Выпуск от: октябрь 2007   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 10(48)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ОХРАНА ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РФ

охрана труда в сельском хозяйстве Российской Федерации
глазами специалистов ГОСНИТИ

В соответствии с просьбой ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России дать свои предложения по улучшению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственного управления охраной труда авторы статьи – сотрудники ГОСНИТИ д.т.н. В.П. Лялякин и к.т.н. Л.А. Буренко высказывают следующие соображения по данному вопросу.
В Российской Федерации насчитывается 27898 сельскохозяйственных предприятий (из них 24 тысячи имеют центральные ремонтные мастерские, 27 тысяч – машинные дворы, 23 тысячи – гаражи и заправочные пункты), 1600 районных ремонтных мастерских, 200 ремонтно-механических заводов, на которых работают по ремонту и техобслуживанию машин около 500 тысяч человек.
В АПК России имеются 260 тысяч крестьянских, фермерских хозяйств и около 16 млн. личных подсобных хозяйств, которые производят свыше 57% всей валовой продукции сельского хозяйства в стране.
Анализ статистических данных показывает, что в агропромышленном комплексе (АПК) России нет отраслей, в которых показатель по травматизму с тяжелым исходом имел бы благоприятные тенденции. Наиболее тяжелое положение сложилось в растениеводстве, животноводстве, ремонте и техническом обслуживании машин. На две основные отрасли производства – растениеводство и животноводство приходится почти половина всех производственных травм. Каждая пятая травма с летальным и тяжелым исходом в АПК происходит при ремонте и техническом обслуживании машин.
В настоящее время существующая отраслевая система управления охраной труда в сельском хозяйстве лишена главного звена и фактически отсутствует (в новом Положении о Минсельхозе России исключен раздел об охране труда и, соответственно, исключена функция управления охраной труда, а также ликвидирован отдел охраны труда). Формально вопросы охраны труда отнесены к компетенции Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которое практически охраной труда в сельском хозяйстве не занимается.
Приоритетность, значимость вопросов охраны труда существенно снижены и подорваны. Понижен правовой статус органа, непосредственно занимающегося вопросами государственного управления охраной труда, хотя в Конституции, Трудовом кодексе России как в социальном государстве четко записаны положения об охране труда в нашей стране как на федеральном, так и на региональном уровнях органов исполнительной власти.
Подобные действия вышестоящих органов не способствуют обеспечению должного внимания к охране труда в регионах, на предприятиях, в хозяйствах АПК, повышению уровня безопасности и защищенности работников сельского хозяйства, в том числе работников на предприятиях ремонта и техсервиса МТП в АПК.
Предложения по улучшению деятельности федеральных органов исполнительной власти в государственном управлении охраной труда:
- В Положении о Министерстве сельского хозяйства РФ восстановить раздел об обязанностях Министерства по охране труда в рыночных условиях.
- Восстановить службу по охране труда в сельскохозяйственной отрасли сверху донизу в новых рыночных условиях.
- Министерству и его структурам в регионах проводить социальную политику в области охраны труда в рыночных условиях, обратив особое внимание на работников крупных, средних сельхозтоваропроизводителей, крестьянских, фермерских и личных подсобных хозяйств, занятых земледелием, животноводством, ремонтом и техническим обслуживанием машин.
- Организовывать проведение анализа производственного травматизма и профзаболеваний в отраслях сельскохозяйственного производства (в т.ч. занятых ремонтом, техническим обслуживанием машин), издавать документы по результатам анализа производственного травматизма, проводить обучение, разработку инструкций, методических рекомендаций по охране труда и др. документов в рыночных условиях.
- Минздравсоцразвития России с Минсельхозом России и их подразделениям в регионах, районах совместно с органами власти проводить оздоровительную работу (медицинские осмотры и другие мероприятия) в сроки, установленные законом.
- ФГУ "ВНИИ охраны и экономики труда" (бывший ВЦОТ) регулярно заслушивать на своих Межведомственных совещаниях отчеты МСХ РФ по охране труда.
- В случае невозможности восстановить работу по охране труда Министерством сельского хозяйства РФ (что было бы ошибкой) все функции по охране труда в сельском хозяйстве, записанные в наших Предложениях по улучшению деятельности федеральных органов исполнительной власти в государственном управлении охраной труда, должны быть возложены на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В настоящее время благодаря поддержке директора Государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка» (ГНУ ГОСНИТИ), академика РАСХН В.И. Черноиванова институт наряду с другими направлениями продолжает работать над вопросами охраны и безопасности труда в сельском хозяйстве.
В 2006 году выполнена актуальная работа:
- разработаны «Технологические рекомендации по обеспечению технической, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при ремонте и техническом сервисе новых марок отечественных (в том числе с газобаллонными двигателями) и импортных тракторов, с.х. машин, животноводческого оборудования в АПК»;
- изданы «Методические рекомендации по охране труда при ремонте и техническом сервисе тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в АПК».
В текущем году разрабатываются «Рекомендации по обеспечению безопасности и охраны труда при эксплуатации и обслуживании машинно-тракторного парка (МТП) в личных подсобных, крестьянских, фермерских хозяйствах». Внедрение этого документа позволит снизить, предупредить травматизм, уменьшить заболеваемость, повысить безопасность, обеспечить нормальные условия труда, а следовательно, повысить производительность труда работников этих хозяйств.
Выполнение и широкое внедрение данной работы позволит внести весомый вклад в обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе».

Лялякин В.П., д.т.н., профессор
Буренко Л.А., канд. техн. наук