Выпуск от: сентябрь-октябрь 2008   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 9-10(59-
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ВЫСТУПЛЕНИЕ СИНИЦКОГО В.И.

Синицкий В.И., Председатель Комитета по труду Архангельской области

Проблемы охраны труда носят глобальный характер. Несмотря на устойчивое снижение уровня производственного травматизма, происходящее в целом в Российской Федерации, по отдельно взятым регионам, в том числе в Архангельской области, особого внимания заслуживает проблема роста неудовлетворительных условий труда на рабочих местах.
Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, которые, по официальной статистике, не улучшаются, а с каждым годом все ухудшаются. Сегодня каждый пятый в России, по данным Росстата, работает в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. С 1997 года удельный вес работников, занятых во вредных условиях труда, постоянно увеличивается соответственно росту промышленного производства. В Архангельской области этот показатель составляет по 2006 году 39,1%. А по данным анализа, проводимого третий год комитетом по труду на основании лабораторных исследований, выполненных в ходе аттестации рабочих мест, во вредных условиях на предприятиях Архангельской области занято до 62% работников. Следствием неблагоприятных условий труда является рост профессиональной заболеваемости.
Этим негативным тенденциям способствует в немалой степени старение основных производственных фондов, обновление которых, особенно на предприятиях малого бизнеса, отстает от требований сегодняшнего дня в свете вступления нашей страны в ВТО, так как это не только плохие условия труда работников, но и плохое качество выпускаемой продукции, низкая производительность труда.
Такое положение, в определенной мере, оказывает негативное воздействие и на демографическую ситуацию в стране, что далее не может быть терпимым.
Сейчас много говорится об активных методах управления охраной труда, причем объектом управления должны стать специфические риски. Но, к сожалению, дальше разговоров дело не идет. Международный стандарт OHSAS 18001:1999 и ГОСТ Р 12.0.006.2002 ССБТ «Общие требования к системе управления охраной труда в организации» дают только общий подход к управлению рисками, но единой методики оценки профессиональных рисков в Российской Федерации до сих пор нет.
Вторая проблема, которая, на наш взгляд, требует разрешения и является типичной для всех регионов нашей страны. Как показывает анализ материалов расследования несчастных случаев на производстве, одной из основных причин травматизма является низкое качество обучения руководителей и специалистов организаций, а зачастую имеются факты и непрохождения пострадавшими вообще какого либо-вида обучения и инструктажей. В этой связи вызывает тревогу продолжающаяся четвертый год подряд практика затягивания объявления всероссийского конкурса по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда социального страхования РФ. По существу, на освоение средств, планируемых на год, отводится время не более трех месяцев. Кроме нервотрепки и потери качества обучения такая практика ни к чему хорошему не приводит. Было бы целесообразным увеличить регионам сумму выделяемых средств на обучение отдельных категорий застрахованных в травмоопасных отраслях и в малом бизнесе. Распределение средств по субъектам РФ предлагаем проводить в зависимости от уровня производственного травматизма в субъекте.
Необходимо срочно принять постановление Правительства РФ «О минимальной продолжительности рабочей недели, минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, минимального повышения оплаты труда и условий их предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест», проект которого был разослан в субъекты РФ еще прошлой осенью. Очень нужный документ, который бы разрешил многие противоречия, вскрываемые в ходе проведения аттестации рабочих мест, и позволил бы на деле применить ст. 219 Трудового кодекса РФ в части установления справедливых компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.
Необходимо ускорить разработку и утверждение на федеральном уровне Программы «Безопасный труд» и Концепции Программы действий по улучшению условий и охраны труда до 2025 года. Принятие Программы улучшения условий и охраны труда на федеральном уровне дало бы толчок для разработки и утверждения аналогичных программ на уровне субъектов РФ. В нашей области именно это факт послужил тормозом в принятии аналогичной программы.
В преддверии Всемирного дня охраны труда хочется пожелать участникам I съезда специалистов по охране труда России плодотворной работы в благородном деле улучшения условий труда, здоровья и сил для дальнейшей деятельности!

На Съезде также выступили Сорокин Ю.В., президент Ассоциации СИЗ, Файнбург Г.З., директор Института безопасности труда Пермского государственного технического университета, Дубовец Д.С., начальник отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда Администрации Ханты-Мансийского автономного округа - Югра и др. (выступления будут опубликованы).