Выпуск от: Июнь 2007 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 6 (44)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ РАБОТА БЕЗ СИЗ?

Уж сколько раз твердили миру – работа без средств индивидуальной защиты не только вредна для здоровья, но и очень опасна для жизни.
По данным ВНИИОТ (г. Орел) и Воронежского аграрного университета необеспеченность средствами индивидуальной защиты, предусмотренными типовыми нормами, является одной из основных причин несчастных случаев на производстве с работниками агропромышленного комплекса и составляет более трети всех пострадавших. Уже неоднократно сообщалось о том, что работники, чья деятельность связана с вращающимися агрегатами, должны носить комбинезоны, так как отсутствие свисающих частей одежды исключает их попадание в опасные части механизмов. Специальной статьей 221 (как и ст. 212) Трудового кодекса РФ, а также межотраслевыми и отраслевыми правилами по охране труда, предусмотрена обязанность работодателя в соответствии с установленными нормами обеспечивать
своевременную выдачу специальной одежды и других средств индивидуальной защиты работников.
Однако, на практике, особенно в отраслях агропромышленного комплекса, нередко этими государственными требованиями охраны труда пренебрегают, что приводит не только к ухудшению здоровья работающих, но и к их травмированию с тяжелым и смертельным исходом.
Утром 26 сентября 2006 года в Войтовском отделении СПК ПЗ «Илькино» Меленковского района Владимирской области как бы ничто не предвещало беды.
Тракторист А.Захаров под руководством механика производил техническое обслуживание и мелкий ремонт закрепленного за ним зерноуборочного комбайна СК-5М-1 «Нива». Затем, в 10 час. по заданию управляющего отделением он выехал на комбайне для уборки вико-овсянной смеси на поле, расположенное в шести километрах. На уборку этого поля было направлено еще два комбайна, Из-за повышенной влажности зерна к работе по уборке зерновых приступили только после обеда.
Примерно к 14 часам, наполнив зерном бункер комбайна, Захаров дал сигнал водителю автомобиля для подъезда и его загрузки зерном. После подъезда автомашины под загрузку комбайнер включил выгрузной шнек комбайна, а сам спустился к водителю автомашины и попросил его оформить сопроводительные документы на груз. С этого момента комбайнера Захарова никто не видел.
В 14 час.30 мин. на поле вернулся водитель С.Ионов, подъехал для очередной загрузки зерном к комбайну Захарова. Не увидев никого возле комбайна, он поднялся на комбайн и обнаружил комбайнера А. Захарова в зерновом бункере. Намотанная на загрузочный шнек верхняя одежда прижимала его к валу. Выключив двигатель комбайна, водитель Ионов позвал на помощь бригадира и комбайнера другого комбайна. Общими усилиями они освободили А. Захарова от сдавливающей его верхней одежды, однако он уже признаков жизни не подавал.
Прибывший врач скорой медицинской помощи констатировал смерть А. Захарова. В акте судмедэкспертизы указано, что
«смерть А. Захарова наступила от механической асфикции в результате сдавливания органов шеи фрагментами верхней одежды потерпевшего».
Комиссия по расследованию данного несчастного случая под председательством государственного инспектора труда
установила, что вызвавшей его причиной явилась необеспеченность пострадавшего специальной одеждой, не имеющей
свисающих частей. Работодатель – председатель СПК ПЗ «Илькино» грубо нарушил требования ст.ст.212,221 ТК РФ, не
обеспечив пострадавшего спецодеждой.
Кроме того, за 18-летний период работы механизатора с ним не проводились вводный, на рабочем месте и повторные
инструктажи, а также стажировка и обучение по охране труда. Итак, ни обучения безопасным приемам выполнения работ, ни обеспечения специальной одеждой. К чему же это могло привести и привело?
К сожалению, этот пример гибели механизатора по причине его не обеспечения спецодеждой, не является исключением. Особенно опасными для таких не защищенных спецодеждой работников являются не огражденные карданные и другие передачи. По этим причинам в прошлом году погибли, захваченные за свисающие части одежды карданными передачами, механизаторы в ООО «Восточный» Удмуртской Республики, ОАО «Староджерелинское» Краснодарского края и десятки других работников.
В соответствии с требованиями статей 212, 221 ТК РФ, межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и п. 29 «Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам сельского и водного хозяйства» (утв. постановлением Минтруда России от 29.12.97 г. № 68) трактористы машинисты сельскохозяйственного производства должны обеспечиваться очками защитными (со сроком носки - до износа). Однако, на практике, и это требование далеко не всегда соблюдается «экономными» работодателями.
В течение трех дней мая прошлого года в двух хозяйствах Оренбурской области по одной и той же причине не обеспечения механизаторов защитными очками произошло подряд два несчастных случая с тяжелым исходом поражения глаз.
В СПК им. Фурманова Первомайского района 12 мая 2006 г. звено в составе пяти посевных агрегатов производили сев
зерновых культур. Закончив сев на поле №7, по распоряжению бригадира и с его участием, начали переезд на другое поле, расположенное на расстоянии 8 км. Проехав 6,5 км, у трактора Т-4А слетела левая гусеница. Остановив трактор и заглушив его двигатель, тракторист А. Неверов начал ремонтные работы по восстановлению гусеницы. При забивании гусеничного пальца, после очередного удара, от молотка откололся кусочек металла и, отлетев, попал трактористу в левый глаз.
Работа проводилась без защитных очков в связи с их невыдачей работодателем. После оказания пострадавшему
первой помощи, он был доставлен домой, а затем в участковую и, впоследствии, в Первомайскую ЦРБ с диагнозом тяжелой травмы - проникающего ранения левого глаза. При получении травмы пострадавший был трезв.
Были нарушены требования «Правил безопасности при работах с инструментом и приспособлениями», п. 3.4.8 которых предусматривает, что «при работах с инструментом ударного действия рабочие должны пользоваться защитными очками для предотвращения попадания в глаза твердых частиц». Кроме того, что пострадавший не был обеспечен защитными очками, с ним также не были проведены инструктажи и обучение по охране труда.
Итак, ни обучения безопасным приемам выполнения работ, ни обеспечения пострадавшего предусмотренными нормами средствами индивидуальной защиты, что и явилось причиной тяжелого травмирования тракториста.
Аналогичный тяжелый несчастный случай травмы глаза произошел всего через два дня, 14 мая 2006 г. в СПК (колхоз) «Рассвет» Грачевского района той же Оренбургской области из-за необеспечения защитными очками и необученности работника безопасным приемам выполнения работ. В фуражном складе цеха кормопроизводства в стационарной
дробилке ДБУ-20 вышел из стоя передний подшипник шнекового транспортера и возникла необходимость его замены. В
связи с отсутствием съемника ремонтный слесарь А. Дронов начал выбивать подшипник с посадочного места при помощи молотка и бородка. Работу производил без средств индивидуальной защиты (без очков) в связи с их не выдачей работодателем. При очередном ударе молотком по бородку отлетел осколок металла и попал слесарю в левый глаз. На поверхности молотка были заусеницы. Проработав в СПК более двух лет, пострадавший не проходил инструктажи и обучение по охране труда. С тяжелой травмой глаза пострадавший обратился в Грачевскую ЦРБ, откуда был направлен в Оренбургскую областную клиническую больницу.
Хочется надеяться, что даже эти несколько характерных примеров не обеспечения работников предусмотренными
нормами средствами индивидуальной защиты и их тяжелые последствия послужат наглядным уроком не только для хозяйств Владимирской и Оренбургской областей, но и для других организаций АПК.
В сложных экономических условиях многие работодатели как бы «экономят» на невыдаче спецодежды и других
средств индивидуальной защиты, а в действительности не только забывают о конституционном праве работников на
здоровые и безопасные условия труда, но и впоследствии наносят непоправимый вред здоровью и даже жизни людей,
а также приводят к значительным экономическим потерям, несопоставимым со стоимостью средств индивидуальной защиты.

В.Орлов, зам. генерального директора АСОТ