Выпуск от: октябрь 2006 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 10(36)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
НАША ПОЧТА

В редакцию газеты из г. Воронежа обратился президент Воронежской региональной общественной организации по
охране труда В. Охинько с просьбой ответить на следующие вопросы :
1. В Положении о Министерстве сельского хозяйства РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.06.2004 г., функции охраны труда в АПК не предусмотрены.
Кто готовил это постановление, почему его утвердило Правительство, кто теперь отвечает за здоровье и жизнь в
производствах АПК, так как службы охраны труда устранены по вертикали субъектов АПК и ниже. Будет ли это Положение исправлено и когда?
К нашему глубокому сожалению, действительно, при проведении административной реформы и значительном сокращении численности центрального аппарата многие министерства, в том числе Минсельхоз России, разработали
проект нового Положения о Министерстве без функций по охране труда, представив его для проверки сначала в правительственную комиссию, а затем для утверждения в Правительство РФ. Многие субъекты РФ повторили этот «пример» Минсельхоза РФ по упразднению службы охраны труда в органах управления АПК.
Это, в дальнейшем, явилось одной из основных причин того, что по уровню производственного травматизма АПК впервые вышел на первое (неблагополучное) место по итогам 2005 года, значительно опередив такие травмоопасные
отрасли, как строительство и добыча полезных ископаемых. Уровень смертельного производственного травматизма в
АПК вдвое превышает средние показатели по стране. По оперативным данным Роструда России за первое полугодие
2006 года количество несчастных случаев со смертельным исходом в АПК при производстве пищевых продуктов возросло более чем в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Обращения ФНПР и ЦК отраслевого профсоюза в Правительство РФ с просьбой восстановить в Минсельхозе России функции и службы охраны труда пока положительных результатов не дали.
Будем надеяться, что в конце концов у государственных чиновников здравый смысл возобладает.
Что же касается вопроса о том, кто теперь отвечает за здоровье и жизнь работников АПК, можно только рассчитывать на исполнение работодателем требований статьи 212 Трудового кодекса РФ о его обязанностях по обеспечению
безопасных условий и охраны труда, если он знает про свои обязанности и понимает их значимость, а также какими способами это надо осуществить.
Надеяться на выполнение хороших (на бумаге) требований статьи 210 ТК РФ «Основные направления государственной политики в области охраны труда» (об обеспечении приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственном управлении охраной труда, координации деятельности в области охраны труда и т.п.) почти бесполезно, т. к. действовавшая ранее и дававшая положительные результаты ведомственная служба охраны труда в своем большинстве по вертикали разрушена, а новые методы воздействия и профилактики еще не действуют.
Малочисленная надзорная служба Роструда успевает, в основном, только расследовать несчастные случаи и оформлять их результаты. Небольшое количество работников по охране труда в органах местного самоуправления также не в состоянии помочь всем работодателям в этом деле государственной важности, особенно в далеко от них расположенных по территории хозяйствах АПК.
2. Как рассматривать документы по охране труда, которые носят рекомендательный характер – как обязательные к исполнению или не обязательные для исполнения?
Например:
2.1. «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда», утв.
постановлением Минтруда России от 17.12.2002 г. № 80;
2.2. «Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации», утв. постановлением Минтруда России от 08.02.2000 г. № 14;
2.3. «Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда», утв. постановлением
Минтруда России от 17.01.2001 г. № 7;
2.4. «Рекомендации по учету обязательств работодателя по условиям и охране труда в трудовом и коллективном договорах». Письмо Минтруда России u1086 от 23.01.1996 г. № 38-11 и др.
Нельзя относиться к указанным методическим рекомендациям как к документам, которые можно не выполнять.
Подавляющее большинство заложенных в них вопросов одновременно конкретно указаны в статьях Трудового кодекса РФ, обязательного, как и другие нормативные правовые акты. Рекомендации разрабатываются и утверждаются в установленном порядке как механизм осуществления обязательных требований ТК РФ и других обязательных актов.
Так, например, «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований…» (от 17.12.2002 г. № 80) являются механизмом исполнения требований статьи 211 ТК РФ « Государственные нормативные
требования…».
«Рекомендации по организации работы службы охраны труда..» являются механизмом исполнения требований статьи 217 ТК РФ « Служба охраны труда…».
«Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда..» являются механизмом исполнения требований статей 212, 225 ТК РФ.
«Рекомендации по учету обязательств работодателя…» являются механизмом исполнения требований статей 9,12,
27, 40-42,45-47, 212 ТК РФ и т. д.
3. Действуют ли на сегодня, если нет, то дайте ссылку на документ отменяющих их. Что действует взамен их?
3.1. «Временное положение об организации работы по охране труда на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса Российской Федерации», утв. постановлением коллегии Минсельхозпрода России от 21.10.1996 г. № 10-15.
Указанное Положение продолжает действовать, так как Минсельхоз России до настоящего времени не заменил его
постоянным Положением, а теперь и функции такой у Минсельхоза РФ нет. Подтверждением этого служит также то,
что в Перечне утративших силу и отмененных нормативных правовых актов, утвержденном приказом Минсельхоза России от 28 июля 2003 г. № 1089 «О применении правил по охране труда», этого Временного положения нет.
3.2. «Правила по охране труда при ремонте и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники «ПОТ РО-97300-11-97», утв. Минсельхозпродом России 29.04.1997 г. № 208.
Указанные Правила продолжают действовать в части не противоречащей «Правилам по охране труда в растениеводстве» ПОТ РО ОО8-2003. Их нет в Перечне отмененных… (приказ Минсельхоза России от 28.07.2003 г.). Кроме того, в изданных Минсельхозом России (изд. «Росинформагротех», Москва, 2003 г.) ПОТ РО 008-2003 во Введении (стр. 3) специально указано, что «Правила по охране труда при ремонте… ПОТ РО-97300—11-97 дополняют ПОТ РО-008-2003 при выполнении работ по ремонту и техническому обслуживанию в процессе производства сельскохозяйственной продукции».

Ответы на вопросы подготовил В.Орлов, заместитель генерального директора АСОТ