Выпуск от: июль-агуст 2008   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 57-58
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ЛЕОНОВИЧ И.А., ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР НЕКОММЕРЧЕС

Леонович И.А., исполнительный директор некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация»Национальное общество аудиторов трудовой сферы»
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО РЫНКА УСЛУГ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
В новых экономических условиях, когда работодателю дано право самостоятельно принимать решение о создании службы охраны труда или привлечения специализированных организаций (специалистов) для проведения работ (оказания услуг) в сфере обеспечения достойных условий труда работников, охраны их здоровья и безопасности на работе, еще большую актуальность приобретает вопрос профессиональной компетенции привлекаемых организаций (специалистов).
В настоящее время в Российской Федерации сформировался рынок услуг в сфере охраны труда, предоставляемых предприятиям и организациям.
Организации (специалисты), оказывающие услуги по охране труда, являются профессиональными, компетентными поставщиками услуг, что подтверждает наличие лицензий, аттестатов аккредитации и других разрешительных документов на основные виды их деятельности. Специалисты, работающие в указанных организациях, имеют высокую квалификацию, постоянно повышают ее в специализированных организациях, имеют сертификаты специалистов в своих областях.
Практика показывает, что в настоящее время наиболее востребованными являются следующие услуги:
– обучение и независимая аттестация персонала. Обучение проводится организациями, имеющими лицензию на образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального обучения по охране труда и смежным вопросам. Многие из этих образовательных организаций имеют государственную аккредитацию;
– информационное и методическое обслуживание, заключающееся в мониторинге законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и передача результатов мониторинга работодателю, обеспечение его инструкциями, справочной, учебной и учебно-методической литературой;
– проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в целом и отдельных ее этапов;
– проведение независимой экспертизы или независимого внешнего аудита работ по охране труда, в том числе предсертификационного;
– проведение сертификации организации работ по охране труда;
– разработка систем управления охраной труда, другой документации (проектов локальных нормативных актов работодателя).
В последнее время стали востребованными следующие услуги по:
– проведение аудита и/или сертификации систем управления охраной труда;
– аутсорсинг работ по охране труда (так называемое абонементное обслуживание по выполнению функций службы (специалиста) по охране труда».
По результатам анализа рынка услуг по охране труда выявлено, что на нем работает 66,7% некоммерческих и 33,3% коммерческих организаций.
Следует отметить, что в настоящее время наиболее высоким спросом на рынке пользуются следующие услуги:
– проведение обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций (до 55% деятельности организаций);
– проведение обучения по безопасности труда работников рабочих профессий и инженерно-технических работников;
– аттестация рабочих мест по условиям труда, которая составляет от 5 до 80 % деятельности организаций;
– измерения опасных и вредных производственных факторов, составляющие от 5 до 30%;
– разработка инструкций по охране труда, подготовка мероприятий по обеспечению охраны труда в соответствии с требованиями инструкций;
- тиражирование и распространение нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, знаков безопасности (до 20% деятельности организаций).
Для проведения работы в определенной области организации имеют разрешающие документы, в том числе:
1. Лицензии на образовательную деятельность.
2. Аттестаты аккредитации испытательных лаборатории в ССОТ, СААЛ, ГОСТ Р, САРК, Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания.
3. Аттестаты аккредитации органа по сертификации в ССОТ.
4. Лицензии Минэнерго.
5. Лицензии Росстроя.
6. Свидетельства о регистрации электролаборатории.
Однако зачастую приходится слышать:
– о приобретении удостоверений без прохождения обучения,
– о том, что организация-исполнитель не докучает Заказчику своим присутствием с приборами и не отвлекает работников от их прямых обязанностей, а просто приносит готовый комплект документов по аттестации рабочих мест,
– о том, что оказанные услуги по подготовке локальных нормативных актов по охране труда не соответствуют ожиданиям Заказчика, потому, что не учтена специфика деятельности организации.
Не упорядочило процедуру закупки качественных услуг введение в действие Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Нами проанализированы результаты конкурсных торгов, проведенных в 2007 году в различных регионах Российской Федерации.
Как правило, Заказчиком игнорируется ресурсная база Исполнителя и при выборе победителя конкурса учитывается лишь стоимость услуг.
Наиболее наглядно это можно продемонстрировать на примере АРМ. Некоторые цифры можно посмотреть на слайде.
Из представленных данных видна тенденция, когда исходная стоимость аттестации 1 РМ составляет от 432,7 рублей. Несмотря на это Исполнитель вынужден снижать стоимость услуг. Подобное снижение составило в 2007 г. от 1 до 67%.
Безусловно, это ставит под сомнение качество оказываемых услуг, с учетом затрат самого Исполнителя на заработную плату сотрудников, их периодическое обучение, поверку и метрологическую аттестацию средств измерения, расходные материалы, аренду помещения и др.
Принимая во внимание тенденцию сегодняшнего дня на устранение избыточного контроля за предприятиями со стороны надзорных органов, повышению качества услуг в сфере охраны труда должны способствовать:
– формирование профессионального сообщества в статусе саморегулируемых организаций, устанавливающих стандарты и правила деятельности организаций – членов СРО, оказывающих услуги в сфере охраны труда и осуществляющих контроль соблюдения требований указанных стандартов и правил;
– разработка Кодекса профессиональной этики и системы профессиональных требований (принципов), содержащих ключевые нормы профессионального поведения, и рекомендации по их применению в практике;
– формирование профессиональных требований к организациям и специалистам профессионального сообщества, осуществляющих деятельность в сфере охраны труда, их подготовки и аттестации.
– развитие национальной системы сертификации специалистов в области охраны и условий труда, отражающей требования профессионального сообщества;
– формирование института профессиональной экспертизы, осуществляющего экспертизу результатов конкурсов на проведение работ в сфере охраны труда, а также результатов деятельности организаций, в том числе качества оказываемых услуг;
– осуществление публичного контроля соблюдения норм профессиональной деятельности, включая профессиональный «суд» для рассмотрения случаев нарушения принципов профессионального поведения;
– организация публичных обсуждений важных вопросов и проблем, связанных с развитием рынка;
– Обеспечение профессиональным сообществом дополнительной имущественной ответственности перед потребителями произведенных услуг посредством создания системы коллективного страхования; формирования компенсационных фондов.
В настоящее время НП СРО «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» осуществляет деятельность по указанным направлениям.
Приглашаем к сотрудничеству.

Продолжение в следующем номере