Выпуск от: сентябрь 2007   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 9(47)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
РЕЗОЛЮЦИЯ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ В Г. РОСТОВ-НА-ДОНУ

РЕЗОЛЮЦИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
семинара-совещания «Совершенствование системы аттестации рабочих мест и методические подходы к проведению социального аудита по условиям труда в Южном федеральном округе» (г. Ростов-на Дону, 06-07 сентября 2007 г.)
В работе семинара-совещания, организованного в соответствии с приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Департаментом трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России, Министерством труда и социального развития Ростовской области, ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Росздрава, приняли участие представители от 42 субъектов Российской Федерации - всего 512 человек, в том числе 237 руководителей и специалистов органов исполнительной власти по труду, союза работодателей, федерации профсоюзов, служб охраны труда предприятий Ростовской области и муниципальных образований Южного федерального округа, а также представители Ассоциации разработчиков производителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (СИЗ), Национальной ассоциации центров охраны труда (НАЦОТ), ряда научно-исследовательских учреждений, ВУЗов, обучающих организаций, производственных предприятий, объединений профсоюзов и работодателей, эксперты специального проекта Европейского Союза «Europe Aid» для России.
В рамках семинара-совещания Ассоциацией СИЗ организована выставка-школа «Современные подходы обеспечения предприятий средствами индивидуальной защиты».
С приветствием к участникам семинара-совещания обратился заместитель Главы Администрации (Губернатора) области А.И. Бедрик.
В адрес Администрации Ростовской области принято и направлено поздравление в связи с 70-летием ее образования.
В докладе Директора Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России, заместителя координатора стороны Правительства Российской Федерации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, д.э.н., профессора А.Л.Сафонова «Государственная политика в области охраны труда и приоритетные направления ее совершенствования» сформулированы первоочередные задачи в сфере охраны труда, требующие безотлагательного решения на местах; предложено всем участникам подключиться к работе по формированию подготавливаемой Минздравсоцразвития России Программы действий по улучшению условий и охраны труда, включая проведение аттестации рабочих мест; обращено особое внимание на необходимость более широкого использования системы социального аудита и усиления экономической ответственности за безопасность труда на рабочих местах не только работодателей, но и всех работников.
О состоянии условий и охраны труда в Ростовской области рассказала Министр труда и социального развития области А.М.Васильева. Отмечено, что в организациях Южного федерального округа накоплен положительный опыт работы по улучшению условий и охраны труда, который заслуживает распространения. В Ростовской области и ряде других субъектов разработаны и утверждены мероприятия по улучшению условий и охраны труда до 2010 года, которые являются составной частью социально-экономических и отраслевых программ экономического развития регионов. Более 80 % работников промышленности обеспечены сертифицированными средствами защиты. Завершена аттестация рабочих мест по условиям труда на 85 % рабочих мест.
Вместе с тем выступавшие на семинаре-совещании констатировали, что сложившаяся ситуация в сфере охраны труда как в Южном федеральном округе, так и в целом по России требует выработки новых концептуальных подходов, отвечающих реалиям времени. Причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний остаются прежними, система управления охраной труда не соответствует современным экономическим и трудовым отношениям и проблема формирования действенных механизмов социальной защиты работников от сложных сочетаний профессиональных, экологических и природно-климатических рисков является особенно актуальной.
По единодушному мнению участников, заметных позитивных сдвигов в решении вопросов охраны труда, включая вопросы обучения, можно добиться только при коренном изменении отношения к проблемам условий и безопасности труда на рабочих местах со стороны законодательных и исполнительных органов власти всех уровней - от федеральных до муниципальных, а также от каждого работодателя и работника.
Наряду с такими направлениями деятельности как оценка профессиональных рисков и состояния основных производственных фондов, обязательное социальное страхование, социальный аудит, обучение, обеспечение средствами индивидуальной защиты, которые прямо оказывают влияние на снижение производственного травматизма и нерациональных затрат, особое место должна занимать работа по соблюдению действующего законодательства в области охраны труда и его дальнейшему совершенствованию, включая гармонизацию с международными правовыми нормами.
К сожалению, механизм экономической заинтересованности работодателей в снижении травматизма и профзаболеваний, улучшении качества условий труда, приобретении надежных (сертифицированных) средств индивидуальной и коллективной защиты недостаточно эффективен и требует дальнейшего совершенствования.
Участники совещания-семинара отметили, что в результате многочисленных преобразований органов управления по труду в значительной степени нарушилась система обучения и подготовки специалистов по охране труда. Определяющим фактором, оказывающим влияние на качество и эффективность обучения и подготовку специалистов по охране труда, должна стать отлаженная система взаимодействия органов исполнительной власти с государственными органами надзора и контроля, профсоюзными организациями предприятий и регионов, обучающими центрами и институтами.
В действующей информационной системе по вопросам охраны труда отсутствуют такие важные функции, как единая методология подсчета и анализа количества несчастных случаев (Росстат, Роструд, Фонд социального страхования Российской Федерации) и передача с регионального уровня на федеральный информации о состоянии дел в сфере условий и охраны труда, в то время как без создания системы, отслеживающей в динамике состояние условий и охраны труда, причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, невозможно эффективное управление охраной труда.
До настоящего времени не сформирована правовая база, регламентирующая систему социального аудита как неотъемлемую часть системы общественного регулирования социальными процессами, позволяющей своевременно выявлять отклонения от установленных законодательных норм, правил и стандартов, чтобы оперативно принимать превентивные меры по устранению недостатков в сфере безопасности и охраны труда работающих и недопускать чрезвычайных ситуаций в будущем.
Участники семинара-совещания приняли к сведению информацию о завершении исследований группы международных и российских экспертов по двухгодичному проекту «Сближение нормативной правовой базы по охране труда и безопасности», осуществляемого в рамках сотрудничества Европейского союза и России, которые ориентированы на следующие основные результаты:
подготовка рекомендаций по сближению с европейским законодательством основных российских законодательных актов по охране труда;
разработка предложений по приведению положений одиннадцати российских нормативных правовых актов в соответствие с техническими стандартами Европы и МОТ.
Участники семинара-совещания считают необходимым:
1. Просить Департамент трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России подготовить нормативный акт об организационно-правовых основах социального аудита в организациях крупного и среднего бизнеса и в малом предпринимательстве, предусматривающий организацию системы тренинга по социальному аудиту и.его проведение. Ускорить принятие методических рекомендаций организациям, оказывающим услуги в области социального аудита, и независимым аудиторам, а также положения о порядке осуществления обязательных и инициативных аудиторских проверок и о системе государственного контроля за проведением социального аудита и использованием его результатов.
При подготовке предложений, направленных на дальнейшее совершенствование трудового законодательства, активизировать работу по гармонизации национальных стандартов в области охраны труда с европейскими и международными, ратификации конвенций Международной организации труда, определенных действующим Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
2. Считать необходимым разработать Концепции Федеральной Программы действий по улучшению условий и охраны труда, включая проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, просить Минздравсоцразвития России максимально ускорить ее подготовку с участием социальных партнеров и заинтересованных органов и внесение в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
Предусмотреть формирование в рамках указанной Программы проведение комплекса соответствующих мероприятий на региональном и муниципальном уровнях в целях повышения внимания к проблемам охраны труда и разработки предупредительных мер на перспективу.
3. Рекомендовать научным организациям, занимающимся проблемами охраны и экономики труда, в кратчайшие сроки провести исследования по поиску механизмов, обязывающих работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда и прежде всего на обеспечение безопасности на рабочих местах, своевременный инструктаж, обучение и проверку знаний правил технической эксплуатации оборудования, поддержание на должном уровне контроля охраны труда, проведение соответствующих организационно-технических мероприятий и подготовку необходимых предложений.
4. Для повышения качества и эффективности обучения по охране труда, в том числе отдельных категорий застрахованных, признать необходимым обеспечение более благоприятных условий для проведения регулярного планомерного обучения работников и гарантированного финансового его обеспечения.
5. Для формирования комплексной системы информационного обеспечения специалистов и работников создать базы данных по всем аспектам охраны труда, объективную информацию о передовом опыте для принятия верных управленческих решений и предупреждения возможных аварийных и иных рисковых ситуаций.
Обеспечить взаимодействие между федеральным и региональными информационными центрами, формирование единого банка данных по производственному травматизму и профессиональной заболеваемости, по всему спектру показателей статистической отчетности и оперативной (в режиме реального времени) информации. Создать некоммерческий Интернет-портал информационно-справочного обеспечения работников и работодателей по охране труда, действующий в интегрированной системе оперативного взаимодействия с информационными ресурсами федеральных и региональных органов исполнительной власти.
6. Признать целесообразным направить резолюцию и рекомендации семинара-совещания в федеральные министерства и ведомства, субъекты Российской Федерации, в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, а также разместить в Интернет.
Участники семинара-совещания выразили единодушное мнение о необходимости регулярного проведения семинаров, совещаний и конференций по актуальным вопросам совершенствования государственной политики в области улучшения условий и охраны труда работников.