Выпуск от: сентябрь-октябрь 2008   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 9-10(59-
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОХОРОВА В.А.

Прохоров В.А., Заведующий отделом охраны труда и окружающей среды ЦК профсоюза металлургов

24 октября 2007 г. на Генсовете ФНПР при рассмотрении вопроса «О действиях профсоюзов в связи с неудовлетворительными условиями труда» были отмечены негативные тенденции в состоянии условий труда и здоровья работников, обусловленные отсутствием целенаправленной политики федеральных органов исполнительной власти и внимания к этой проблеме со стороны работодателей и их объединений.
Из года в год растет число случаев с подозрениями на профессиональные заболевания, не уделяется должное внимание профессионально-обусловленным заболеваниям, развитию которых способствуют вредные производственные факторы. Среди трудоспособного населения растет смертность.
На состояние здоровья работников оказывают негативное влияние неудовлетворительные условия труда. В горно-металлургической отрасли почти каждый второй работник работает во вредных и (или) опасных условиях труда, получает установленные компенсации.
Практически отсутствуют экономические стимулы и регуляторы повышения эффективности работы в сфере охраны труда. Слабо используются в рассматриваемой области механизмы социального партнерства, в том числе такие, как комитеты (комиссии) по охране труда.
Недостаточно используются профсоюзными организациями и их активом по охране труда законодательные полномочия по сохранению и укреплению здоровья работников.
Сложившаяся ситуация создает предпосылки дальнейшего ухудшения состояния здоровья трудоспособного населения и его негативного воздействия на социально-экономические процессы.
Что можно сказать о ситуации в ГМПР в контексте вышеобозначенных проблем:
- в профсоюзе продолжается работа по укреплению и повышению эффективности деятельности основных звеньев системы общественного контроля в сфере охраны труда;
* специалистов технической инспекции труда ГМПР – 50 человек в 30 регионах дислокации предприятий горно-металлургического комплекса;
*свыше 16 тыс. уполномоченных (по охране труда ГМПР, из них более 1,5 тыс. старших уполномоченных;
*тысячи и тысячи представителей профорганов в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда.
Теперь о наших проблемах:
- в отрасли остается высоким уровень производственного травматизма. Показатели хотя и снижаются, но недостаточными темпами;
- требует отдельного, тщательного анализа факт неуклонного роста количества смертей работников на рабочем месте вследствие общего заболевания. Только в 2007 году 71 случай смерти на рабочем месте от общего заболевания не был связан с производством и оформлен актом произвольной формы. В большинстве случаев смерть наступила в результате болезней кровообращения.
- на предприятиях продолжается сокрытие легких несчастных случаев на производстве, в основном путем перевода их в категорию бытовых, в том числе по пути на работу и с работы;
- в отрасли сохранялся высокий уровень профессиональной заболеваемости, чему способствовали неудовлетворительные условия труда на 58 % рабочих мест;
- количество вновь выявленных профессиональных заболеваний составило: в 2004 году – 747 случаев; в 2005 году – 755 случаев; в 2006 году – 859 случаев. Как видим наблюдается фактический рост;
- нозология профессиональных заболеваний: силикоз, флюороз; неврит слухового нерва; пылевой бронхит; пневмокониоз; виброболезнь;
- акцент работы профсоюзных органов должен быть сосредоточен на квалифицированном участии в аттестации рабочих мест по условиям труда, что диктуется, в том числе, грядущей кардинальной перестройкой системы предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Суть этих изменений в установлении Правительством РФ минимальных размеров компенсаций, предоставляемых за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. В итоге, возникает настоятельная необходимость по тщательной подготовке института профсоюзных специалистов, имеющих необходимые знания и навыки для участия в работе комиссий организаций, проводящих аттестацию рабочих мест по условиям труда;
- большое значение в работе профсоюзных организаций придавалось обеспечению работников современными сертифицированными средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Так, совместно с АМРОС, ассоциацией разработчиков, производителей и продавцов средств индивидуальной защиты, службами охраны труда предприятий, специалистами Минздравсоцразвития России была организована работа по приведению Типовых норм в соответствие с современными требованиями. Данная работа постоянно находилась в поле зрения Комиссии ЦК ГМПР по охране труда и законодательству. Итогом этой работы стала разработка и принятие Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам горной и металлургической промышленности. Новые Типовые нормы были утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ № 873 от 25.12.2006 и активно используются при формировании заявок на СИЗ на 2008 год.
Основные задачи, которые мы вместе с нашим значительным активом по охране труда будем решать в ближайшее время и требовать их от работодателей:
- обеспечение, создание и поддержание условий труда, не наносящих ущерб здоровью работников;
- заключение коллективных договоров и соглашений, направленных на реализацию мер по снижению рисков, производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- построение систем организации работ, обеспечивающих участие работников и профсоюзов в принятии решений по вопросам охраны труда и здоровья работников;
- активное использование возможностей тарифных, региональных соглашений и коллективных договоров для:
- - обучения персонала и повышения его компетентности в вопросах безопасности труда;
- - активизации работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда для предотвращения несчастных случаев на производстве с использованием оценки рисков на рабочих местах и др.
Ну, и последнее: надо уходить от еще существующей ведомственной разобщенности, работать на единый результат, координируя свою работу в рамках какого-то единого всероссийского центра, например органа Минздравсоцразвития России.