Выпуск от: май-июнь 2008 г.   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 5-6
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ДОКЛАД «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОТ»

Доклад на Всероссийском съезде специалистов по охране труда «Государственная политика в области охраны труда в свете Концепции демографической политики в Российской Федерации»
Москва, ТПП, 22 апреля 2008 г.

С докладом выступает А.Л. Сафонов, заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ

1. Состояние здоровья работающего населения Российской Федерации и его влияние на демографическую ситуацию и на экономику страны

Российская Федерация уверенно выходит на новый уровень развития: страна не только полностью преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира. Между тем, вызывает тревогу анализ факторов, препятствующих дальнейшему экономическому росту, и то, какой ценой достигаются позитивные экономические показатели.
Если оперировать официальной статистикой, то в принципе положение с охраной труда не должно вызывать особой тревоги.
В последние годы отмечается устойчивое снижение общего производственного травматизма, который последние годы составляет менее 3 случаев на тысячу работающих. И по уровню профзаболеваемости Россия выглядит лучше, чем благополучные Финляндия, Норвегия и другие страны Евросоюза.
В Российской Федерации за последние 5 лет было зарегистрировано 44033 случаев профессиональных заболеваний (отравлений), при этом, наблюдалось динамичное снижение случаев профессиональных заболеваний и в 2007 году по сравнению с 2003 годом число профзаболеваний сократилось на 25,2% . Но это «лукавые цифры».
Если брать более объективные показатели, то здесь картина совершенно другая. Уровень смертельного травматизма составляет 12 случаев на сто тысяч работающих, что в несколько раз выше, чем в США и странах Евросоюза.
У нас ежегодно растет количество людей, работающих в условиях не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и правилам охраны труда, число которых увеличилось с 17,1% в 1997 году до 24,9% в 2007 году. Свыше 30% ежегодно умирающих россиян – это граждане в трудоспособном возрасте.
Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза. Именно по этой причине средняя ожидаемая продолжительность жизни населения в России на столь неестественно низком уровне – 66 лет, что на 12 лет меньше, чем в США, на 11,5 года меньше, чем в странах Евросоюза и на 5 лет меньше, чем в Китае.
В Российской Федерации ежегодно умирает по причинам, в той или иной степени связанным с воздействием вредных и опасных производственных факторов, около 180 тысяч человек. Ежегодно получают травмы на производстве более 200 тысяч человек, регистрируется около 10 тысяч случаев профессиональных заболеваний, более 14 тысяч человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профзаболевания.
При этом официальным статистическим наблюдением охвачено менее 45% трудящихся. Статистика не учитывает растянутые во времени причинно-следственные связи вредных факторов с повреждением здоровья трудоспособного населения: производственно-обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета, ускоренное старение и нарушение репродуктивных функций трудящихся.
Уровень так называемых «скрытых профессиональных рисков», превышает 70% всех рисков наступления случаев утраты здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов.
Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов, в первую очередь систем здравоохранения в сфере труда и социального страхования.
Ежегодные экономические потери, обусловленные неблагоприятными условиями труда, оцениваются в 1 млрд. рублей (4% ВВП). Из-за болезней в среднем теряется до 10 рабочих дней (в странах Евросоюза – 7,9 дня) на одного работающего. С учетом общего количества работников, занятых в экономике, потери рабочего времени по экспертным оценкам составляют около 700 млн. рабочих дней.
Ежегодно порядка 200 тыс. человек уходят на пенсию, досрочно назначаемую за работу в тяжелых и вредных условиях труда. При этом резерв восполнения трудовых ресурсов в силу неблагоприятной демографической ситуации практически исчерпан, выбытие граждан трудоспособного возраста уже сейчас приводит к дефициту рабочей силы по многим ключевым для экономики специальностям.

2. Общее состояние соблюдения законодательства об охране труда основные результаты надзорно-контрольной деятельностп за обеспечением в хозяйствующих субъектах требований охраны труда.

В целях обеспечения прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, в 2007 году госинспекциями труда было проведено более 136 тыс. проверок по охране труда. При этом основное внимание уделялось профилактическим мерам, направленным на предупреждение и локализацию правонарушений, являющихся основными причинами несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В 2007 году было выявлено около 1,39 млн. нарушений трудовых прав работников в сфере охраны труда, в целях устранения которых работодателям выдано более 135,6 тыс. предписаний.
Практика надзорно-контрольной деятельности свидетельствует, что из ежегодно выявляемых госинспекторами труда нарушений по вопросам охраны труда, наибольшее количество стабильно составляют нарушения, связанные с обучением и инструктированием работников по охране труда.
В 2007 году госинспекторами труда было проведено около 22,9 тыс. тематических проверок соблюдения работодателями требований установленного порядка проведения обучения, инструктажа и проверки знаний работников по охране труда, в ходе которых было выявлено и устранено свыше 307,9 тыс. нарушений, было временно отстранено от работы около 138,3 тыс. работников организации.
Остается актуальной проблема обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и соответствие осуществляемых в организациях технологических процессов, применяемых инструментов и материалов, эксплуатирующихся зданий, сооружений и оборудования требованиям охраны труда.
В 2007 году госинспекторами труда было запрещено использование около 109,2 тыс. единиц средств индивидуальной защиты, не имевших сертификатов соответствия и не отвечающих требованиям охраны труда, приняты решения о временном запрете деятельности 197 производственных подразделений организаций и эксплуатации около 2,0 тыс. единиц различного производственного оборудования.


3. Необходимость модернизации системы управления охраной труда, включая обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний

Концепцией демографической политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента от 9 октября 2007 г. N 1351, сформулирована основная задача по реализации демографической политики в сфере охраны труда, это - сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда».
Одна из серьезных проблем в том, что действующая в настоящее время система управления охраной труда построена в большой степени на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики.
Еще одним системным вызовом является неспособность действующей организации охраны труда к функционированию в условиях новой экономики. Во многом это связано с тем, что система управления охраной труда изначально была приспособлена к условиям функционирования крупных промышленных предприятий индустриальной эпохи 70-х годов прошлого века. Мир труда за последние десятилетия существенно изменился, между тем охрана труда осталась на прежнем уровне.
Вся нормативно-правовая база и схемы управления охраной труда, включая порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, системы аккредитации и сертификации, порядок обучения по охране труда основаны на стандартах безопасности труда, принятых 20-30 лет назад и не адаптированы к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг современного бизнеса. Устарела и сервисная инфраструктура работ по охране труда.
Необходимо существенно модернизировать организацию управления охраной труда, сделать ее простой, ясной и понятной для применения всеми без исключения работодателями и работниками, адаптировать к современным условиям ведения бизнеса и новым потребностям развития экономики, привести нормы и стандарты в области безопасности и охраны труда в соответствие с международными требованиями.
Отсутствие у работодателей экономической мотивации в улучшении условий труда обусловлено и тем обстоятельством, что бремя финансирования системы обязательного социального страхования несут все работодатели солидарно без учета их реального вклада в улучшение охраны труда и работы по снижению рисков на рабочих местах.
Между тем риски производственного травматизма, которым подвергаются работники, контролируются работодателями и соответственно должны находиться в сфере их прямой ответственности.
Действующая система страховых тарифов построена не на реальных показателях профессиональных рисков повреждений здоровья работников, а на принципе формальной принадлежности организации к определенным видам экономической деятельности.
Предусмотренные Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» надбавки и скидки к страховым взносам действует в отношении очень ограниченного круга страхователей и не способствует усилению заинтересованности большинства работодателей в активизации работы по улучшению условий и охраны труда.
Проблемы системы управления охраной труда оборачиваются серьезными финансовыми потерями в системе обязательного социального страхования.
Так, например, средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направленные на выплату досрочных трудовых пенсий по старости гражданам в связи с их занятостью на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также на работах с тяжелыми условиями труда, составляют более 10,4 млрд. руб. в год, а на выплату трудовых пенсий по инвалидности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием – более 6,6 млрд. рублей в год.
Формирование бюджетов Фонда социального страхования Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации происходит за счет взносов предприятий, ставших, по сути, обязательным налогом.
В связи с этим круг субъектов, несущих ответственность по страхованию, не совпадает с кругом лиц, подвергающихся риску, т.е. самих застрахованных. Указанные проблемы подрывают мотивацию не только работодателей к улучшению условий труда, но и самих работников к личному участию в повышении безопасности своего труда.
Требует также коренного пересмотра система компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.
Необходимо отказаться от практики предоставления компенсаций на основе централизованно утверждённых списков, дающих право на эти компенсации, и осуществить переход на индивидуально-групповой способ выявления потенциальной опасности повреждения и утраты трудоспособности.
При этом перевод системы предоставления компенсаций с уровня государственного регулирования на основе централизованно утверждаемых списков по формальным признакам на уровень предприятий должен основываться на усилении роли коллективно-договорных отношений социального партнерства.
Должен быть разработан экономический механизм, обуславливающий материальную заинтересованность работодателя улучшать условия труда и соответственно сокращать область применения компенсаций.

4. Основные направления, принципы, цели, задачи по реализации Концепции демографической политики в сфере охраны труда

Планом мероприятий по реализации в 2008 -2010 годах Концепции демографической политики, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 года №170 –р, предусматривается разработка и реализация Программы действий по улучшению условий и охраны по отдельному плану.
Системный характер назревших проблем обуславливает необходимость реформирования всей системы управления охраной труда, т.е. управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности с учетом потребности развития российской экономики и тех масштабных задач, которые ставятся Правительством Российской Федерации по достижению нового качества жизни и условий труда российских граждан.
Главная цель разрабатываемой Программы – защитить здоровье работника и обеспечить безопасность труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – работодателей и работников.
Программа действий по улучшению условий и охраны труда должна быть направлена на достижение следующих стратегических задач:
1. Снизить риски несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
2. Повысить качество рабочих мест и условий труда;
3. Снизить смертность от предотвратимых причин;
4. Увеличить продолжительность жизни и улучшить здоровье работающего населения.
Основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи “post factum” к управлению рисками повреждения здоровья работников.
Данная цель может быть достигнута созданием всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места вне зависимости от размера и формы собственности предприятия.
Новая концепция системы управления профессиональными рисками должна основываться на фундаментальном принципе: «кто создает риски, у того больше возможностей ими управлять».

Совершенствование нормативно-правовой базы
Внедрение предлагаемой системы управления профессиональными рисками потребует внесения существенных изменений и дополнений в действующее трудовое законодательство и целый ряд подзаконных нормативных правовых актов. Частично эта работа уже проводится в рамках реализации новой редакции Трудового кодекса Российской Федерации.
Необходимо принятие нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений, связанных с государственной экспертизой условий труда, аттестацией рабочих мест по условиям труда, аккредитацией организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, модернизацией государственных нормативных требований охраны труда.
С целью экономического стимулирования мер по снижению профессиональных рисков предстоит внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и соответствующие подзаконные подзаконные нормативные правовые акты, касающиеся механизма гибкой дифференциации страховых взносов, включая стимулирование при отсутствии несчастных случаев на производстве.
Особое внимание в работе по совершенствованию нормативно-правовой базы следует уделить вопросам значительного упрощения правоприменения. Это значит, что правила, требования и инструкции по охране труда должны быть ясными, недвусмысленными и простыми в применении всеми без исключения работодателями и работниками.

Совершенствование организации охраны труда, создание системы управления профессиональными рисками
Следует упростить систему управления охраной труда, сделать ее прозрачной и понятной всем участникам управления профессиональными рисками. В этих целях необходимо ликвидировать посреднические звенья в цепи правоприменения законодательства по охране труда и снизить тем самым бремя избыточного регулирования бизнеса.
Необходимо в полной мере задействовать предусмотренные законодательством механизмы социального партнерства (соглашения, коллективные договоры, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) и инициатив корпоративной социальной ответственности в широкомасштабном развертывании системы управлении профессиональными рисками по всей стране и внедрению ее на каждом рабочем месте.
Особая роль в системе управления профессиональными рисками отводится органам социального партнерства, прежде всего организованным представителям трудящихся – профсоюзам, главная задача которых – защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников, активизация человеческого фактора социально-трудовых отношений.

Пропаганда безопасного труда
и здоровья на работе
Наряду с упомянутыми мерами по развитию социального партнерства с целью активного и массового вовлечения работников в процесс управления рисками, необходимо усилить информационное воздействие на общественное сознание и планомерно повышать культуру труда.
Следует методично и целенаправленно культивировать в обществе ответственное отношение к труду и чистоте рабочего места, внедрять в сознание трудящихся культуру безопасного труда и личной ответственности за свое здоровье, принять меры по повышению информированности широких масс трудящихся о наиболее распространенных профессиональных рисках и способах управления ими.
Информационное обеспечение охраны труда предполагает проведение широкомасштабной работы по информированию, консультированию и оказанию правовой помощи работникам и работодателям по вопросам соблюдения трудового законодательства в сфере охраны труда.
Особое значение будет отведено массовой пропаганде безопасности труда и здорового образа жизни с использованием ресурсов PR-индустрии и средств массовой информации. При этом приоритет должен быть отдан развитию культуры безопасного труда и ответственности за свое здоровье среди молодежи.
Целенаправленное информационное воздействие на массовое сознание должно стать важнейшим элементом политики в сфере здравоохранения и охраны труда. В субъектах Российской Федерации к этой работе должны быть привлечены органы по труду, а также – через трехсторонние комиссии регионов – социальные партнёры.

Корпоративные программы по охране труда
Необходимо поощрять корпоративные программы по улучшению условий труда, инициативно реализуемые российскими компаниями в рамках политики корпоративной социальной ответственности, широко распространять лучшую практику и передовой опыт в сфере управления профессиональными рисками среди бизнес-сообщества, а также способствовать внедрению современных российских и международных стандартов управления охраной труда в единые интегрированные системы менеджмента с целью постоянного совершенствования процессов управления и последовательного улучшения условий труда. Особого внимания заслуживают корпоративные программы нулевого травматизма на производстве и оздоровительные программы организаций.
Государство и органы местного самоуправления могут активно повлиять на бизнес также путем прямого воздействия на менеджмент государственных и муниципальных предприятий и организации бюджетной сферы с целью создания корпоративных образцов управления профессиональными рисками и постоянного улучшения условий труда работников.

Формирование и развитие системы медицины труда
Стратегия в сфере сохранения и укрепления здоровья работающих направлена на минимизацию воздействия вредных и опасных факторов, профилактику заболеваний и увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности населения. Решение этой комплексной задачи может быть осуществлено в рамках национальной системы медицины труда.
Основой системы медицины труда может стать Российский национальный центр медицины труда, организованный при Минздравсоцразвития России и Российской академии наук. В систему должны также входить центры медицины труда субъектов Российской Федерации, а также территориальные центры медицины труда для обслуживания работников организаций крупного, среднего и малого бизнеса.

Совершенствование деятельности органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства по охране труда
В целях повышения эффективности обеспечения безопасных условий труда, предупреждения гибели и травматизма на производстве Министерство полагает необходимым в ближайшее время обеспечить решение вопросов, связанных с совершенствованием деятельности органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, разработкой и внедрением современных форм надзора и контроля. В этих целях предлагается:
упорядочить надзорно-контрольную деятельность на основе разработки административных регламентов исполнения государственных функций надзора и контроля в установленной сфере деятельности, в том числе предусматривающих усиление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и обеспечение надлежащего оформления каждого случая повреждения здоровья работников в связи с исполнением трудовых (профессиональных) обязанностей;
оптимизировать организационную структуру государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, в том числе путем создания на базе государственных инспекций труда, расположенных в центрах федеральных округов, межрегиональных управлений надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, с целью увеличения степени охвата организаций надзорно-контрольными мероприятиями и повышения оперативности решения вопросов в установленной сфере деятельности по защите прав трудовых прав граждан;
расширить номенклатуру и количество технических средств, находящихся в распоряжении государственных инспекций труда, включая оснащение госинспекторов труда мобильными автоматизированными средствами;
разработать и повсеместно внедрить в практическую деятельность территориальных органов Роструда автоматизированные информационные системы обеспечения надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, информирования, консультирования и оказания правовой помощи работникам и работодателям по вопросам трудового права.

Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты
Реализация Программы будет осуществляться в три этапа – 3, 5 и 10 лет.

На первом этапе (2008-2010 гг.) планируется снизить смертность трудоспособного населения, обусловленную производственными факторами, общий и производственный травматизм, а также профзаболеваемость как минимум на 8-10%.
Будет прекращен рост количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также остановлен рост численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
На этом этапе планируется создание системы управления профессиональными рисками, в которую будут интегрированы региональные, отраслевые и корпоративные программы по улучшению условий и охраны труда. В итоге проведения пилотных проектов, к 2011 году будет создана нормативно-правовая база и организационная инфраструктура для проведения сплошной аттестации рабочих мест по условиям труда.

На втором этапе (2011-2015 гг.) предполагается снизить коэффициент смертельного травматизма (количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на тысячу работающих) до 0,1 и количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 18-20%.
Для достижения этой цели предусматривается приступить к полномасштабному внедрению системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и проведению регулярных аттестаций рабочих мест по условиям труда, включая мероприятия по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний и сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.
Особое внимание будет уделено подготовке и реализации корпоративных программ нулевого травматизма, распространению передового опыта и лучшей практики организации охраны труда на всех уровнях социального партнерства.

На третьем этапе (2016-2025 гг.) планируется выйти на показатели стран Евросоюза – снизить количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 3-5% и достичь коэффициента травматизма со смертельным исходом до уровня не более 0,05-0,08. Высокая ответственность работодателей и работников за поддержание международных стандартов условий и охраны труда, культура безопасного и здорового труда станет нормой, а эффективное управление профессиональными рисками на каждом рабочем месте – повседневной практикой сторон социального партнерства.
Реализация стратегии будет организована путем выстраивания эффективных партнерских отношений с основными участниками системы управления профессиональными рисками. В этих целях должны быть в полной мере задействованы нормы новой статьи 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда».

5. Меры, предпринимаемые Правительством Российской Федерации по обеспечению безопасных условий труда, предупреждению смертности и травматизма на производстве.
В течение 2005-2007 гг. Правительство Российской Федерации и Минздравсоцразвития России проводило мероприятия по совершенствованию законодательной базы в области охраны труда. В Трудовой кодекс Российской Федерации внесены существенные изменения и дополнения в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Поправки внесены в большинство статей Трудового кодекса Российской Федерации и предусматривают изменение минимальной численности работников со 100 до 50 человек, при которой работодатель обязан создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда. Дополнительно предусмотрена обязательная аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Увеличен минимальный размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда работающих с 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) до 0,2%. Внесены поправки, которые позволяют применять единый подход к предоставлению компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда на основе единых санитарно-гигиенических критериев оценки и классификации условий труда; заменять с согласия работника выдачу молока денежной компенсацией.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.07 № 569 утвержден новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда исходя из того, что результаты проведенных обследований при аттестации рабочих мест по условиям труда являются исходными данными для оценки профессионального риска.
При разработке Порядка ставилась задача на основе накопленного опыта упростить процедуру проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в части определения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов.
В целях повышения эффективности и ответственности за результаты аттестации рабочих мест по условиям труда предусматривается проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с привлечением независимых «аттестующих организаций».
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится для разработки конкретных мероприятий по охране труда, проведения оздоровительных мер, ознакомления работающих с условиями труда, а также сертификации организации работ по охране труда, подтверждения или отмены права работников на получение компенсаций в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
Разработанный Порядок основывается на соблюдении баланса интересов сторон трудовых отношений и направлен на устранение конфликта работодателя и работника. Предусматривается, что результаты аттестации будут направляться в инспекции по труду, что позволит более адресно и эффективно осуществлять их контрольно- надзорные функции.
Приказами Минздравосцразвития России утверждены 8 (восемь) Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, а именно:
- в организациях нефтегазового комплекса;
- в организациях калийной промышленности;
- в организациях трубопроводного транспорта нефти;
- работникам горной и металлургической промышленности и металлургических производств других отраслей промышленности;
- работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах;
- работникам действующих и строящихся шахт, разрезов и организаций угольной и сланцевой промышленности;
- нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики.
Перед Министерством стоит серьезная задача, в течение 2-3 лет пересмотреть и зарегистрировать в Минюсте все оставшиеся Типовые нормы.
Из нормативных правовых актов, намеченных к принятию в течение 2008 года, следует выделить постановление Правительства Российской Федерации в развитие статей 92, 117, 147, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, которое позволит установить единый порядок определения размеров и условий предоставления сокращенной рабочей недели, ежегодного дополнительного отпуска, повышенных размеров оплаты труда и других компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда по результатам аттестации рабочих мест.
Всего предстоит издать 12 нормативных правовых актов (постановлений Правительства Российской Федерации и приказов Минздравсоцразвития России) в развитие статей Трудового кодекса Российской Федерации.
Минзравсоцразвития России ежегодно организует и координирует процесс обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, в том числе отдельных категорий застрахованных. В 2007 году обучено более 250 тыс. человек, что почти в 3 раза больше, чем в 2000 г. и способствовало снижению общих показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в России.
Министерство ежегодно организует проведение научно-исследовательских работ по охране труда, результатами которых являются проекты нормативных правовых актов по вопросам охраны труда, учебно-методические пособия и средства наглядной агитации, информационно-аналитические материалы.
Информационно-аналитическое обеспечение в сфере охраны труда Минздравсоцразвития России осуществляет путем научно-методического сопровождения выставок, конференций и других мероприятий по вопросам охраны труда.
Ежегодно под руководством Минздравсоцразвития России проводится выставка «Безопасность и охрана труда», где экспонируется продукция ведущих производителей средств индивидуальной защиты, передовых технологий, информационного и методического обеспечения охраны труда.
В ежегодных мероприятиях, посвященных Всемирному дню охраны труда, принимают участие представители МОТ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций.
Проводимые в России и за рубежом выставки и конференции по охране труда способствуют работе по дальнейшему совершенствованию законодательства в области охраны труда, улучшению системы обучения и переподготовки специалистов данной сферы, позволяют обменяться профессиональным опытом по проблемным вопросам охраны труда.

6. 28 апреля - Всемирный день охраны труда

В 2008 году МОТ предложила мировому сообществу провести мероприятия в рамках Всемирного дня охраны труда 28 апреля на тему «Управление профессиональными рисками» под девизом: «Моя жизнь, моя работа, мой безопасный труд!».
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации поддерживает предложение МОТ и предлагает рассмотреть вопросы состояния условий и охраны труда, сохранения здоровья работников на производстве в свете положений Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Всемирный день охраны труда предоставляет благоприятную возможность для достижения целей демографической политики в стране. Надо иметь в виду, что реализация этой политики, как подчеркнуто в Концепции, в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры.
Целесообразно эти и другие проблемы обсудить на специальных семинарах, конференциях, совещаниях с тем, чтобы выработать эффективные меры по устранению производственных рисков и опасностей, как основных причин производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и смертности.
Заслуживает внимания проведение «Месячников» и «Дней охраны труда», смотров, конкурсов, выставок, выпуск плакатов и других средств наглядной агитации, призванных оберегать здоровье и жизни людей на рабочих местах.

Следует помнить, что несчастье легче предотвратить, чем устранять его последствия.