Выпуск от: июль-агуст 2008   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 57-58
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
БЕРЕЗИН И.В., ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ИНСПЕКТОР ОХРАНЫ ТРУДА И

Березин И.В., генеральный инспектор охраны труда и промсанитарии НП «Зингер-СКИФ»

«Проблемы улучшения охраны труда на предприятиях малого бизнеса»
В странах Евросоюза девять десятых предприятий относятся к числу малых и средних, на них занято 63% из 160 млн. трудоспособного населения. Россия сегодня не является исключением. Развал советской промышленности привел к образованию на месте крупных предприятий огромного числа мелких с численностью 100 и менее работников.
Эти предприятия характеризуются, как правило, неудовлетворительным экономическим и финансовым положением. Подавляющая часть из них не в состоянии приобрести недвижимость, они арендуют минимальные по площади помещения, приспосабливая их под собственные хозяйственные нужды. Они не могут позволить себе приобрести дорогое высокотехнологичное безопасное оборудование и обеспечить организацию рабочих мест на современном уровне.
Из-за низкой зарплаты на малых предприятиях используется труд неквалифицированных работников, здесь высочайшая текучесть кадров. Как следствие, профессиональные риски высоки, а уровень производственного травматизма превышает среднеотраслевые в разы. Характерно, что показатели состояния травматизма и условий труда на этих предприятиях не охватываются Росстатом, они практически полностью латентны.
Высокая арендная плата лишает возможности обеспечить работающих в минимальной степени санитарно-бытовыми помещениями. О каких кабинетах по охране труда здесь может идти речь? Кроме того, низкий уровень правовых знаний и дисциплины труда руководителей, отсутствие профсоюзов, других представительных органов не способствует созданию нормальных условий и охраны труда, ограничивает возможности работающих на правозащиту.
Не случайно похожая ситуация в развитых странах привела к тому, что в последние годы основное внимание уделяется охране труда именно на малых предприятиях. Схемы деятельности в этом направлении используются многообразные. Это выделение государственных субсидий на проведение мероприятий по улучшению производственной среды и профилактики травматизма. Это и объединение малых предприятий в группы взаимной помощи с возможностью получать экономические стимулы в сфере охраны труда в виде скидок к страховым тарифам. Это и кредиты из средств страховщиков на улучшение условий труда на основе совместных программ, выполнение которых тщательно проверяется. В случае успешного выполнения всех запланированных мероприятий кредиты превращаются в безвозвратные.
Расширение форм такой деятельности связано с внесением изменений в законодательство ряда стран, которые в основу работы страховых институтов ставят не сбор страховых взносов и распределение собранных средств между пострадавшими застрахованными, а направляют усилия и средства на улучшение условий труда, предотвращение несчастных случаев, профзаболеваний. Это, безусловно, эффективнее в социальном и дешевле в экономическом аспекте, чем выплачивать компенсации и пенсии пострадавшим.
Понятно, что для решения проблем улучшения охраны труда на малых предприятиях требуется объединение усилий всех заинтересованных сторон: Минздравсоцразвития, органов социального страхования, предпринимателей, профсоюзов, общественных организаций и в первую очередь АСОТ, самих трудящихся.
Одной из самых слабых, но наиболее заинтересованных сторон здесь выступают работники. Ослабление роли профсоюзов в России и нежелание работодателей иметь рядом с собой эффективный контроль со стороны трудового коллектива «консервируют» неблагоприятную ситуацию, тормозят усилия других сторон к ее улучшению.
В интересах расширения демократии в обществе, улучшения охраны труда государство могло бы усилить представительную роль трудящихся по примеру Евросоюза, где система организации работы по охране труда обеспечивает постоянное равное представительство сторон – работодателей и работников не только в организациях, занимающихся охраной труда, но и в руководящих органах учреждений социального страхования. Без обеспечения такого представительства эффективной работы быть не может. Только на этой основе может существовать принцип формирования корпоративной социальной ответственности "государство – предприниматели – работники".
Рассматривая возможности для изменения ситуации можно сказать, что в рамках действующего законодательства мы не можем осваивать новые формы организации работы по охране труда на малых предприятиях. И в этих целях АСОТ, обобщая практику своих членов, могла бы активнее вносить предложения в государственные органы по принятию поправок в законодательство, направленных на упрощение применения отдельных регламентов и норм для малых предприятий.
В качестве примера, хочу сослаться на известный «Примерный перечень документации по охране труда в организации», который насчитывает 90 распорядительных, учетных, отчетных и других документов и предусматривает ведение 13-ти журналов по охране труда, пожарной и электробезопасности. Более полный перечень, включающий специальные требования Ростехнадзора, насчитывает 223 документа и 48 журналов по различным направлениям. А ведь на малом предприятии часто всего один руководитель, и отвечает он за все.
Для начала конкретные предложения по изменению и упрощению порядка работы по охране труда, ведению делопроизводства по вопросам охраны труда возможно отработать в стандарте АСОТ «Организация работы по охране труда на малых предприятиях», с тем чтобы в дальнейшем закрепить это законодательно.
Также, в качестве предложения, считаю возможным укрепить органы соцстраха специалистами для расширения практической работы отделений ФСС на предприятиях, направленной на внедрение новых схем взаимодействия со страхователями.
Важным стимулирующим элементом работы по улучшению условий и охраны труда является участие в соревнованиях, конкурсах. К сожалению малые предприятия выпадают из этой работы. Если посмотреть списки участников и победителей Всероссийского конкурса, то в них лишь сырьевики: нефтяники, газовики, металлургические компании, крупные бюджетные предприятия. А ведь малых предприятий в сотни раз больше. Необходимо расширить участие в конкурсах малых предприятий, организовать большее число отдельных номинаций для них на всех уровнях: федеральном, на уровне субъектов и особенно на муниципальном уровне.
В качестве рекомендации предлагаю опробовать внедрение политики договорных обязательств, когда при достижении определенных показателей по снижению травматизма, улучшению условий труда предприятия получают финансовые выгоды, путевки для работников в санатории, дома отдыха. При этом органы социального страхования и руководители производства на уровне отраслей или объединений малых предприятий в форме промышленных зон несут совместные обязательства по улучшению охраны здоровья, безопасности труда, производственной среды.
Необходимо повысить действенность работы Федеральной инспекции труда за счет значительного увеличения размера административных штрафов, налагаемых за нарушения норм охраны труда на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Недавний пример работы ГИБДД подтверждает действенность такой меры. Сегодня невозможно объяснить, в чем более существенен интерес государства, если за нарушение порядка регистрации при привлечении на работу иностранца, работодатель рискует заплатить штраф 800 тысяч рублей, а за нарушение охраны труда, угрожающее жизни работника, 30 тысяч рублей.
Вместе с этим надо изменять и порядок использования взимаемых штрафов. Эти суммы, или их большую часть, необходимо направлять на решение конкретных вопросов охраны труда на тех предприятиях, которые подверглись штрафным санкциям. Таким способом государство волевым порядком будет принуждать работодателя обеспечивать плановую работу по охране труда. Финансовый механизм этих предложений несложно отработать.
Ныне существующий низкий уровень финансирования мероприятий по охране труда на всех уровнях управления настоятельно требует пересмотреть установленные законодательно нормативы выделения финансовых средств. Кроме того, действующий экономический механизм, стимулирующий работодателей улучшать условия и охрану труда, недостаточно эффективен, его реализация существенно тормозится отделениями ФСС на местах. Об этом свидетельствует число предприятий, сумевших воспользоваться возмещением из бюджета ФСС на предупредительные меры, их единицы.
Не менее важно освободить малые предприятия от затрат огромных сумм на различные виды лицензирования, сертификации, выдачи разрешений, заключений. Для них эти государственные акты должны выполняться бесплатно. Очень важно исключить посредников в виде специализированных организаций, консультантов, они должны привлекаться в исключительных случаях, а при необходимости их привлечения услуги должно оплачивать государство.
Непосредственно на предприятиях следует ввести учет работников, для которых профессиональные риски являются естественными. Работники, занимающиеся сохранением и укреплением своего здоровья, должны поощряться администрацией, например, им можно предоставлять час в неделю для занятий спортом и т.п. с сохранением заработка. Особое внимание надо уделять ограничению или даже запрещению курения в рабочее время. В нормативных документах, инструкциях по охране труда вредное влияние курения на здоровье должно отражаться наравне с такими требованиями, как использование средств защиты.
Для повышения внимания руководителей малых предприятий к решению вопросов производственной гигиены, внедрению лечебно-профилактических мер для обеспечения здоровья работающих, таких как средства для умывания, шкафчики для чистых и грязных СИЗ, наличие столовой (диетического питания), создание зон, где запрещается курение – необходимо закрепить в техническом регламенте.
Кроме того, на небольшом круге малых предприятий, можно опробовать порядок сбора страховых взносов не от ФОТ, а в соответствии с проведенными затратами на охрану труда.
Вот тот небольшой по объему, но важный круг предложений для возможного поиска направлений к изменению неудовлетворительного состояния охраны труда на огромном числе предприятий малого бизнеса. Отдельные предложения покажутся неприемлемыми, но это пока. Ведь все новое пугает вначале, кажется неприемлемым.
В основе любых общественных процессов лежат экономические мотивы. Поэтому решение многих проблем в области социально-трудовых отношений связано с изменением экономического механизма, его эффективностью. Если экономика неэффективна, занимается самоедством, рассчитывать на улучшение социального климата в стране невозможно. Здесь следует еще раз вернуться к вопросу об аренде, это «ахиллесова пята» нашего малого бизнеса.
В России сформировался целый слой «эффективных собственников», которые сами ничего не производят, но прекрасно существуют на доходы от сдачи в аренду приватизированной бывшей госсобственности. Государство обязано принять меры в этом направлении для изменения ситуации. Если собственник сдает помещения в аренду три и более лет, необходимо собственность национализировать и передать в аренду по низким государственным расценкам. Сегодня аренда удваивает стоимость производимой продукции и услуг, делает их неконкурентоспособными. Кроме того, она лишает малый бизнес возможности развития, а с точки зрения охраны труда не позволяет создавать нормальные социально-бытовые условия и достойные рабочие места более чем половине занятых в производстве.