Выпуск от: июль-агуст 2008   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 57-58
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
СУМЕРСКИЙ М.К., РУКОВОДИТЕЛЬ ОМСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО

Сумерский М.К., руководитель Омского регионального отделения АСОТ

Омское региональное отделение АСОТ работает около 5 лет. Все это время наши усилия были направлены на организацию работы, связанной с обеспечением безопасности деятельности человека в производственной среде.
С этой целью отделение пыталось, в меру своих возможностей, анализировать реальные условия и практику деятельности специалистов по охране труда, вносило свои предложения объединениям работодателей по повышению эффективности работы специалистов, улучшению их социально-экономического положения, в том числе совершенствованию оплаты и условий труда.
Постоянно изучался опыт эффективной деятельности специалистов, который обобщался непосредственно в организациях. Издавался печатный материал с изложением передовых методов работы.
Большое внимание в работе отделения уделяется информированию, организации консультаций и оказанию практической помощи специалистам в вопросах трудового права и охраны труда.
Отделение организует подготовку, издание и распространение информационных справочных материалов, средств наглядной агитации. При этом используются возможности издательства «Безопасность труда и жизни» Межрегиональной ассоциации специалистов по охране труда.
Нами был создан центр обучения и повышения профессиональной подготовки в области охраны труда. И ежегодно более двух тысяч слушателей проходят обучение в этом центре.
Работает специализированная организация по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Мы считаем, что есть частицы и наших усилий в том, что в Омской области в течение последних 4 лет наметилась тенденция к снижению производственного травматизма.
Только в 2007 году количество несчастных случаев с групповым, тяжелым и смертельным исходом сократилось на 10%, а число погибших на производстве - на 37,9%.
Опыт работы Омского и других региональных отделений показывает необходимость создания таких общественных объединений во всех регионах России, как активной составляющей институтов гражданского общества.
Сегодня ст. 217 Трудового кодекса четко определила параметры создания служб охраны труда и введение должности специалиста по ОТ. Но все равно есть проблемы.
В Омской области, например, да и, вероятно, в других регионах только в половине организаций с численностью более 50 человек имеются освобожденные специалисты по охране труда, в 30% таких организаций - совместители. А 20% работодателей вообще не имеют специалистов по охране труда.
Основной причиной невыполнения требований этой статьи работодатели называют отсутствие средств на содержание специалистов по охране труда. Имеют место случаи, когда работодатели, чтобы избежать нарушения закона, вводят должность специалиста по охране труда с заведомо низкой заработной платой и держат эту должность вакантной, мотивируя тем, что не могут найти специалиста.
Необходимо увеличить число организаций, оказывающих работодателям с численностью персонала менее 50 человек услуги в сфере охраны труда.
Однако перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации до сих пор не установлены.
В России имеется практически один метод стимулирования работодателей, а именно установление скидок и надбавок к страховым тарифам. К сожалению, механизм этого установления пока несовершенен.
В Омской области, например, из почти 40 000 страхователей скидки в 2007 году получили 14, а набавки – 100.
Ст. 210 Трудового кодекса требует проведения эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда.
Ст. 221 позволяет работодателю устанавливать нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников.
Однако Министерство по налогам и сборам своим письмом от 12.04.2004 указывает, что стоимость спецодежды, не предусмотренной типовыми нормами, подлежит налогообложению.
Таким образом гасится инициатива работодателей по созданию более безопасных условий труда.
Хотелось бы обратить внимание на исполнение такого важного требования Трудового кодекса, как финансирование мероприятий по охране труда, т.е. материальной основы успешной деятельности специалистов по охране труда.
В ст. 212 ТК содержится 22 обязанности по этим проблемам.
Однако вопрос об их экономической достижимости нигде не ставился. Поэтому в каждом конкретном случае целесообразно не только анализировать причины неблагоприятных условий труда, но и давать оценку величине.
Для проведения сопоставительного анализа нашим отделением совместно с госинпекцией были выбраны 30 омских предприятий разных отраслей, отнесенных к разряду крупных.
Мы посчитали фактические затраты на охрану труда и необходимые расчетные затраты по ст. 212. Нужно отметить, что у всех организаций, кроме отрасли «Энергетика», эти затраты численно совпали. О чем это свидетельствует? Да о том, что никто из работодателей заранее не планирует финансирование мероприятий по охране труда, а отчитывается по факту.
Органам самоуправления нужно передать полномочия, в соответствии с которыми они могли бы в полной мере применять свои права, предусмотренные соответствующими статьями Трудового кодекса, внедрять систему управления охраной труда на своей территории.
Одним из важных элементов охраны труда является специфика ее информационного обеспечения.
Нужно заметить, что имеющаяся в органах исполнительной власти федерального и регионального уровня, отделениях Фонда социального страхования, управлениях статистики и Роспотребнадзора информация по охране труда не только разрознена, но и ее численные показатели существенно отличаются друг от друга, к ряду ее источников доступ затруднен.
Кроме того, чтобы добиться выполнения системного подхода к управлению охраной труда на всех уровнях организации, надо обеспечить всех работников документацией – простой, понятной и доступной каждому. А главное, эта документация должна соответствовать мере ответственности и компетентности конкретного работника – от генерального директора до рабочего.
В качестве основного направления информатизации предлагается создание Интернет-портала по вопросам охраны труда, который будет доступен широкому кругу пользователей.
На наш взгляд, решение этих и других проблем будет способствовать созданию в организациях культуры охраны труда и безопасности производства.