Выпуск от: май-июнь 2008 г.   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 5-6
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ПЕЧАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА АВАРИЙНОСТИ

Печальная статистика аварийности

По данным ГИБДД МВД России, в минувшем году в Российской Федерации произошло свыше 233 тысяч дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в результате которых погибло более 33 тысяч человек, а порядка 292 тысяч человек получили ранения. По сравнению с 2006 годом количество ДТП в 2007 году возросло на 2% , на 1,8 % увеличилось число погибших в ДТП и на 2,4% - раненых.
Более 15,5 тысяч ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, свыше 43,6 тысяч ДТП произошло по вине пешеходов.
За прошедший год произошло порядка 23,8 тысяч ДТП с участием детей, в которых 1116 детей погибли, а более 24,7 тысяч детей получили ранения.
На московских дорогах (по данным того же надзорного органа) в ушедшем году произошло свыше 14,9 тысяч ДТП, в результате которых погибли более 1,1 тысяч человек и свыше 17,0 тысяч человек получили ранения различной степени тяжести. По сравнению с 2006 годом количество происшедших в Москве ДТП возросло на 0,6%, но снизилось число погибших и раненых, соответственно на 1,9% и на 0,5 %.
Из-за нарушений столичными водителями Правил дорожного движения ( ПДД ) в 2007 году произошло более 12,2 тысяч ДТП, в которых погибли 862 человека, а около 14,5 тысяч человек получили ранения. По сравнению с 2006 годом в минувшем году показатели аварийности возросли соответственно: ДТП на 4,6%, погибших на 3,7% и раненых на 2,6%.
Московскими водителями транспортных средств, находящимися в состоянии опьянения, за отчетный период допущено 219 ДТП, в которых погибли 18 и ранены 299 человек. По сравнению с 2006 годом в 2007 году показатели аварийности заметно снизились, соответственно: ДТП на 15,1%, погибших на 35,7% и раненых на 13,6%, тем не менее пьяный водитель за рулем еще далеко не редкость.
Так, в июле 2007 года заместитель генерального директора по благоустройству ООО «ЖилСервис» Д., управляя принадлежащим ему автомобилем «Фольксваген-Пассат» (гос. регистрационный знак О 234 МУ 97), в салоне которого находились еще четыре пассажира – инженерно-технические работники вышеуказанной организации (возвращались с совещания, проходившего в ГУП ДЕЗ района Ясенево), совершил на перекрестке столкновение с легковым автомобилем «Фольсваген-Таупер» (гос. регистрационный знак С 390 ВВ - 77), управляемый водителем Н.
В результате дорожно-транспортного происшествия все работники ООО «ЖилСервис» погибли, получив травмы, несовместимые с жизнью.
Нарушение Правил дорожного движения его участниками привело к ДТП с особо тяжкими последствиями – гибелью людей, но усугубило тяжесть последствий, то обстоятельство, что заместитель генерального директора по благоустройству ООО «ЖилСервис» управлял автомобилем, находясь в состоянии алкогольного опьянения. При судебно-химическом исследовании его трупа обнаружен этиловый спирт в концентрации: в крови – 1,5 промилле, в моче – 1,0 промилле, что по отношению к живым лицам соответствует средней степени алкогольного опьянения (Выписка из акта судебно-медицинской экспертизы морга ЦКБ РАН от 05.09.07 ).
Из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств юридических лиц в Москве произошло более 1000 ДТП, в результате которых около 100 человек погибли и порядка 1200 человек получили ранения различной степени тяжести. По сравнению с 2006 годом показатели аварийности за отчетный период возросли соответственно: ДТП на 10,9%, погибших на 38,2% и раненых на 6,8%.
Например, в августе 2007 года водитель ООО «ЦПД» Д., управляя автомобилем – эвакуатором (специализированный) марки Хендэ АЭ-43430 Е (гос. регистрационный знак У 079 ВЕ-77), следуя по внешнему кольцу МКАД, совершил наезд на стоящий автомобиль МАЗ-54329, гос. регистрационный знак № К 474 АТ-177 (полуприцеп г.р.з. АТ 2544-77). В результате дорожно-транспортного происшествия водитель автомобиля-эвакуатора скончался на месте происшествия от комплекса полученной сочетанной травмы тела с множественными переломами костей скелета и повреждениями внутренних органов, осложненной шоком и кровопотерей (Выписка из акта судебно-медицинской экспертизы морга № 12 от 20.09.07 ).
Причиной ДТП явилось нарушение водителем ООО «ЦПД» требований п.п. 1.3, 1.5 и 10.1 Правил дорожного движения РФ, а именно: Д., двигаясь на автомобиле, не учел интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства (далее – т/с), дорожные и метеорологические условия, видимость в направлении движения. Выбранная им скорость движения не обеспечивала возможность постоянного контроля над движением т/с для выполнения ПДД, что в конечном итоге и привело к ДТП с наступившими последствиями.
Аналогичный пример. Также в августе минувшего года водитель Филиала № 14 автобусного парка ГУП «Мосгортранс» К., управляя автобусом ЛиАЗ-5256.25 (гос. регистрационный знак АК 225 77), следуя по маршруту № 611 «С», совершил наезд на стоящий автомобиль MAN (гос. регистрационный знак Х 659 РС 99). В результате столкновения водитель К. погиб на месте происшествия от сочетанной тупой травмы тела, сопровождавшейся развитием травматического шока (Выписка из акта судебно-медицинской экспертизы от 13.08.07 г.), а 12 пассажиров автобуса получили травмы различной степени тяжести.
Причиной происшедшего ДТП, как и в первом случае, явилось нарушение водителем Филиала № 14 автобусного парка ГУП «Мосгортранс» требований п.п. 1.3, 1.5 и 10.1 Правил дорожного движения РФ.
За 12 месяцев 2007 года по вине пешеходов на дорогах мегаполиса произошло около 2800 ДТП, в которых погибли свыше 300 человек и более 2,5 тысяч человек получили ранения. По сравнению с 2006 годом в минувшем году показатели аварийности заметно снизились, соответственно: количество ДТП на 16,1%, число погибших на 16,1% и раненых на 16,8%, но все еще остаются высокими.
Так, в январе 2007 года водитель К., управляя автомобилем «Дэу Нексия» (гос. регистрационный знак О 429 ТТ 97), совершил наезд на двух работниц ГУП «Горзеленхоз № 3» Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы М. и А. В результате ДТП последние получили травмы, несовместимые с жизнью. По заключению судебно-медицинских экспертиз от 15.02.07, смерть женщин наступила от шока и кровопотери, развившихся вследствие множественных травм обоих тел в виде переломов костей скелета с повреждением внутренних органов.
Причинами ДТП явились нарушения работницами ГУП «Горзеленхоз № 3» требований п.п. 4.3, 4.5, 4.6 ПДД РФ, выразившиеся в переходе проезжей части вне зоны пешеходного перехода, при наличии надземного перехода в непосредственной близости от места ДТП, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств и неправильной оценки скорости их движения.
Из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог в отчетном периоде произошло 481 ДТП, в которых погибли 59 и ранены 540 человек. По сравнению с 2006 годом количество ДТП за отчетный период снизилось без малого на треть, произошло снижение и числа погибших на 9,2% и раненых - на 30,1%.
С участием неустановленных транспортных средств в 2007 году в столице произошло более 900 ДТП, в которых погибли 32 человека и ранены 897. По сравнению с 2006 годом показатели аварийности в 2007 году несколько снизились.
По данным Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России, в 2007 году сотрудниками ГИБДД выявлено 50,1 миллиона нарушений правил дорожного движения, и определяющее влияние на уровень аварийности оказали водители. В последнее время ДОБДД отмечает повышенную агрессивность в поведении водителей на дорогах, которая зачастую направляется не только на других участников движения, но и на пешеходов и инспекторов ГИБДД. Пробки на дорогах, несоблюдение, а порой и незнание правил дорожного движения, плохая подготовка в автошколах, отвратительное дорожное покрытие – все это приводит к тяжелой ситуации на российских дорогах.
Суммируя сказанное, можно отметить, что из-за нарушения водителями транспортных средств ПДД совершено более четырех пятых (83,6%) всех происшествий, происходящих по причине пресловутого человеческого фактора. Подавляющее большинство ДТП происходит из-за сознательного нарушения водителями правил дорожного движения.
Например, в мае 2007 года монтажник оборудования связи ЗАО «Кабельстрой» Т., управляя служебным автомобилем марки ВАЗ-21053 (гос. регистрационный знак М 467 ОР 177), в салоне которого находились еще два работника указанной организации (направлялись в командировку в г. Санкт-Петербург), не убедившись в отсутствии встречных транспортных средств, выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с автопоездом в составе автомобиля «IVECO» и прицепа «POLF» под управлением водителя Г.
В результате ДТП Т. от полученных травм скончался на месте, находящиеся в салоне автомобиля ВАЗ-21053 работники того же предприятия прораб С. и монтажник оборудования связи Т. получили травмы легкой степени тяжести. По заключению судебно-медицинской экспертизы от 23.05.07, смерть гражданина Т. наступила от тупой открытой травмы шеи с повреждением левой наружной яремной вены, сопровождавшейся обильной наружной кровопотерей. Причиной ДТП явилось нарушение водителем ЗАО «Кабельстрой» требований п.п. 1.5, 9.4, 9.10, 10.1 и 10.3 ПДД РФ.
По данным Департамента ОБДД МВД России, самым распространенным видом ДТП по-прежнему остается наезд на пешехода – 38,0% от общего количества, на долю столкновений транспортных средств пришлось 33,0% всех ДТП, опрокидываний транспортных средств – 13,6%, наездов на препятствие – 7,0%. Наибольшей тяжестью последствий характеризовались наезды на пешеходов (13 погибших из 100 пострадавших).
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту за последние годы в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится сегодня к наиболее приоритетным задачам развития страны.
С каждым годом заметный рост численности автопарка легковых автомобилей и массовое включение в дорожной движение новых водителей и перевозчиков привели к существенному изменению условий дорожного движения, что не могло не отразиться на состоянии аварийности.
Как показывает анализ динамики дорожной аварийности в зарубежных странах, увеличение количества транспортных средств неизбежно приводит к росту количества ДТП и числа раненых в них. Только с помощью специальных мер, постоянно осуществляемых на государственном уровне, можно уменьшить негативные последствия автомобилизации. Эти меры реализуются во всем мире в рамках специальных общенациональных программ повышения безопасности дорожного движения, и Россия здесь не исключение.
Наряду с целым рядом нормативных правовых актов, направленных на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, важное место занимает Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред.от 01.12.2007 № 309-ФЗ), который определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанным законом и «Концепцией повышения безопасности дорожного движения в России» до 2010 года, одобренной решением Правительственной комиссии Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения (Протокол от 8 июля 1997 г.) в подпрограмме «Безопасность дорожного движения» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» разработан комплекс мер, направленных на максимальное сохранение жизни и здоровья граждан России.
Подпрограмма «Безопасность дорожного движения» отмеченной Федеральной целевой программы разработана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16.02.2001 № 232. Цели и задачи в области безопасности дорожного движения на период реализации указанной подпрограммы определены на основе анализа структуры дорожно-транспортной аварийности, ее изменения до 2010 года и прогноза дальнейшего развития автомобилизации. Общий объем финансирования подпрограммы составляет 25188,2 млн руб., в том числе из федерального бюджета – 728,6 млн руб. Ожидаемый конечный результат реализации подпрограммы – повышение безопасности дорожного движения в городах и на дорогах России и сохранение жизни 30-40 тыс. человек.
По прогнозам экспертов, рост автомобилизации в России будет продолжаться и к 2010 году достигнет уровня 260-300 автомототранспортных средств на 1000 жителей. Чтобы добиться снижения социального и экономического ущерба от дорожной аварийности в условиях постоянного роста автомобилизации, необходимо непрерывное развитие государственной системы обеспечения БДД путем поэтапной реализации долгосрочной Федеральной целевой подпрограммы повышения БДД в России. Как показывает зарубежный опыт, использование программно-целевого подхода в масштабах государства даже при росте парка автомобилей позволяет ежегодно добиваться устойчивого сокращения числа погибших в ДТП на 4-8%.
Но статистика, что называется, «упрямая вещь». За годы реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» и ее подпрограммы «Безопасность дорожного движения» на российских дорогах, к сожалению, произошло более 1283,4 тыс. ДТП, в которых погибли свыше 200,0 тыс. человек и ранения получили порядка 1554,6 тыс. человек. Сколько пострадавших в ДТП на всю жизнь стали инвалидами, не знает никто. К большому сожалению, общество привыкло к тому, что ежегодно в России на дорогах погибают до 35,0 тыс. человек и свыше 200,0 тысяч получают травмы различной степени тяжести, и эти цифры уже никого не удивляют и не настораживают.
На сегодня нет такой статистики, сколько людей можно было бы спасти, своевременно оказав медицинскую помощь пострадавшим в ДТП. Признавая важность мер по предупреждению ДТП, не следует умалять значение мероприятий по организации и оказанию медпомощи пострадавшим. Причем, на современном этапе требуется разработка и внедрение алгоритмов помощи на различных этапах ее оказания. По причине стремительно растущего количества автомобилей эта тема сегодня актуальна как никогда. Для решения вопроса так называемой предотвратимой смертности на дорогах требуются усилия многих сторон, в том числе водителей, с их крайне низкой культурой вождения, городских властей, от которых зависит строительство дорожных развязок, ГИБДД и, естественно, врачей.
Медицинская составляющ во всем цивилизованном мире решается формированием специализированных, хорошо оснащенных травмоцентров. Таковые в обозримом будущем появятся на трех федеральных магистралях России – «Дон» (Москва – Ростов-на-Дону), Москва – Санкт-Петербург и Москва – Архангельск. Их главной задачей станет оказание квалифицированной помощи пострадавшим в ДТП в первый час их обращения к медикам.
Одной из основных причин ДТП является состояние дорог (18,7% от всех ДТП, происшедших в 2007 году). Имеются серьезные проблемы с разметкой, дорожными знаками, барьерным ограждением, освещенностью и содержанием дорог, особенно зимой. Несмотря на предпринимаемые для улучшения ситуации меры, аварийность на дорогах по указанной причине продолжает оставаться высокой, особенно на федеральных дорогах. Поэтому, как заявил министр транспорта И.Левитин в ходе круглого стола «Формирование транспортной стратегии России на период до 2030 года», доля частных инвестиций в строительство автодорог в России возрастет к 2030 году до 40%. По его мнению, к 2030 году доля бюджетных средств в финансировании строительства автодорог сократится с 80 до 60%, а доля частных инвестиций увеличится с 20 до 40%. Министр также призвал добиться повышения жизненного цикла российских дорог до уровня среднеевропейских (до 30 лет.)
Одной из причин роста аварийности является также некачественная подготовка начинающих водителей. Проблема связана со многими вопросами: материально-технической базой водительского образования, степенью эффективности ее использования, недостаточным уровнем профессиональной подготовки инструкторов, невыполнением полной программы по обучению, которое сводится к натаскиванию кандидата-водителя, чтобы он мог сидеть за рулем. Поэтому при первой же сложной ситуации новичок попадает в ДТП.
Серьезной проблемой также представляется медицинское освидетельствование водителей. Необходим строгий контроль пригодности граждан к управлению транспортным средством, а также выдачи медицинских справок.
Из-за ограниченности рамками газетной публикации не представляется возможным привести все проблемы и вопросы, влияющие в той или иной степени на состояние аварийности.
И последнее. Заметное снижение аварийности в городах и на дорогах, сокращение числа погибших в ДТП- решение не одного дня. Необходим комплексный подход к решению вопросов, связанных с безопасностью дорожного движения, и в этом заинтересованы должны быть все- как государство, так и общество в целом. А достичь хороших результатов можно, только объединив усилия всех заинтересованных ведомств и организаций, как на федеральном, так и региональном уровнях, путем дальнейшего совершенствования государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения, совершенствования государственной политики в работе с участниками дорожного движения, повышения конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств, совершенствования контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, создания оперативной радиосвязи для участников движения и повышения качества оказания помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе.

Б.Т. Бадагуев , государственный инспектор труда,
член Союза журналистов России