Выпуск от: февраль 2007 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 2(40)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ПРОФСОЮЗЫ И ОХРАНА ТРУДА

Практика проведения независимой экспертизы условий труда

Независимая экспертиза условий труда - что это такое? В современном мире основной целью любого профсоюза (профсоюзного объединения) является представление трудовых и социально-экономических интересов своих членов перед работодателем. Эта цель достигается при решении трех главных задач:
- обеспечение максимальной заработной платы членам
профсоюза; - обеспечение здоровых и безопасных условий труда для работников; - обеспечение по возможности полной занятости членов
профсоюза. Решаются эти задачи в основном в переговорном процессе с работодателем. При этом профсоюзы оставляют за собой функцию контроля за соблюдением достигнутых договоренностей. Однако в области охраны труда контролирующая функция профсоюзов распространяется и на соблюдение работодателем законодательства и иных нормативных актов. В России - по Конституции социально ориентированном государстве - эта функция закреплена за профсоюзами законодательно. Главным механизмом при выполнении этой функции является независимая экспертиза условий труда, которую в соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) «Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», имеют право проводить профсоюзные инспекторы охраны труда. В целях реализации этого права Общероссийским объединением профсоюзов «Российское объединение социальных технологий» (РОСТ) разработан и постановлением Центрального Совета (ЦС) РОСТ от 29.12.04 NQ РОСТ-1-059 утвержден "Порядок проведения независимой экспертизы условий труда на рабочих местах" (инструкция профсоюзным инспекторам охраны труда и профсоюзным экспертам по условиям труда).
Согласно этому документу независимая экспертиза условий труда заключается в комплексной оценке факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса по показателям, оказывающим влияние на здоровье и работоспособность работника в процессе труда.
Экспертиза проводится ежегодно во всех организациях, в которых в соответствии с коллективным договором реализуется программа охраны труда рост.
Экспертиза проводится по заявке соответствующей профсоюзной организации на всех рабочих местах организации, на рабочих местах структурного подразделения организации либо выборочно на конкретных рабочих местах, указанных в заявке, экспертной комиссией, состоящей из (главных) профсоюзных инспекторов охраны труда и профсоюзных экспертов по условиям труда, назначенных должностным лицом Объединенной профсоюзной инспекции труда (ОПИТ) рост. Основным нормативным актом при проведении экспертизы является "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006-05", утвержденное Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации29 июля 2005 г. и введенное в действие с 1 ноября 2005 г.
При проведении ежегодной независимой экспертизы условий труда на рабочих местах конкретной организации распоряжением соответствующего должностного лица ОПИТ РОСТ создается временная экспертная комиссия из числа членов постоянно действующей экспертной комиссии.
Для проведения экспертизы работодатель обязан предоставить в распоряжение экспертной комиссии всю необходимую документацию на каждое рабочее место, по всем подразделениям и на организацию в целом.
В настоящее время региональные отделения ОПИТ РОСТ действуют почти в тридцати регионах нашей страны. За пять лет активной деятельности профсоюзными инспекторами охраны труда РОСТ проведена независимая экспертиза условий труда более чем в пятистах организациях. Во многих из них экспертиза проводилась неоднократно. За этот период накоплен немалый опыт по части проведения независимой экспертизы условий труда, выявлен ряд существенных особенностей. Основные различия связаны с тем, была или не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в организации.


Проведение экспертизы по результатам аттестации рабочих мест

На первый взгляд, такая постановка вопроса может показаться странной - действительно, зачем проводить независимую экспертизу условий труда в организации, где уже проведена полная аттестация рабочих мест по условиям труда?
Но вот пример: на одном из металлургических предприятий в Северо-Западном федеральном округе была проведена полная аттестация рабочих мест в основных производственных подразделениях. Когда профсоюзные инспекторы охраны труда РОСТ приступили к независимой экспертизе, они затребовали результаты проведенной аттестации и обнаружили, что по целому ряду рабочих мест показатели тяжести и напряженности трудового процесса занижены по сравнению с требованиями Руководства Р 2.2.2006-05. Наши инспекторы потребовали от руководства организации учета именно своих результатов при установлении работникам компенсаций за работу во вредных условиях труда. А для того, чтобы уже ни у кого не было сомнений в правильности действий наших инспекторов, материалы и независимой экспертизы, и аттестации рабочих мест по условиям труда были направлены на государственную экспертизу условий труда в областную администрацию, которая подтвердила правильность выводов профсоюзных инспекторов.
Такие случаи не редкость - давно уже известно, что среди аккредитованных организаций, производящих замеры вредных факторов производственной среды, есть немало, мягко говоря, свободно относящихся к своим обязанностям организаций, которые весьма часто занижают показатели тех или иных вредных факторов.
Поэтому при проведении экспертизы экспертная комиссия в обязательном порядке исследует результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и соответствие их нормативным документам по охране труда.
Кроме того экспертная комиссия:
- выявляет наличие и степень влияния на здоровье работников вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, в том числе - неустранимых при современном техническом состоянии производства и организации труда;
- проверяет предоставление работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующих доплат, льгот и компенсаций;
- оформляет акт о проведении экспертизы;
- дает обоснованное представление работодателю по результатам проведенной экспертизы, в том числе - рекомендации по предоставлению работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующих доплат, льгот и компенсаций.
В практике региональных отделений ОПИТ РОСТ проведение независимой экспертизы условий труда в организациях, где уже была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, занимает примерно 10% от общего числа экспертиз. Такое положение сложилось под воздействием двух обстоятельств.
Во-первых, отечественный работодатель в основной своей массе не очень любит тратиться на мероприятия по охране труда вообще и на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в частности. Это неудивительно - приглашение лаборатории для проведения замеров вредных факторов стоит немалых денег.
Во-вторых, если уж работодатель решил потратиться на проведение аттестации, то он, как правило, серьезно относится к ее проведению и для исследований приглашает те лаборатории, которые дают реальную картину условий труда на рабочих местах. Поэтому в таких организациях ни у работников, ни у их представителей - профсоюзных организаций не возникает сомнений в результатах проведенной аттестации. Следовательно, профсоюзная организация не подает заявку на проведение независимой экспертизы условий труда.
Тем большее значение имеет независимая экспертиза условий труда для организации, в которой аттестация рабочих мест по условиям труда не была проведена.

Проведение экспертизы в организации, не проводившей аттестацию рабочих мест
В процессе проведения независимой экспертизы условий труда на рабочих местах в организации, не проводившей аттестацию рабочих мест, временной экспертной комиссии необходимо выявить весь комплекс факторов производственной среды и трудового процесса, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья работников, и определить причины их образования.
Кроме того, экспертная комиссия:
- инициирует начальный этап проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- определяет соответствие предметов труда, орудий труда, продуктов труда, материалов, окружающей производственной среды, параметров трудового процесса соответствующим нормам и нормативам;
- оформляет протоколы оценки условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса; - определяет класс условий труда (КУТ) по каждому рабочему месту, на котором проводилась экспертиза. Разумеется, проведение независимой экспертизы условий труда в организациях, не проводивших аттестацию рабочих мест, гораздо более трудоемкий процесс для профсоюзных инспекторов охраны труда. Приходится не только анализировать уже готовые материалы и проводить выборочную инспекцию по нескольким рабочим местам - приходится детально исследовать все рабочие места, указанные в заявке первичной профсоюзной организации, опрашивать работников, занятых на этих рабочих местах, составлять протоколы по этим рабочим местам.
Как уже отмечал ось выше, независимая экспертиза условий труда может проводиться на всех рабочих местах организации, на рабочих местах структурного подразделения организации либо выборочно на конкретных рабочих местах, указанных в заявке профсоюзной организации.
Конечно, в большинстве случаев в организациях, не проводивших аттестацию рабочих мест, независимая экспертиза условий труда проводится на всех рабочих местах организации.
Однако нередки случаи, когда профсоюзная организация первоначально заявляет о проведении независимой экспертизы условий труда только на рабочих местах, на которых заняты члены профсоюза. Например, на одном из механических заводов Уральского федерального округа независимую экспертизу условий труда пришлось в течение одного года проводить четыре раза - всякий раз, когда первичная профсоюзная организация прирастала членами профсоюза из новых подразделений предприятия.
Иногда инициаторами ограничения выступают работодатели. Так, в одной из торговых акционерных компаний Северо-Западного федерального округа работодатели просили первоначально ограничиться двумя торговыми точками - продовольственными магазинами. Но уже через год независимую экспертизу условий труда провели по остальным подразделениям.
Одним из основных требований к работодателю после проведения независимой экспертизы условий труда является проведение полной аттестации рабочих мест по условиям труда на тех рабочих местах, где проводилась экспертиза.

Оформление результатов экспертизы
По результатам экспертизы, руководствуясь утвержденными критериями, показателями и нормативами, временная экспертная комиссия составляет Акт независимой экспертизы, в котором излагаются рекомендации по совершенствованию охраны труда на рабочих местах и применению доплат и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Акт о проведении независимой экспертизы условий труда в организации оформляется на основе представленных на экспертизу материалов и дополнительных исследований условий труда, проведенных профсоюзными инспекторами охраны труда (профсоюзными экспертами по условиям труда) в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 и утверждается генеральным инспектором труда РОСТ или его представителем в регионе.
В бланке формы акта указываются точное наименование регионального отделения ОПИТ РОСТ, адрес и телефоны соответствующего регионального отделения, дата утверждения и номер Акта о проведении независимой экспертизы.
Разделы «Результаты экспертизы» и «Выводы и рекомендации» оформляются на основе представленных на экспертизу материалов, соответствия представленных материалов нормативным документам по охране труда, дополнительных исследований условий труда, проведенных профсоюзными инспекторами охраны труда (профсоюзными экспертами по условиям труда) в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05.
Конкретный перечень рабочих мест организации с вредными условиями труда оформляется приложением к акту независимой экспертизы.
Одновременно с актом независимой экспертизы работодателю, как правило, направляется представление профсоюзного инспектора охраны труда об устранении выявленных нарушений в области охраны труда. Представление носит более конкретный характер по неотложным мерам, которые работодателю необходимо принять для устранения существенных нарушений в области охраны труда: например, поставить защитные ограждения на травмоопасных участках, нанести предупреждающие надписи на потенциально опасном оборудовании, заменить комплекты спецодежды на определенных рабочих местах и т.п.
Рекомендации профсоюзных инспекторов охраны труда, проводивших экспертизу, обязательны к исполнению работодателем, если это прямо оговорено в коллективном договоре, и в любом случае обязательны к рассмотрению их работодателем или его представителями с обязательным обоснованным ответом в семидневный срок. В противном случае результаты экспертизы передаются в органы государственной экспертизы условий труда и в органы государственной инспекции труда. _
Наличие в профсоюзной инспекции труда проработанной и согласованной с государственными органами документации позволяет ей эффективно выполнять свои функции по организации работ по охране труда и по контролю за соблюдением работодателем законодательства о труде и об охране труда.

Семенов д.А.,
президент Общероссийского объединения профсоюзов
«Российское объединение социальных технологий» (РОСТ)

А. Григорец, генеральный инспектор труда РОСТ