Выпуск от: декабрь 2006 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 12(38)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
КТО И КАК ФИНАНСИРУЕТ МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ...

КТО И КАК ФИНАНСИРУЕТ МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ТРАВМАТИЗМА

Забота об охране труда лежит на ответственности предпринимателя. И это предопределяет необходимость финансирования им целого ряда мер по обеспечению безопасности труда и охраны здоровья его работников. Однако, как показывает практика, эта сфера жизнедеятельности просто не может обходиться без вмешательства государства и созданных им специальных институтов, в том числе - органов социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом государство осуществляет законодательную, в определенной мере – контрольную принудительную, а подчас и организационную функции (что требует достаточно больших расходов). Для предотвращения травматизма и связанных с производством заболеваний государством все шире применяются и экономические стимулы.
Финансирование трудоохранной деятельности в промышленно-развитых странах осуществляется в основном из трех источников. Первый - в соответствии с существующими законами за счет частных предприятий; второй - государства или его отдельных регионов; третий - системы социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Практика показывает, показывает, что наиболее крупные предприятия в Европейском союзе уделяют наибольшее внимание условиям и охране труда своих сотрудников и очень активно участвуют в национальных и международных акциях, направленных на сокращение травматизма. В 2001 году на встрече глав государств и правительств, входящих в Европейский союз, был принят “Зеленый доклад” по вопросу о корпоративной социальной ответственности, который имел большой раздел, посвященный охране труда, поскольку эта сфере деятельности является одной из важнейших в Евросоюзе.
Обязательства высшего руководства компаний служит важным компонентом программ охраны труда, поскольку они включают задачи по обеспечению его безопасности в качестве составной части производственной политики. В некоторых странах и отраслях экономики репутация компании, касающаяся ее деятельности в области охраны труда, может серьезно сказываться на спросе ее продукции и стоимости акций на бирже. В ряде стран, например в Швеции, закон запрещает государству подписывать контракт с компаниями, нарушающими законодательство по охране труда. Пару лет назад в Западной Европе очень широкий резонанс вызвал результат опроса общественности, выявивший огромным большинством, что забота об охране труда работников должна быть высшим приоритетом компаний.
Во многих странах экономические стимулы со стороны государства обрели форму субсидий, например при приобретении и установке новых, безопасных видов оборудования, а также сырья, не оказывающего вредного и опасного воздействия на здоровье работников (хорошим примером в этом плане может служить Канада), при внедрении компаниями новейших методов производства и организации труда. В ряде стран в этих случаях предоставляются налоговые скидки (Испания, Португалия). Предусматриваются и другие способы поощрения предприятий, принимающих меры по улучшению охраны труда. Среди них - авансовые выплаты или предоставление грантов для осуществления профилактико-предупредительных мероприятий по охране труда; частичная компенсация затрат, трат сделанных предпринимателем при осуществлении мер в области охраны труда; исключение из суммы прибылей расходов, которые идут на улучшение охраны труда (наиболее яркий пример - Португалия). Разновидностью этого стимула служит предоставление прямых льгот предприятиям в виде вычетов из облагаемой налогами прибыли тех затрат капитального характера, которые направлены на улучшение безопасности труда.
В Дании в середине 90-х годов правительство выдвинуло программу по сокращению травматизма при работе с монотонно повторяющимися движениями. Она была названа “Государственные субсидии” и предлагала госфинансирование до 50% расходов по всем проектам. Программа действовала на протяжении 5 лет и имела 129 проектов, касавшихся от частных производственных компаний до нескольких исследовательских. На нее было выделено 14 миллионов евро. Достигнутые результаты оказались хорошими: минимум в 25% случаев не было травм из-за монотонно повторяющихся движений, а во всех других случаях отмечено сокращение их числа; и только в очень небольшом числе случаев изменений не наблюдалось. Большинство проектов имели технический аспект и привели к большому сокращения уровня травматизма, благодаря полученным субсидиям и установке новой техники.
Голландское министерство социальных дел ввело программу налоговых стимулов для внедрения и использования “дружественных работникам” средств производства, известную как Схему Фарбо. В соответствии с ней государство стимулирует закупки предприятиями определенных средств производства за счет сокращения взимаемых налогов.
Схема Фарбо базируется на списке средств производства, которые, в отличие от обычных, способствуют улучшению здоровья работников. Включенное в этот список оборудование делится на три категории: на сокращающее воздействие физических нагрузок, сокращающие воздействия токсичных веществ и шумов. Каждый год Нидерланды тратят на закупки оборудования, включенного в список Фарбо, от 100 до 150 миллионов
евро. Когда коммерческая организация приобретает что либо из этих товаров, она с согласия правительства списывает по- траченную сумму со своей облагаемой налогами прибыли. Таким образом, оборудование оказывается для компании дешевле и становится более привлекательным.
Такая схема была введена в 2001 году и для бесприбыльных организаций, которым предоставили право вычитать 3,5% из суммы инвестиций за счет сокращения налога на заработную плату. Каждый год список оборудования пересматривается. Не пользующееся спросом или морально устаревшее оборудование вычеркивается из списка, и экспертная комиссия определяет, определяет каким оно должно быть заменено. Таким образом, эти списки легко регулируются и изменяются вместе с технологическим развитием.
Оценка Схемы Фарбо, проведенная в 2004 году, году показала, что она заметно способствует улучшению условий труда. Экономия средств, при закупках с помощью списков составляет примерно 3,5 процента. В 2005 году планировалось ввести специальные государственные субсидии для закупок неправительственных организаций.
В Бельгии установлены определенные требования, которым должны соответствовать кампании, желающие работать по выполнению государственных заказов. Эти требования, хоть и не предусматривают финансирования со стороны го- то финансирования со стороны государства, имеют социально-экономический характер, включая обязательства предприятий принимать меры по профилактике травматизма. В случае их невыполнения заключенные контракты разрываются. В Бельгии действует закон, обязывающий поставщика промышленного оборудования информировать покупателя о том, что с помощью этого оборудования он может выполнять свои обязательства по обеспечению безопасности труда.
Зачастую государство, а также его регионы выступают в качестве инициаторов проведения крупных кампаний или проектов по улучшению условий труда и сокращения травматизма, в которых их участники выступают сообща в силу общей заинтересованности. Расходы в этих случаях несут все участники.
Практика показывает, что финансирование мер по безопасности труда и охране здоровья на производстве, прежде всего, падает на систему социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, хотя ее деятельность и различается по своему характеру от страны к стране. Ярким примером целенаправленной деятельности в этой области являет собой система профессиональных товариществ социального страхования Германии.
Эта система отличается тем, что в обязанности 29 профессиональных товариществ, прежде всего, входит оказание помощи предприятиям в предупреждении несчастных случаев (профилактика травматизма) и надзор за соблюдением законодательства и нормативов по охране труда. После этого следуют задачи восстановления здоровья пострадавших на производстве, частично в своих собственных 9 клиниках и больницах (в системе медицинской помощи профтовариществ работает свыше 4 тысяч врачей), а на третьем месте - выплата компенсаций пострадавшим в результате несчастных случаев или при профессиональных заболеваниях, в том числе - пенсий по инвалидности или семьям погибших. Эта система позволяет обеспечить не только охрану труда, но и высокий уровень социальной защиты.
Существенной чертой системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в Германии является - принцип: предприятия и компании, на которых имеют место несчастные случаи и профзаболевания, сами должны нести связанные и ними расходы, что служит сообразным стимулом к профилактике производственного травматизма.
В Германии на цели охраны труда, включая научные раз- работки в целой системе научно исследовательских институтов, имеющихся у профессиональных товариществ, идет 20% средств, собираемых в виде страховых взносов. Задачи профессиональных товариществ в области предотвращения травматизма включают: оказание консультативной помощи и повышение заинтересованности работодателя принимать меры по улучшению охраны труда; осуществление контроля за профилактическими мерами по охране труда; информирование и обучение сотрудников правилам охраны труда и техники безопасности; проверку безопасности приборов и оборудования. В 2000 году на цели охраны труда было потрачено свыше 190
миллионов марок. Профтоварищества на протяжении десятилетий контролировали создание безопасного оборудования в качестве одной из гарантий предотвращения несчастных случаев. Все расходы, связанные с несчастными случаями и профзаболеваниями, несут профессиональные товарищества, и их стоимость ни по одному параметру не может быть переложена на государство. С другой стороны, государство, согласно закона, не имеет права брать средства у товариществ социального страхования.
Во имя обеспечения цели охраны труда, проведения профилактической работы, сокращения травматизма в Канаде во всех провинциях действуют Комиссии по охране здоровья и безопасности труда (организации государственного страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний). На эти цели они расходуют 15% от общего объема собираемых страховых взносов. Первая задача комиссий сводится к “всемерному улучшению работы по охране труда на производстве”. Вся их деятельность осуществляется за счет страховых взносов.
Помимо этого в провинции Квебек и некоторых других действуют Паритетные отраслевые ассоциации, суть деятельности которых сводится к обучению, информации, исследованиям, консультированию работодателей и работников в сфере без- опасности труда. Они финансируются за счет небольшого увеличения сборов по сравнению с обычной тарифной сеткой (в среднем на 0,12 - 0,14%). Получаемая сумма приблизительно равна 5 процентам от общих ассигнований на предотвращение несчастных случаев.
В соответствии с Законом о здоровье и безопасности труда все работодатели обязаны претворять в жизнь программы по предотвращению несчастных случаев, разрабатываемые совместно предпринимателями и работниками, включающие обучение рабочих.
В Великобритании существует два вида страхования. Одно из них - национальное. Оно имеет общий характер и находится в руках налогового ведомства. По этой системе на случай травмы, тяжкого заболевания или ряда рисков страхуют всех тех, кто платит налоги, а не только работающих на предпринимателя. Это дает возможность застрахованным получать от государства такие выплаты, как пособия по нетрудоспособности, пенсии, оплата женщинам отпуска по беременности, родами кормлению, размеры которых зависят от продолжительности выплаты страховых взносов в налоговое ведомство. Компенсации в связи с несчастными случаями на производстве по этой системе не выплачиваются.
Для страхования от несчастных случаев на производстве, обусловленных производством заболеваний, а также лечения в рамках национальной системы здравоохранения существует вторая система. Страхование этого вида является обязательным для владельцев или руководителей всех предприятий и видов бизнеса, кроме некоторых типов государственных организаций, поддерживаемых государством фондов и семейных фирм, на которых трудятся только близкие родственники.
Осуществляется это страхование с помощью покупки работодателями страхового полиса у частных страховых компаний, уполномоченных проводить операции по страхованию от несчастных случаев и производственно обусловленных заболеваний. И уже они несут расходы в связи со страховыми случаями.
Помимо осуществления законодательных и контрольных функций в сфере охраны труда государство ведет очень активную профилактическую, организационную и разъяснительную деятельность, добиваясь, чтобы все работники могли проникнуться идеями безопасного труда. Этому способствует большая плановая работа по воспитанию и обучению трудящихся, направленная на сокращение травматизма, в том числе - с по- мощью различных кампаний.
Реализации поставленных задач (в частности стратегического плана на 2000 - 2010 годы по резкому сокращению травматизма и заболеваемости) должны способствовать научные разработки, на которые Комиссия и Исполком по здоровью и безопасности труда (руководящие государственные органы в этой области, выходящие на заместителя премьер-министра) в соответствии с тщательно разрабатываемыми планами выделяют значительные средства. Так “Программа главного потока”, действовавшая в 1996-2001 годах, включала 250 исследовательских проектов по проблемам охраны труда. На разработку и претворение их в жизнь за один 2001 год было ассигновано 18 миллионов фунтов стерлингов. Всего на развитие науки в области охраны труда государство расходует 37 миллионов фунтов стерлингов в год.
Исполком по здоровью и безопасности труда следит за реализацией проекта “Доброго соседа”, в который вкладывают средства крупные компании. Эта национальная программа направлена на оказание помощи мелким и средним предприятиям со стороны крупных в деле совершенствования охраны тру- да за счет проведения специальных конференций и семинаров, обучения, обмена опытом, за которыми следует практическая работа на предприятиях, а в стране 3,7 миллиона фирм (99% от общего числа) относятся к числу малых.
Во Франции существует несколько рычагов, обеспечивающих стимулы по профилактике и предотвращению несчастных случаев, которые дополняют систему страховых тарифов, устанавливаемых на основе расходов по травматизму и профзаболеваемости. Этой системой управляет Национальная касса социального страхования наемных работников от несчастных случаев и профзаболеваний и ее региональные отделения.
Важным рычагом служит возможность для французских малых и средних предприятий (до 200 человек занятых) получать финансовые выгоды в рамках соглашений по реализации про- грамм по предотвращению травматизма в различных отраслях хозяйства. Органы системы социального страхования и руководители производства вплоть до целых отраслей берут на себя по специальным соглашениям совместные обязательства,
направленные на улучшение охраны здоровья, безопасности труда и гигиены производственной среды. Администрация предприятий и профсоюзные организации активно работают во имя выполнения условий договоров, а региональные органы системы социального страхования оказывают им помощь за счет предоставления финансовых субсидий в соответствии с зафиксированными в договорах задачами,
Как правило, предоставляемые суммы финансовой помощи колеблются в пределах от 15% до 70% от требуемого объема вложений, но в среднем равняются 22 процентам. Региональные фонды социального страхования регулярно и, конечно, ко времени истечения срока договора проверяют ход его выполнения. В свете последней оценки оговоренная в соглашении сумма кредита либо превращается в безвозмездную субсидию, либо возвращается региональному фонду полностью или частично вместе с процентами.
Эта политика, во-первых, стимулирует и поощряет усилия социальных партнеров по предотвращению несчастных случаев; во-вторых, заставляет региональные организации Национальной кассы по страхованию наемных работников оказывать помощь предприятиям и их владельцам в деле улучшения условий труда; в-третьих, дает материальную выгоду малым и средним предприятиям.
Австрийская организация социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний не просто занимается сбором страховых взносов и выплатой компенсаций, но и помогает бизнесу по всем вопросам, связанным с безопасностью труда и охраной здоровья на производстве, имеет свои поликлиники, больницы и реабилитационные центры, работает в области предоставления социальной помощи. Цели ее программы, прежде всего, сводятся к сокращению профессиональных рисков, числа несчастных случаев и обусловленных производством заболеваний за счет программ производством заболеваний за счет программ, которые у себя которые у себя в стране снискали высокую оценку.
С 1 января 2000 года в Австрии законом было предписано создание центров по охране труда для всех компаний страны, включая, самые маленькие, у которых на это не было ни средств, ни возможностей. И Австрийская организация социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вышла с инициативой о предоставлении фирмам малого и среднего бизнеса с численностью от одного до 50 человек бесплатной помощи за счет своих услуг. Самыми активными получателями помощи оказались микроформы с численностью работников до 10 человек. Для этого была создана сеть Центров по предотвращению травматизма (в других странах они называются центрами по охране здоровья) для групп мелких и средних фирм, которые “ выстроились в существовавшую ранее сеть центов, обслуживавших более крупные компании, застрахованные от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и делающие установленные законом страховые взносы.
Персонал центров приглашает к себе на медосмотр работников фирм, совершает обходы предприятий, дает консультации. Предложенной программой в первый же год воспользовались 43,5 тысячи компаний. “Полностью удовлетворенными” оказались 76,8% всех участвовавших в проекте фирм.
Стоит подчеркнуть: вся программа финансировалась толь- ко за счет средств Австрийской организации социального страхования, точнее - за счет собираемых страховых взносов, средний размер которых составляет 1,4% от фонда оплаты труда.
В Финляндии согласно Закону о страховании от несчастных случаев на производстве (оно является обязательным) сумма страхового взноса определяется для каждого предприятия от- дельно в зависимости от его размеров, отрасли экономики и условий труда (уровня травматизма). Средний размер взносов составляет порядка 1,2% от фонда заработной платы.
В свою очередь помимо части взноса, идущего на медицинские расходы, выплату пенсий и другие выплаты при длительной или постоянной потере трудоспособности пострадавших, а также на административные и прочие расходы, на “оплату без- опасности труда” идет 1,9 - 2%. Эта сумма, составляющая более 10 миллионов евро, расходуется через Фонд охраны труда на улучшение условий и безопасности труда на производстве и
исследования в области охраны труда.
В Фонде охраны труда представлены действующие на рынке организации, а его работу контролирует министерство социальных дел и здравоохранения. Выделяемые им средства идут также на финансирование Центра по безопасности труда, который является учреждением обучения правилам охраны труда, информации и услуг, услуг которые он оказывает сторонам, представленным на рынке труда. Много внимания при этом уделяется учебе руководителей и владельцев малых предприятий.
В Финляндии 13 частных страховых компаний, объединяемых в единую федерацию, и все они принимают активное участие - финансово и организационно - в весьма бурной деятельности в сфере охраны труда. Пожалуй, не боясь допустить ошибку, ошибку эту страну можно назвать чемпионом по проектам, кампаниям и стратегическим планам в области охраны труда. Самое активное участие во всей этой деятельности принимает государство в виде министерства социальных дел и здравоохранения, выступающее инициатором и финансовым спонсором многих начинаний. При этом финны очень скрупулезно анализируют экономику травматизма и выгоды эффективной охраны труда, как на уровне предприятий, так и на национальном.

Г. Г Кузнецов,
ст. научный работник
НИИ проблем охраны труда