Выпуск от: октябрь 2007   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 10(48)
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ВОПРОС-ОТВЕТ

В редакцию обращаются с вопросами (устно, письменно, по электронной почте) работники организаций, которые занимаются эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием автомобилей (легковых, грузовых, специальных, работающих на бензине, дизельном топливе и газе), прицепов и полуприцепов (далее по тексту – автотранспортные средства) организации и обеспечения здоровых и безопасных условий труда.

Ответы на поставленные вопросы подготовлены на основе Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ Р М-027-2003), Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) (ПОТ РМ – 008-99) и других нормативных правовых актов по охране труда:

1. Какие основные опасные и вредные производственные факторы действуют на работников при ремонте, обслуживании и эксплуатации автотранспортных средств?:
- движущие машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;
- перевозимые грузы;
- повышение или понижение температуры воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- повышенный уровень вибрации;
- повышенная или пониженная подвижность воздуха;
- повышенная или пониженная влажность воздуха;
- отсутствие или недостаток естественного освещения;
- недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны (места);
- повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
- высокая температура жидкости в системе охлаждения жидкости;
- токсические воздействия этилированного бензина, паров электролита;
- ожоговое воздействие электролита аккумуляторной батареи, кислот и щелочей при приготовлении и работе с электролитом;
- повышенное давление в шинах колес в сочетании с неисправностью замкового устройства обода колеса;
- пожароопасность вследствие неисправности в системе питания двигателя.

2. Что необходимо предпринять контролеру технического состояния автотранспортных средств при постановке их на пост?:
- необходимо затормозить стояночным тормозом;
- выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем);
- установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;
- под колеса положить не менее двух специальных упоров (башмаков);
- на рулевое колесо вывесить табличку с надписью «Двигатель не пускать – работают люди».
Запрещается присутствие людей при въезде, выезде, маневрировании автотранспортных средств.

3. Какие действия не допускаются при проведении технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния автотранспортных средств?:
- работать лежа на полу (земле) без лежака;
- выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;
- выполнять какие-либо работы без подкладывания козелков (упора или штанги под плунжер) под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп на передвижные (в том числе канавные) подъемники и подъемники, не снабженные двумя независимыми приспособлениями, одно из которых – страховочное, препятствующие самопроизвольному опусканию их рабочих органов в соответствии с требованиями государственного стандарта;
- оставлять автотранспортные средства после окончания работ вывешенными на подъемниках;
- подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;
- снимать и ставить рессоры на автомобили (прицепы, полуприцепы) всех конструкций и типов без предварительной разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автотранспортного средства;
- проводить техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
- поднимать (вывешивать) автотранспортные средства за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;
- поднимать (даже кратковременно) грузы, масса которых превышает указанную на табличке подъемного механизма;
- снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их стальными канатами или цепями при отсутствии специальных устройств;
- поднимать груз при косом натяжении тросов или цепей;
- работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;
- оставлять инструменты и детали на краях смотровой канавы;
- работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
- пускать двигатель и перемещать автотранспортное средство при поднятом кузове;
- производить ремонтные работы при поднятом кузове автомобиля самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза и установки дополнительного упора;
- проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;
- сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.

4. Чем должен быть обеспечен работник, производящий ремонт или очистку внутри цистерны или резервуара (емкости) из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей?:
Работник, производящий указанные работы, должен быть обеспечен:
- специальной одеждой;
- шланговым противогазом;
- спасательным поясом со страховочным тросом.
Шланг противогаза выводится наружу через люк и закрепляется с наветренной стороны.
Страховочный трос крепится к поясу, свободный конец которого выводится через люк наружу и надежно закрепляется.
При производстве указанных работ бригада должна состоять из 3-х человек, двое из которых (специально проинструктированные) находятся наверху вне емкости и страхуют работника (наблюдают за ним и держат страховочный трос).



5. Какие действия не допускаются в зоне технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств?:
Не допускается:
- протирать автотранспортные средства и мыть их агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителем и т.п.);
- хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и т.д. в количестве, превышающем сменную потребность;
- заправлять автотранспортные средства топливом;
- хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
- загромождать проходы между смотровыми канавами, стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;
- хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.

6. Что необходимо проделать при проведении работ по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автомобилей, работающих на газовом топливе?
Необходимо:
- поднять капот и проветрить моторный отсек;
- выполнить работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования; агрегаты газовой аппаратуры разрешается снимать только в остывшем состоянии (при температуре поверхности детали не выше 60 °С);
- проверить герметичность газовой системы питания сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном приводах;
- предохранять газовое оборудование от загрязнения и механических повреждений;
- крепить шланги на штуцерах хомутиками.

7. Какие работы не допускаются при проведении технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния автомобилей, работающих на газовом топливе?
Не допускается:
- подтягивать резьбовые соединения и снимать с автомобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;
- выпускать (сливать) газ вне установленного места;
- скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
- устанавливать газопроводы кустарного производства;
- применять дополнительные рычаги при открывании и закрывании магистрального и расходных вентилей;
- использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы.

8. Какие требования должны быть обязательно соблюдены при мойке автотранспортных средств, агрегатов, узлов и деталей?
Должны быть соблюдены следующие требования:
- мойка должна производиться в специально отведенных местах;
- покрытия полов, трапы, аппарели на посту мойки должны иметь шероховатую или рифленую поверхность;
- при механизированной мойке автотранспортных средств рабочее место мойщика должно располагаться в водонепроницаемой кабине;
- пост открытой шланговой (ручной) мойки должен располагаться в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением;
- автоматические бесконвейерные моечные установки должны быть на въезде оснащены световой сигнализацией;
- на участке (посту) мойки электропроводка, источники освещения и электродвигатели должны быть влагозащищенными, со степенью защиты в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов;
- электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (не выше 42 В).
Моечные ванны с керосином и другими моющими жидкостями по окончании мойки закрываются крышками.

9. Какие условия должны быть соблюдены при мойке агрегатов, узлов и деталей автотранспортных средств?
Требуется соблюдение следующих условий:
- детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрещается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца керосином или другими нейтрализующими жидкостями;
- концентрация щелочных растворов должна быть не более 2-5%;
- после мойки щелочным раствором обязательна промывка горячей водой;
- агрегаты и детали массой более 30 кг, переносимые мужчинами, и 10 кг - женщинами (до 2 раз в час) и 15 кг и 7 кг соответственно (постоянно в течение рабочей смены) необходимо доставлять на пост мойки и загружать в моечные установки механизированным способом.

10. Какие действия не допускаются в помещении мойки?
Не допускается:
- пользоваться открытым огнем в помещении мойки горючими жидкостями;
- применять бензин для протирки атотранспортных средств и мойки деталей, узлов и агрегатов.

11. Что не допускается при проведении слесарных работ?
Не допускается:
- подключать электроинструмент к электросети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;
- переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
- направлять струю воздуха на себя или на других при работе с пневматическим инструментом;
- устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа.

Ответы на вопросы подготовил Ю.А. Беляров, заместитель генерального директора АСОТ

Подскажите пожалуйста, существуют ли регламентированные формы отчетности по технике безопасности на предприятии?

Основными регламентированными формами отчетности по охране труда на предприятии ппродолжает оставаться годовая статистическая отчетность: по форме № 7-травматизм Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях, сохраненная без изменений в 2007 году (Постановление Росстата от 30.06.2006 № 31), а также по форме № 1-Т (условия труда).
Ответ подготовил В. Орлов, зам. генерального директора АСОТ.