Выпуск от: 29 декабря   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 2
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОТ В РЕАЛИЗАЦИИ ТК РФ

РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По просьбам читателей газеты сегодня мы приводим выдержки из выступлений участников научно-практической конференции "Роль специалистов по охране труда в реализации Трудового Кодекса Российской Федерации", которая состоялась в марте 2003 г.

Валентин Иванович Медведев, Президент АСОТ, в своем выступлении сказал, что конференция проходит в юбилейный для специалистов по охране труда и для АСОТ год: 2003 год - год 10-летия образования АСОТ и 85 лет со дня образования инспекции труда в России. 10 лет назад Верховным Советом России принят первый законодательный акт по охране труда - "Основы законодательства об охране труда в Российской Федерации".
1 февраля 2002 года вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, завершив важный этап на пути совершенствования законодательства об охране труда в России. Какие полномочия предоставил Трудовой кодекс инженеру по охране труда в организации для реализации своих обязанностей, специалистам других категорий, работающих в области охраны труда? Ответ на эти вопросы, анализ хода реализации Трудового кодекса Российской Федерации, осмысление роли специалистов по охране труда в этом процессе - это главная цель конференции АСОТ.
Основу Трудового кодекса по вопросам охраны труда составили действующие законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. В этом есть как положительная, так и, к сожалению, отрицательная сторона (не нашли отражение в Трудовом кодексе вопросы разграничения полномочий государственных органов, нормы касающиеся государственной экспертизы, нет определения иных представительных органов и их прав, нет гарантий уполномоченных и членов комитетов по охране труда, нет норм о создании служб охраны труда в федеральных органах исполнительной власти и различных вышестоящих органах управления организациями и т.д.).
С принятием ТК встал вопрос о судьбе Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Каждый специалист по охране труда должен выразить свое мнение на этот счет. Позиция АСОТ - необходимо сохранить закон и включить в него принципиальные положения Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", позволяющие проводить работу по совершенствованию системы государственного управления охраной труда, надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, эффективную защиту прав работников на здоровые и безопасные условия труда.
За последнее время проведена большая работа по реализации Трудового кодекса, а также по совершенствованию на его основе действующего законодательства по охране труда: проведены парламентские слушания по совершенствованию законодательства о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, об охране труда, а также о совершенствовании трудового законодательства, всероссийское совещание по охране труда, мероприятия в рамках "Года охраны труда". Многое делается в субъектах Российской Федерации. В ноябре 2002 года эти вопросы рассматривались на Международном конгрессе по охране труда.
Вместе с тем, на протяжении длительного времени остаются не устраняются одни и те же недостатки: отсутствие должного финансирования на федеральном и региональном уровнях и в организациях, недостаточный уровень правовых знаний в области охраны труда отдельных руководителей, должностных лиц, а также инженеров по охране труда, низкая исполнительная дисциплина по выполнению законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, не решаются вопросы, связанные с льготным налогообложением. Во многих органах исполнительной власти всех уровней, органах местного самоуправления и в организациях отсутствуют службы или специалисты охраны труда, остается большим число нормативных правовых актов по охране труда, которые нередко дублируют друг друга и т.д.
Важная роль в разработке и реализации Трудового кодекса Российской Федерации и других законодательных и нормативных правовых актов по охране труда принадлежит специалистам по охране труда всех категорий - работникам государственных органов управления всех уровней, надзора и контроля, профсоюзов, научных и образовательных институтов, общественных объединений, специалистам по охране труда центров охраны труда и особенно инженерам по охране труда организаций.
Значительный вклад в создание нового законодательства по охране труда, начиная с разработки Основ законодательства Российской Федерации об охране труда внесли участники конференции АСОТ И.А. Воробьев, Д.А.Семенов, В.В. Трумель, А.П. Соловьев, Ю.С. Соловьев, Н.Р. Абрамов и многие, многие другие.
Сегодня перед специалистами по охране труда, работающими в государственных органах управления стоит задача закончить разработку и пересмотр действующих нормативных правовых актов необходимых для реализации Трудового кодекса, добиться, чтобы в аппарате каждого государственного органа управления были специалисты по охране труда.
Мы поддерживаем предложения Минтруда России и Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Российской Федерации, изложенную в Рекомендациях парламентских слушаниях на тему "Проблемы совершенствования законодательства об охране труда и практики его применения" от 10 декабря 2002 года, в части сохранения Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" с внесением в него, а также в Трудовой кодекс изменений и дополнений (по вопросам финансирования, разграничения полномочий между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, создания служб охраны труда или ответственных по вопросам охраны труда в организациях с численностью работников 50 и более человек, а также в органах исполнительной власти всех уровней, использования средств Фонда социального страхования, направляемых на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и др.).
Необходимо обратить большее внимание отражению вопросов охраны труда в других законах (налогообложение, о работодателях и их объединениях, об органах местного самоуправления и т.д.).
Большая роль в реализации Трудового кодекса принадлежит государственной инспекции труда, много норм в ТК посвящено ее деятельности. Решен вопрос ее статуса, она наделена соответствующими полномочиями. Но три тысячи человек, работающих в инспекции, не смогут самостоятельно решить проблемы с охраной труда на трех миллионах российских предприятий. Руководителям государственных инспекций труда с целью повышения эффективности деятельности контрольно-надзорных органов и упорядочения проведения обследований организаций нужно активнее использовать предоставленное им статьей 365 Трудового Кодекса Российской Федерации право на осуществление координации деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля, таких как профсоюзы, АСОТ.
Работники органов надзора и контроля могут оказывать более действенную помощь организациям в решении проблем охраны труда, особенно службам и инженерам по охране труда, повысить требовательность к работодателям и должностным лицам за исполнение ими законодательства по охране труда.
ТК предоставил большие права работодателям и их объединениям в обеспечении здоровых и безопасных условий труда на производстве. При координации усилий работодателей и профсоюзов, их объединений работа по созданию здоровых и безопасных условий на производстве, при более эффективном использовании в этой сфере принципов социального партнерства, отражении требований охраны труда в трудовых договорах, в коллективных договорах и соглашениях, усилении ведомственного (производственного) и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, выделении необходимых финансовых средств на мероприятия по охране труда и целенаправленном использования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, выделяемых на обеспечение предупредительных мер по охране труда (скидки 20%), а также создания и укрепления служб охраны труда результаты по снижению производственного травматизма ощущаются немедленно.
Безусловно, огромная роль в реализации Трудового кодекса принадлежит инженерам по охране труда организаций. Вся работа по охране труда лежит на них (отражение требований охраны труда в трудовом и коллективном договорах, ведомственный контроль, организация работы комитета по охране труда, организация обучения по охране труда т.д.). Государственные органы управления, надзора и контроля, профсоюзы, создаваемые и действующие комитеты (комиссии) по охране труда, как органы социального партнерства и участия работников в управлении производством в области охраны труда, могут и должны оказывать действенную помощь инженерам по охране труда, повышать требовательность к работодателям и должностным лицам за соблюдение требований охраны труда.
Важную роль АСОТ и другие общественные организации могут и должны сыграть, принимая участие в мероприятиях, проводимых органами государственного управления охраной труда, профсоюзами. Существенным может быть и участие АСОТ в процессе совершенствования законодательства по охране труда и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оказывая помощь государственным органам управления, органам местного самоуправления и работодателям, инженерам по охране труда, в первую очередь организациям малого и среднего бизнеса в повышении качества обучении, в обеспечении нормативной, учебно-методической литературой, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда, консультировании по вопросам охраны труда.
С принятием Трудового Кодекса закончился более чем десятилетний период работы по созданию законодательства по охране труда в России. Сегодня выходит на первый план работа по совершенствованию действующего законодательства по охране труда, системы государственного управления охраной труда на всех уровнях. А самое главное - необходимо перенести центр тяжести всей работы в организации, на рабочие места.

Игорь Анатольевич Воробьев, главный государственный инспектор РФ по охране труда в своем выступлении отметил, что за 2002 год инспекторами Федеральной инспекции труда было проведено 152 тысячи проверок различных предприятий и организаций (среди которых 40% предприятий малого бизнеса). В результате было выявлено 1,5 млн. правонарушений, инспекторами по охране труда выдано 165 тысяч предписаний. По итогам проверок приостановлено почти 6 тысяч работ в производственных подразделениях, около 80 тысяч единиц станков, машин, оборудования, была запрещена эксплуатация или приостановлено производство 103 тысяч средств индивидуальной защиты, которые не соответствовали установленным требованиям. На предприятиях, которые с проверкой посетили наши инспекторы 91 тысяча лиц не прошли обучение, большая часть среди них - инженерные работники или специалисты. В итоге - инспекторами наложены денежные штрафы на 65 тысяч лиц. Переданы в органы прокуратуры для возбуждения уголовных дел 24 тысячи материалов расследования. Возбуждено 1300. По делам, связанным с несчастными случаями на производстве в 2002 году 141 человек осужден.
В своем выступлении И.А. Воробьев обратил внимание участников конференции на то, что в 2002 году удалось добиться снижения уровня производственного травматизма со смертельным исходом с 6100 случаев в 2001 году до 5500 - в 2002 г. Эту тенденцию нужно закрепить энергичными действиями специалистов по охране труда на всех уровнях управления системы охраны труда.
В послании Президента России Федеральному Собранию говорилось о необходимости убрать дублирование органов надзора. И сделать это нужно, по мнению И.А. Воробьева таким образом, чтобы Рострудинспекция не потеряла возможности добиваться улучшения условий и охраны труда на производстве. Здесь очень существенна роль специалиста по охране труда. Он не контролер, он - помощник инспектору в решении вопросов охраны труда непосредственно на производстве.
Сегодня, по мнению И.А. Воробьева, есть база, есть все нормативные акты, которыми можно пользоваться. Вопрос в том, как заставить работодателя ими пользоваться. Это новая проблема, которая встала перед федеральной инспекцией труда. Вместо требования безоговорочного исполнения, нам приходится сегодня зачастую доказывать, что этот документ является нормативным актом, и что его на самом деле надо исполнять, что он обладает юридической силой и т.д. У нас хватает коллективного интеллекта, чтобы решать эту новую проблему, хотя в ряде случаев вопросы все-таки возникают.
Тревожит сам факт спекулятивных действий работодателя. Молниеносно распространяется информация о том, что какой-то работодатель смог опротестовать требования какого-либо нормативного акта, а вместе с этим и действия государственного инспектора труда, который написал предписание, например, обеспечить конкретного работника СИЗ. У нас есть прецедент, когда рассмотрение в двух судебных инстанциях предписания инспектора по охране труда привело к заключению, что оно несправедливо, так как типовые нормы выдачи СИЗ не являются нормативным актом, так как данный документ в Минюсте не представлялся, хотя он и не подлежит представлению в Минюст. Таких фактов становится слишком много. И действительно, нормативная база сегодня зашаталась.
Позиция Минюста сегодня изменилась: все документы подлежат регистрации. Вся правовая база новая: Трудовой, Административный, Уголовный процессуальный, Гражданский процессуальный кодекс. Федеральная инспекция труда является правоприменителем и сталкивается с большими трудностями. Поэтому одна из главных задач на федеральном уровне - это ликвидировать бреши в законодательстве путем пересмотра, регистрации, утверждении новых нормативных актов, чтобы ни у кого не возникало каких бы то ни было сомнений, действует он или нет. Есть вопросы и по содержательной части нормативных актов, которые просто несут в себе взаимоисключающие друг друга требования.
Анализ 217 статьи ТК говорит сегодня о том, что организация численностью более 100 должна иметь свою службу охраны труда, а там где количество работников менее 100 - либо свою службу, либо заключать договор на обслуживание с какой-либо организацией, с каким-то специалистом по охране труда. И других вариантов нет. Но на практике вдруг появляется еще и промежуточный вариант - возлагаются эти функции на кого угодно. Мы знаем, что происходит, когда на юриста, начальника отдела кадров возлагают эти функции. Методические рекомендации по организации службы охраны труда наносят специалисту по охране труда вред, хотя, может быть и гуманные цели были заложены. На сегодня позиция Федеральной инспекции труда жесткая и четкая: есть 217 статья ТК и больше никаких вариантов. Либо единица в штатном расписании, либо должен быть договор об обслуживании по охране труда. По глубокому убеждению И.А. Воробьева никакого совместительства не может быть, когда речь идет о решении вопросов охраны труда. Трудовой кодекс допускает и регламентирует этот вопрос для других категорий работников, но только не для служб охраны труда, хотя бы потому, что это одна из немногих, если не единственная функция, задача и направление, которая регламентирована в законодательстве. Эта служба особая. Потому и особый должен быть подход. А вот если работает специалист по охране труда на предприятии, почему не заключить договор с соседним маленьким предприятием.
Там, где речь идет о формировании комиссии по расследованию несчастных случаев 229 статья ТК допускает возложение обязанностей. В этой комиссии достаточно специалистов по охране труда. И председатель комиссии специалист - инспектор по охране труда, и вышестоящие инстанции присылают специалистов для участия в работе комиссии. Но мало этого. В комиссии должен быть представлен специалист от этой организации и решать возникающие вопросы. С помощью этого инструмента инспекция труда может влиять на численное укрепление служб охраны труда в организациях и подразделениях. В первой части этой статьи есть запись, если это не специалист по охране труда, то в виде исключения эти обязанности можно возложить на работника предприятия и привлечь затем для работы в комиссии. Про работодателя-физическое лицо сказано категорически: у него обязательно должен быть свой или на договорной основе специалист по охране труда при расследовании несчастного случая.
Анализ несчастных случаев, произошедших у работодателей-физических лиц свидетельствует, что в единицах этих случаев в состав комиссии включены специалисты по охране труда на договорных началах. А то, что у работодателей их нет в штате - это понятно. И иной раз инспектор бывает неправ. Он обязан потребовать, чтобы в комиссию был включен такой специалист, в противном случае результаты расследования вполне могут быть признаны нелегитимными и отменены из-за того, что комиссия образована ненадлежащим образом. Но в момент, когда произошел несчастный случай, инспектору некуда было обратиться. Эту функцию могла бы выполнить ассоциация специалистов по охране труда. Для этого ей нужно собрать вокруг себя квалифицированных профессионалов-специалистов в области охраны труда. С Ассоциацией работодатель мог бы заключать договор, хотя бы на проведение расследования несчастного случая. Поэтому нам всем, кто работает на этом поле, важно не забывать об этом и видеть это направление. чтобы помочь инспектору реализовать нормы права.

В выступлении Богдана Григорьевича Збышко, консультанта аппарата Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике был затронут вопрос о роли специалиста по охране труда в организации. С одной стороны, такой специалист может убедить работодателя в том, что охрана труда не тормоз на производстве, а движитель. При хорошей организации в этой сфере сокращается текучесть кадров, повышается квалификация работников. А стало быть, растет и прибыль. С другой - дипломированный специалист по охране труда должен своевременно увидеть и подсказать работодателю, как сохранить здоровье и жизни работников, а не следить за тем, порваны ли рукавицы или спецодежда, есть ли заземление - это дело тех, кто управляет производством.
Важно развернуть пропаганду охраны труда на всех уровнях. На производстве можно организовать прямые линии, чтобы собирать информацию непосредственно рабочих мест.
Нужно попробовать провести диспут на телевидении, например, в программе "Времена". АСОТ может взять на себя организацию подобного мероприятия. Пригласить на передачу высокопоставленных чиновников, руководителей государственных ведомств и общественных организаций, от которых зависит решение проблем охраны труда. Резонанс от такой передачи пойдет по всей России, чтобы все: от работника до директора могли сделать для себя однозначный вывод - государство активно занимается этой проблемой.
Далее Б.Г. Збышко подверг резкой критике бюджет фонда социального страхования на 2003 год, который практически отменяет скидки и надбавки, и закон о страховых тарифах. Этот закон вызывает негодование у работодателей, особенно у тех, у кого страховой тариф 8,5%. При этом страховщик каждый год урезает какие-то льготы и пособия. Вместо того, чтобы укреплять и развивать эту систему из года в год. Работодатель ушел бы к другому страховщику дай закон такую волю. К такому страховщику, который предложит меньший страховой тариф и, может быть, больше услуг окажет для работников предприятия, да и само предприятие в итоге сможет обновлять основные средства производства, которые не менялись 30 и больше лет.
Новый закон о социальном страховании необходим. И этот новый закон будет рождаться в силу того, что есть программа СПИЛ, которая нацелена подготовить законопроект, улучшающий систему социального страхования т.е. на совершенствование 125 закона. Минэкономразвития стремится на этом поле внедрить широкую коммерциализация, т.е. создать в этой сфере рынок страховых услуг. Такая концепция утверждена Правительством. Но нужно знать, что у Минтруда России и у Минэкономразвития разные концепции.
Минтруда России выступает за здравые улучшения этого закона. Если вводить коммерциализацию, то не с целью создания 100 страховщиков в России, а с целью создания альтернативы тому страховщику, который сегодня работает неэффективно, чтобы он почувствовал, что в спину дышит конкурент, и надо работать лучше. Но не такой должна быть система, как это планирует Минэкономразвития. Создать 100 страховщиков, собрать все сливки с общества, а пострадавшие будут обеспечиваться государством из остатков. Понятно, к чему это приведет. Поэтому участники 2-х парламентских слушаний обратились в Правительство и к Президенту о недопустимости широкой коммерциализации в этой сфере.

Анатолий Николаевич ВОВК в своем выступлении рассказал о качественных изменениях в содержании журнала "Охрана труда и социальное страхование", появлении новых рубрик и приложений к журналу, росту популярности среди читателей.
Говоря о повышении статуса инженера по охране труда А.Н. Вовк отметил, что умный работодатель назначает руководителя этой службы заместителем генерального директора. И сразу меняется отношение и к охране труда и к таким специалистам.
Сегодня качество подготовки в вузах молодых специалистов по охране труда падает от ухода от чисто технических вопросов охраны труда.
В свое время, еще ВЦСПС, было проведено социологическое исследование: на каких предприятиях зафиксирован больший травматизм. Оказалось, что этот показатель выше там, где пришли из вузов молодые, еще не опытные, слабо подготовленные начальники цехов, мастера и т.д.
В 2002 году принят ГОСТ 12.0.006-2002, где на инженера по охране труда возложили ответственность за проведение первичного, периодического инструктажа на рабочем месте. И сразу появились в журналах статьи, где говорится о фактах несчастных случаев на производстве со смертельным исходом. Но судят уже не руководителя, не бригадира, а инженера по охране труда. Такой случай недавно произошел в АПК. Сейчас этот ГОСТа будет Минтрудом и Госстандартом изменен.
Нужно говорить о повышении зарплаты инженеров по охране труда в бюджетной сфере. Зачастую она мизерная, никто за такие деньги работать не будет. Нужно проводить хотя бы 1 раз в 2 года общероссийские совещания инженеров, специалистов по охране труда, приглашать ответственных людей из министерств и ведомств. В этом видит А.Вовк функцию ассоциации специалистов по охране труда.

Виталий Владимирович Трумель, секретарь ФНПР в своем выступлении затронул вопрос о системе управления охраной труда, который считает главным во всей работе. Сегодня она строится на тех же элементах, которые существовали в Советском Союзе, когда собственность была общественной.
Практика работы показала, что действующие структуры управления и контрольных органов явно отстают от тех задач, которые стоят перед нашей экономикой. Сегодня есть управления не только в охране труда, но и в экологии, промышленной безопасности, управлении по качеству, и каждый элемент действует самостоятельно, без координации с другими ветвями управления. Хотя шаг вперед сделан - ГОСТ 12.0.006-2002.
Сегодня в систему управления закладывается принцип социального начала: "не только управлять, но и как управлять". Однако прежде чем начинать управлять, нужно иметь хороший объект управления. А у нас кое-где на 90 % разрушены основные фонды, и нам нечем и некем управлять. За базу можно принять концепцию, которую разработал НИИ охраны труда ФНПР и по "кирпичику" методично строить эту систему. Мы входим в ВТО. Здесь действует принцип "как и какой ценой изготовлен продукт продаваемый на рынке". Поэтому возникает вопрос: "Какова стоимость нашей рабочей силы, какова степень ее эксплуатация?". Логика действий государства такова: разработали закон о демонополизации - закон об ограничении контролирующих органов (нам удалость отстоять права Рострудинспеции). Принят закон о техническом регулировании. Это еще один либеральный документ, который дает возможность государству решать проблемы, минуя так называемые проблемы "контролирующих органов". Сегодня вопросы охраны труда регламентируют три тысячи нормативных актов и более четыреста ГОСТов ССБТ.
С вводом в действие этого закона эти стандарты станут "любительскими", необязательными. Хотя в законе записана норма о техническом регламенте, но сегодня никто не знает, что это такое. И как перенести нашу законодательную базу в технический регламент, чтобы вся наша законодательная и нормативная база имела силу закона. Семь лет, которые нам даны пролетят очень быстро. В нашей либеральной системе декларируется государственная система охраны труда, но ее, по сути, нет. Т.к. есть закон прямого действия - Конституция, которая определила управление только в одном случае - управление государственным имуществом. И наша задача, задача государства, профсоюзов, специалистов по охране труда - поставить грань, сделать устойчивой систему охраны труда.
Органы управления и экономические начала - вот два фактора устойчивости системы. С принятием бюджета фонда социального страхования на 2003 год можно сказать, что федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве" (№ 125-ФЗ) не работает. Делался акцент на то, что заработает 21 статья закона о скидках и надбавках. Что же получилось с принятием бюджета ФСС на 2003 год? Средства, которые должны были идти на основу из основ - профилактику - идут на путевки, причем не в профсоюзные санатории и дома отдыха, а в принадлежащие Фонду социального страхования.
Сегодня в законодательстве нет ограничений права по выплатам возмещения вреда, сегодня бюджет Фонда вводит такие ограничения до двадцати семи тысяч. Сегодня пострадавший не имеет права на индексацию сумм. Потому что она заморожена. Хотя в законе эта норма есть. Мы создали постоянно действующую рабочую группу по совершенствованию законодательства по охране труда. Как она работает? Мы вносили предложения на парламентских слушаниях, но воз и поныне там. Несмотря на то, что со стороны профсоюзов, Правительства были внесены предложения и у нас есть свое, так называемое "лобби". Но есть депутатское большинство. Оно проголосовало так, как было выгодно Фонду социального страхования.
Сегодня мы прекрасно понимаем, что экономические рычаги должны стать основой из основ. Приняв Трудовой Кодекс, мы сохранили в нем старые социалистические скелеты. Например, компенсации за вредные и опасные условия труда. Они зиждутся на старых централизованных списках профессий. У профсоюзов есть взаимопонимание с Минтрудом, и он внес предложения о дополнениях и изменениях в 92, 142 статьи. За основу необходимо взять гигиеническую оценку. И дать работодателю возможность самостоятельно принимать решение, какие ему нужны списки. Списки не для льготника, а для работодателя.
У нас построена база, есть Трудовой Кодекс, есть трудовой договор, есть коллективные договоры и соглашения, т.е. базис для движения вперед. Но нужно решить еще много вопросов чисто организационного характера. Выработать экономический механизм предоставления льгот. Сегодня льготы являются элементом дополнительной заработной платы. Поэтому нам всем, в том числе специалистам по охране труда, АСОТ необходимо участвовать в разработке такого механизма.
Вопрос о компенсациях - это та священная корова, к которой никого не подпускают. Еще в 1998 году Минтруд подготовил прекрасные рекомендации в этом направлении. Как на макро, так и на микроэкономическом уровне. Что нужно делать, чтобы экономические вопросы в области охраны труда разрешались на практике. К сожалению, на этом развитие остановилось, те конкретные предложения, которые вносят профсоюзы и Минтруд не воспринимаются. И здесь может занять свое место ассоциация, объединяющая специалистов по охране труда всех уровней управления, разных организаций. И профсоюзов, и государственной службы, и специалистов предприятий, разнопрофильных специалистов. И, по всей видимости, нужно включать в закон роль и место общественных специалистов, как это делается на Западе. Там роль инженерных обществ чрезвычайно велика и считается одним из самых авторитетных независимых организаций. У Правительства одни задачи, у профсоюзов они несколько иные, в области охраны труда эти задачи совпадают. И решаются на трехсторонней комиссии. Поговорили, приняли решения, но они порою, к сожалению, не выполняются. Наша задача повысить роль Ассоциации. В последнее время АСОТ начала активно проявлять себя, уделяя большое внимание вопросам обучения, информационного обеспечения, выпуску литературы и т.д. Но сегодня Ассоциация на законодательном поле работает недостаточно эффективно. По всей видимости, это наша задача - используя Ассоциацию проводить многие правильные, независимые решения.
Источником правовых норм в области охраны труда является Трудовой Кодекс, начал свое выступление перед участниками конференции Владимир Константинович Свиридов, зам руководителя Департамента условий и охраны труда Минтруда России. В ТК и в законе об основах охраны труда записана норма: все работники предприятий, включая руководителей, должны проходить обучение по охране труда. Должны обучаться все! В этом главную роль и Ассоциации, и специалистов по охране труда. Обучение и пропаганда вопросов охраны труда необходимы в любом виде: консультации, семинары, совещания. Потому что, когда человек квалифицирован, когда человек обладает знаниями, с ним легче разговаривать, с ним легче договариваться. И решив главную задачу обучения мы в значительной степени решим задачу снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Новый Трудовой Кодекс требует выпуска огромного количества подзаконных нормативных актов. Такова структура всего российского законодательства. В основном подзаконные акты требуются в области установления льгот и компенсаций. Есть жесткий график Правительства, в рамках которого и реализуются эти мероприятия.
Документы, которые требует Трудовой Кодекс нужно разбить на 3 вида.
Первые выпущены недавно, и их нужно выпустить еще раз: список по ограничению труда женщин и подростков до 18 лет. Эти списки были утверждены недавно в соответствие с Законом об основах охраны труда в 2000 году и большой переработки и изменений они не требуют. Они пролонгированы в рамках Трудового Кодекса.
Вторые требуют переработки. Это документы, связанные с предоставлением дополнительного отпуска, сокращенного рабочего дня, доплатами за работу во вредных условиях труда. Они выпущены в 70 годы и требуют переработки. Эти документы сейчас готовятся. Приоритет будет отдаваться не спискам, а состоянию условий труда на рабочем месте. Потому что у нас есть случаи, когда профессии не попали в Списки, а работают во вредных условиях труда и льгот не получают, и наоборот. Т.е. от истинного состояния условий труда на рабочем месте будет зависеть получение тех или иных льгот.
О спецодежде. Эти нормы больших изменений не требуют. Но работа должна вестись постоянно. Постоянно происходят какие-то изменения, вносятся корректировки.
3-й вид документов: смывающие и обезвреживающие жидкости. Раньше их не было. Будут разработаны отдельные нормы на такие жидкости параллельно с нормами на спецодежду.
Сейчас готовятся документы не только те, что указаны в Трудовом Кодексе. В ТК говорится о существовании нормативных требований охраны труда. В рамках этой статьи, в рамках 399 Постановления Правительства, разработано (на апрель 2003 г. прим. редакции) свыше 25 Межотраслевых правил по охране труда. Они разработаны и утверждены. В развитие этих правил выпущено около 160 типовых инструкций по охране труда по профессиям и видам работ. Эта работа постоянно идет. К сожалению, не хватает специалистов, институтов, которые могут разработать эти правила, ограничения возникают из-за недостаточного финансирования.
После того, как была разрушена отраслевая система по охране труда особенно обострилась проблема по обеспечению нормативными документами. Раньше эту работу выполняли министерства. Люди всегда имели нормально оформленный документ. Сейчас нужный документ приходится искать в магазинах. Крайне важно иметь документ, который строго соответствует утвержденному и действующему нормативному правовому акту. К сожалению нередки случаи, когда книжные магазины продают отмененные, устаревшие документы. Выпустили партию и стараются ее реализовать.
Очень важно пользоваться современным документом. В качестве примера В.К. Свиридов привел случай из своей практики, когда зам главного инженера, отвечающий за документацию по охране труда получил изменения в ГОСТе по погрузо-разгрузочным работам. Размножил материалы, положил их в стол и ушел в отпуск. Спустя несколько дней произошел несчастный случай со смертельным исходом с работником, который был обучен по старому ГОСТу. Вся технология по безопасным приемам погрузки-разгрузки уже изменилась, а он все еще работал по-старому. Прокурор довел дело до суда, и виновник - зам. главного инженера был осужден на 2 года условно. Начальник цеха был оправдан, поскольку не был проинформирован об этих изменениях. Для того, чтобы подобных фактов не было, мы пытаемся развивать Российскую информационную систему РИСОТ.
Раньше у нас вопросами охраны труда занимались все: работодатель-профсоюз-государство. Это было модно, престижно. Теперь все по-другому. Кто-то активно занимается этими вопросами по зову сердца или по должности своей, кто-то пассивно наблюдает, а кто-то противодействует, потому что это нарушает систему получения прибыли, не хочет он тратиться на эти вопросы. Более того, даже на высоком уровне иногда существует мнение, что вопросы охраны труда - это чисто вопросы предприятия. Что государство не должно вмешиваться. Это глубоко ошибочная позиция. Поэтому все, кто занимается охраной труда, должны объединяться. И отстаивать свою позицию, проводить свою политику. И ассоциация - это один из путей решения этой проблемы.

Инженер по охране труда Евгения Викторовна Ванина поделилась своим опытом организации обучения по охране труда в Мособлдорстрое.
Чтобы учить директоров, по ее словам, приходится немного лукавить. Если объявить, что его приглашают на семинар по охране труда, директор пришлет главного инженера. Поэтому тему семинара записываем "Роль руководителя в создании безопасных условий труда". В прошлом году такой семинар с участием руководителей Главного управления по труду и социальных вопросов Московской области был проведен в Дмитрове. К семинару тщательно готовились.
Реакция на этот семинар появилась уже через неделю. Пошли звонки с просьбами приехать, рассказать мастерам о том, что было на том семинаре с руководителями (на планерках директора стали говорить об этом семинаре и уделять внимание вопросам охраны труда).
С главными инженерами работа идет постоянно в рамках так называемого "постоянно действующего семинара". Начиная с прошлого года, он идет ежеквартально, на базе института проблем охраны труда. Лекторы - ведущие руководители Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области, госинспекторы, руководители профсоюзов.
С инженерами по охране труда проводится анализ травматизма на предприятии. Ни один случай не остается без внимания - раз есть акт формы Н-1, значит случай учетный. Первое - это причины и обстоятельства, чтобы не было повторения. По тяжелым случаям выходит приказ или информация. Если этот случай связан с водителем, готовится информация для водителей и т.д.
Главной движущей силой на дорожном строительстве является мастер на объекте. Нужно правильно поставить ограждения, нужно предупредить и проинструктировать всех, обучить, провести стажировку. Но вопрос начальнику: строго спрашивая с мастера, все ли условия созданы для него на предприятии? В Мособлдорстрое собирают мастеров перед началом строительного сезона, вместе с транспортной инспекцией. Всегда обсуждается блок вопросов, связанных с охраной труда. Готовится памятка, утверждаемая главным инженером. Здесть находится перечень нормативной документации, которую сегодня должен иметь мастер, какие документы у него должны быть, за которые он обязан расписаться. И что он должен делать, чтобы создать безопасные условия труда. В прошлом году были созданы две такие папки: "Роль мастера" и "Роль механика по организации безопасного производства работ". За основу взят опыт работы в Орехово-Зуевском ПДСК и Электростальского ДРСУ. К сожалению, у многих нет денег, чтобы выписывать журналы, и в Управлении делается обзор наиболее интересных публикаций. С выдержками, с указанием страниц, что и где можно прочесть.
Проведен круглый стол для механиков, на который были приглашены представители технической инспекции, ГИБДД. Они предоставили образцы журналов, объяснили, как их нужно заполнять и вести.
Евгения Викторовна поделилась опытом организации обучения по охране труда рабочих с помощью конкурсов "Лучший по профессии по охране труда".
Каждый год в конкурсе принимают участие рабочие разных профессий: механизаторы, трактористы, дорожные рабочие. Лишь мастера и механики участвуют в проведении конкурса через год т.к. к ним предъявляются повышенные требования.
Билеты готовятся заранее, за 2-3 месяца их содержание становится известно будущим участникам, чтобы они успели подготовиться. Акцент делается на развитие логического мышления, на знание тем по охране труда. Почетные призы: за первое место в командном зачете - телевизор, за второе - микроволновая печь, за третье - видеомагнитофон, победителям соревнований в личном зачете вручаются фотоаппараты. Призы для конкурса предоставляет профсоюз коммунальных работников Московской области.

Юрий Сергеевич Соловьев, Главный государственный эксперт по охране труда МО посвятил свое выступление роли АСОТ в системе охраны труда.
Задача Ассоциации - объединение всех сил в развитии системы охраны труда в России. От лица АСОТ можно обратиться к любому руководителю, любого органа государственного управления, вплоть до Президента и Правительства с целью продвигать идеи и решать возникающие проблемы. К мнению Ассоциации прислушаются, но нужно заявить о себе, показать, что она из себя представляет, какие у выдвигает требования, какие у нее права, какие обязанности. Развитие организации должно идти через развитие региональных советов специалистов по охране труда. В Московской области, например, 73 муниципальных образования. В региональном отделении должен быть координационный совет, объединяющий советы более низкого уровня, на заседание которого выносится та или иная проблема. В любом случае, от специалистов-практиков мы должны получить импульс к решению возникшей проблемы, а не ждать, когда поступит команда свыше.
Надо отметить, как бы ни критиковались законы об охране труда, они все-таки работают. В определенной степени произошел перелом: если раньше акцент делался на использование карательных методов (штрафовать, закрывать, оказывать давление), то теперь нужно развивать экономические рычаги. Вопрос о тех же скидках-надбавках. Если закон о бюджете Фонда социального страхования мешает реализации статей Закона "Об обязательном социальном страховании", то необходимо об этом говорить, делать заявления от имени Ассоциации.
На конференции уже шла речь об аккредитации работ и услуг по охране труда. В Московской области вопрос об уведомительной регистрации организаций и специалистов, оказывающих услуги в сфере охраны труда, решен. Принято соответствующее Постановление Правительства Московской области.
Если организация или физическое лицо проходит аккредитацию, о них распространяется информация во все муниципальные образования и, по возможности, на предприятия, что с этой организацией можно иметь дело.
В прошлом году, в апреле в Московской области был проведен впервые в Российской Федерации праздник труда, под эгидой губернатора Громова. Было принято Постановление за подписью Б.В. Громова, что такие праздники труда становятся ежегодными. В рамках праздника проходит конкурс на лучшую организацию по условиям и охране труда.

Юрий Константинович Сявтухин, заместитель главного инженера по охране труда ОАО "Метрострой" рассказал об организации системы охраны труда на Московском Метрострое
В коллективном договоре ОАО "Метрострой" записано: 0,5% прямых затрат идет на охрану труда. Выполнение этого положения строго отслеживается. Если говорить об обучении, то каждый год в учебном центре совхоза "Московский" для руководящих и инженерно-технических работников проводятся семинары.
В одиночку специалист по охране труда не сможет наладить безопасную работу на предприятии. Должна быть создана система. На Московском Метрострое разработано Положение о профилактической работе по охране труда. Эта работа одобрена в Минтруде, ВКП. В связи с тем, что организация поднадзорна Госгортехнадзору, здесь разработано и действует положение "О промышленном надзоре на опасном производственном объекте" для реализации федеральный закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Четко расписаны обязанности по охране труда для каждого: от рабочего до генерального директора.
Каждый должен нести свою долю ответственности, но главное - не доводить до такого момента,когда ответственность может возникнуть. Поэтому положение о профилактической работе должно быть главным, в том числе в документах Минтруда, Правительства и т.д. В этом отношении на Московском Метрострое накоплен большой опыт, который будет интересен и полезен для других организаций.
Ежемесячно на Московском Метрострое проводятся комплексные проверки состояния охраны труда одной из подконтрольных организаций, поэтому 1 раз в 2 года любая организация подвергается такой комплексной проверке. График утверждается генеральным директором ежегодно. В проверках участвуют и федеральный инспектор по охране труда, инспектор Госгортехнадзора. В обычной жизни два этих органа не всегда находят общий язык. Принимает участие в проверках Центр Госсанэпиднадзора, Энергонадзор. Проводятся учебные тревоги с военизированным горноспасательным отрядом. Набирается порядка 12 инспекций - настоящий аудит по охране труда. В результате этой работы последние 3 года на Московском Метрострое нет случаев смертельного травматизма.
В комиссии, которая проводит проверку, участвуют с одной стороны органы надзора и контроля, с другой - ответственные и главные специалисты акционерного общества, и даже представители службы социального развития.
В газете "МЕТРОСТРОЙ" вышел 100-й выпуск раздела "Охрана труда". Здесь комментируются несчастные случаи, проводится их анализ: кто виноват, какое наказание он понес, даются определенные советы. Интересна рубрика "Фактор риска". Каждый работающий должен быть ознакомлен с теми рисками, которые встречаются на производстве: вибрация, шум, освещенность, запыленность. В 99-м выпуске, например, была статья о лазерах (геодезические приборы).
Несчастные случаи все равно происходят, как бы мы ни старались, поэтому необходимо ставить вопрос о страховании. На Московском Метрострое произошел несчастный случай: работник сломал ногу, получил страховку 50 тысяч рублей, потому что был застрахован в страховой компании "Метротон". Все работники Метростроя охвачены таким страхованием от несчастных случаев на производстве. Это дополнительное страхование. И сегодня уже никто не говорит, что нет денег на покупку костыля и т.д. Денег вполне достаточно, чтобы обеспечить лечение работников.

Алексей Григорьевич Липунов, начальник отдела охраны труда Комитета общественных связей г.Москвы в своем выступлении затронул проблемы обучения отдельных категорий застрахованных на средства Фонда социального страхования
Согласно федеральному закону "Об основах охраны труда в РФ" служба охраны труда создается при численности 100 работающих на предприятии. Но речь идет о предприятиях производственной сферы. Что делать с тысячами организаций, которые не относятся к материальной сфере, а это, в основном, бюджетные организации. Столкнулись с этой проблемой при обучении отдельных категорий застрахованных. В школах, небольших поликлиниках на заключение договора об обслуживании по вопросам охраны труда из бюджета денег не выделяется. Для этих организаций необходимо оставить право на совместительство по охране труда, конечно, для инженерно-технических работников.
В прошлом году было много споров с региональным отделением ФСС по г. Москве по вопросу о количестве уполномоченных, доверенных лиц по охране труда. В проекте нового документа о комитете и комиссиях по охране труда количество человек, входящих в комитеты и комиссии, зависит от численности работающих на предприятии.
Сейчас опубликован проект по уполномоченным и доверенным лицам. Здесь нужно установить представительство от организаций и подразделений по уполномоченным лицам и членам комитетов и комиссий. У нас есть примеры, когда поликлиника направляет на обучение 40-50 человек - при численности работающих 70.
На опыте Москвы можно сделать вывод: если органы исполнительной власти субъектов РФ не занимаются охраной труда, то растет уровень травматизма, и ослабевает интерес работодателей к вопросам охраны труда.
В Москве в 2001 году были самые высокие показатели производственного травматизма (как тяжелого, так и смертельного). В этот период был ликвидирован городской Комитет труда и занятости населения, а новая структура еще не сформирована. Процесс формирования тянулся больше года, за это время стремительно возрос уровень травматизма. Ситуация сразу изменилась, как только активизировалась работа по подготовке, рассмотрению и утверждению городской программы улучшения условий и охраны труда. Состоялось 2 заседания Правительства Москвы. Принятые решения и программа заставили исполнительные органы повысить активность. В положениях о префектурах и управах было внесено требование соблюдать нормы охраны труда. Заработали территориальные и отраслевые органы исполнительной власти. И в 2002 году снижение производственного (смертельного и тяжелого) травматизма составило 25%.
Органы исполнительной власти всегда могут найти возможность повлиять на работодателя, чтобы он занимался вопросами охраны труда.
Виктор Васильевич Хлопков, начальник отдела охраны труда остановился на проблеме кадров службы охраны труда на примере Российской академии наук. За годы перестройки РАН практически не потеряла работников службы охраны труда. Во всех ее организациях есть либо отдел, либо служба, либо специалист с инженерно-технической подготовкой, на которого возлагают обязанности специалиста по охране труда, и которому доплачивают за совместительство.
К сожалению, за последние годы в РАН профессиональная подготовка кадров заметно снижается.
Первая причина - возраст: 90 % работников службы охраны труда - люди пенсионного возраста, которым далеко за 60 лет.
Вторая - мотивация труда. Инженер по охране труда занимает 6-11 разряд по единой тарифной сетке. Со всеми надбавками он получает максимум 1500-2000 рублей, а задачи этот специалист должен решать, требуют высокой квалификации и большого напряжения сил.
Специалист по охране труда должен профессионально оказывать помощь работодателю и всем руководителям. Но в условиях бюджетной сферы это невозможно. Прежде всего из-за зарплаты.
И как бы того не хотелось, но специалисты по охране труда остаются людьми "второго сорта". Все профессии имеют либо профессиональные праздники, либо государственные звания "Почетный по профессии". У нас же этого нет, хотя еще на первых Всесоюзных совещаниях в СССР вопрос об учреждении такого праздника и звания ставился неоднократно.
И до тех пор, пока вопрос со статусом работника службы охраны труда на государственном уровне не будет решен, на местах с ним считаться не будут.
Чем должна обеспечиваться безопасность труда? Функционированием 3-х составляющих:
1. Государственного управления;
2. Осуществлением государственного надзора и контроля;
3. Самой организацией работы по обеспечению безопасных условий труда на предприятии. И первым требованием здесь стоит обязательность организации службы охраны труда, которая возглавляет всю работу по охране труда непосредственно в организации.
С этого нужно начинать.

В выступлении Владимира Ивановича Орлова была высказана мысль о необходимости в выработке грамотных документов, отвечающие требованиям сегодняшнего дня, единый и четко сбалансированный документ основополагающих требований по организации службы охраны труда. Существует проблема тарифных разрядов, которые взяты из прошлого, переписаны на новый лад и тем самым поставили крест на всей службе охраны труда. И не только в бюджетных организациях, потому что остальные тоже ориентируются на тарифные разряды - здесь находится корень зла.

Александр Петрович Соловьев, советник Департамента соцразвития аппарата Правительства РФ подчеркнул, что не следует называть специалиста по охране труда "инженером по охране труда". В законе эта профессия звучит именно как "специалист по охране труда". И в большей степени на специалиста по охране труда возлагается сфера социальных проблем, сфера социально-трудовых отношений. В законе нет вообще инженерного направления деятельности. И даже охрана труда не направлена в эту сферу. Его сфера - сфера социально-трудовых отношений. Об инженерной части этого понятия говорится в разделе "Безопасность техники и технологий", "Экспертиза проектов". Яркое выступление Е.В. Ваниной как раз было посвящено не инженерной, а организационной работе: убеждение работодателя, руководителей всех уровней в тех или иных нюансах, связанных с жизнью и здоровьем работника.
Специальность "специалист по охране труда" необходимо отнести к специальности "социолог", "психолог", "управляющий" - то есть человек помогающий руководителю в управлении.
А мы все время говорим о старорежимном понимании этой профессии, когда слабая техническая база и большое количество несчастных случаев сводили всю работу к безопасности техники и технологии. Это прямые обязанности главного инженера, главного механика, главного энергетика, главного технолога, мастера участка, но не инженера по охране труда, как его называют.
Все вузы, кафедры заполнены, готовят специалистов по безопасности жизнедеятельности, безопасности техники и технологии. Но никто не готовит специалиста для реализации закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Все статьи которого связаны с социальными вопросами, с социальным пониманием этой проблемы. Даже здесь на конференции не звучит эта тема, даже здесь нет понимания федерального закона об охране труда. Вся дискуссия сводится к инженеру, к безопасности труда, техники, технологии.

Елена Юрьевна Медведева в своем выступлении заметила, что не только на Липецком металлургическом комбинате и Липецкэнерго, но и на других предприятиях области службы охраны труда названы "Служба производственного контроля и охраны труда". Отсюда и вопрос напрашивается: "А какие у нас приоритеты?". В Энергонадзоре 50 % времени специалист занимается охраной труда, заземлением, занулением, СИЗ. Центр обучения Госгортехнадзора проводит семинары по теме "Производственный контроль и охрана труда" и так везде. Поэтому приоритета специалиста по охране труда не получается ни в городе ни на селе. Приходит с проверкой Госинспекция труда рекомендует перечень журналов, которые должны быть на предприятии. Следом проверяет Госгортехнадзор и требует заменить их другими. Нужен перечень документации, которая должна быть по охране труда.
Минтруду нужно закрепить приоритет специалиста по охране труда. Определить, где пролегает разграничение между Энергонадзором, Госгортехнадзором и т.д. Тогда будет и специалист по охране труда.