствование законодательства нормативно-правовой базы в области охраны труда, создание современных средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля вредных и опасных производственных факторов.
Среди первоочередных мероприятий в области улучшения условий и охраны труда следует выделить такие как:
• создание государственного реестра рабочих мест организаций РФ, в т.ч. с вредными условиями труда;
• создание единой автоматизированной системы паспортизации работающего населения, т.е. речь идет о том,
чтобы на каждого работника была заведена карточка, в которой отражаются условия труда, степень профессионального риска и состояние здоровья.
Что касается первых двух позиций, у нас все-таки (благодаря работе по аттестации рабочих мест) имеется какой-то задел. Сложнее с направлением, которое касается медицинской оценки. Здесь много вопросов. Поэтому на первом этапе, уже в 2007 году, мы планируем осуществить несколько проектов, в основном на транспорте. Почему на транспорте? Потому что там еще сохранилась медицинская база и есть возможность на этой методической основе дальше развивать это направление.
Очень серьезные проблемы на предприятиях и в организациях малого бизнеса. Здесь травматизм в 2-3 раза
превышает показатели в целом по России. Коэффициент частоты составляет 4,2%. Естественно, что этому направлению будет уделено большое внимание.