Выпуск от: июль-агуст 2008   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 57-58
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ЛИПУНОВ А.Г., ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТНИК ГОРОДА МОСК

Липунов А.Г., государственный советник города Москвы второго класса

Статьей 72 Конституции четко определено, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В то же время Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не включает в себя полномочия органов государственной власти субъектов в сфере социально-трудовых отношений (ст. 26.3 п.п. 1, 2), кроме участия в урегулировании коллективных трудовых споров.
Получается, что Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ не соответствует Конституции Российской Федерации и Трудовому кодексу Российской Федерации (ст. 216, 216¹) в части деятельности субъектов РФ по управлению охраной труда и осуществлению государственной экспертизы труда.
Мы уже имели негативные явления в ряде субъектов Российской Федерации, когда были ликвидированы органы по труду, включая подразделения по охране труда. И это соответствует Закону от 06.10.1999 №184-ФЗ (ст. 26), в соответствии с которой финансирование органов по труду и мероприятия по охране труда за счет средств своего бюджета является нарушением закона.
Кроме того, с упразднением закона 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» из законодательства выведены полномочия в области охраны труда органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Непонятна позиция в этом вопросе Минздравсоцразвития России. В последние годы в 184-й закон внесено большое количество дополнений по предметам совместного ведения, даже тех, которых нет в Конституции Российской Федерации. А трудовые отношения до сих пор не внесены.
Сегодня мы видим, что некоторые направления деятельности, ранее осуществляемые в субъектах Российской Федерации, ушли на федеральный уровень. Это аккредитация испытательных лабораторий, органов по сертификации и контроль за их деятельностью, организация и проведение обучения отдельных категорий застрахованных. И этот процесс продолжается.
И постепенно на федеральный уровень переходит координация деятельности организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда работодателям.
Например, в Москве под вопросом проведение добровольной уведомительной регистрации организаций и специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда, так как неизвестно, какие правила установит Минздравсоцразвития России в соответствии со ст. 217 Трудового кодекса. Работа по этому направлению у нас сдерживается после выхода Федерального закона № 90-ФЗ, внесшего изменения в 2006 году в Трудовой кодекс Российской Федерации. Хотя у нас есть соответствующее постановление Правительства Москвы и приказ по Комитету общественных связей города Москвы.
Можно было бы продолжить этот перечень. Есть много вопросов у субъектов для совместного обсуждения.
В таких условиях усложняется работа по созданию соответствующих территориальных инфраструктур структур обеспечения охраны труда, направленных на содействие работодателям в этой сфере, взаимодействие с организациями, оказывающими услуги в этой области охраны труда.
Такое складывается впечатление, что Минздравсоцразвития России не заинтересовано в развитии деятельности органов исполнительной власти в субъектах федерации в области охраны труда.
Если это так, то давайте исключать субъекты Российской Федерации из соответствующих статей Трудового кодекса и других федеральных законов.
Если это не так, Минздравсоцразвития России предлагается:
1. Подготовить предложения по внесению дополнения в п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ в части включения в него полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений.
2. Федеральным правовым актом конкретизировать и детализировать функции Минздравсоцразвития России и органов исполнительной власти Российской Федерации в области управления охраной труда и осуществления государственной экспертизы условий труда.
3. Подготовить предложения о внесении дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления полномочий в области охраны труда органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Ускорить разработку и принятие нормативных актов в развитие Трудового кодекса Российской Федерации и нормативных актов, ранее принятых Минздравсоцразвития.
Кроме того, считаем целесообразным повысить экономическую ответственность работодателя за допущение на производстве несчастных случаев, особенно с тяжелым и смертельным исходом.