Выпуск от: Ноябрь-декабрь 2008 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 11-12
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСП. КОМИ

выводы и предложения министерства экономического развития республики коми и государственной инспекции труда в республике коми по улучшению условий и охраны труда в республике
Извлечения из доклада
«О состоянии условий и охраны труда в Республике Коми
в 2007 году»

СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ТРАВМАТИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Проводимый анализ производственного травматизма свидетельствует, что благодаря комплексу предпринимаемых мер, включая результаты деятельности Министерства экономического развития Республики Коми, надзорно-контрольной деятельности Государственной инспекции труда в Республике Коми, в 2007 году удалось сохранить существующую тенденцию снижения количества пострадавших на производстве. В частности, в 2007 году в организациях Республики Коми произошло снижение как общего количества пострадавших на производстве, так и количества происшедших групповых несчастных случаев и тяжелых несчастных случаев.
Начиная с 2003 года снижение абсолютного числа пострадавших на производстве составляло от 17 до 23 % в год. Коэффициент частоты общего травматизма (Кч) в расчете на 1000 работающих за эти годы снизился с 10,3 до 4,4, или на 57,3% (рис. 2.1.). Но, тем не менее, уровень производственного травматизма в республике остается в 1,8 раза выше средних значений по Российской Федерации и в 1,3 раза выше средних значений по Северо-Западному федеральному округу.

Рис. 2.1. Динамика общего производственного травматизма в Республике Коми (по данным Комистата)

Значение коэффициента частоты общего травматизма за 2007 год по Российской Федерации отсутствует
По данным Комистата в 2007 году общее количество пострадавших от несчастных случаев в организациях Республики Коми составило 955 человек. В сравнении с 2006 годом произошло снижение количества пострадавших на 205 человек, или на 17,7 %. В расчете на 1000 работающих уровень общего травматизма снизился с 5,2 в 2006 году до 4,4 в 2007 году, или на 15,4 %. Вместе с тем, на 10,6 % увеличилось число женщин, получивших травмы на производстве. Если в 2006 году травмировалось 180 женщин, то в 2007 году - 199 женщин (табл. 2.1). Из них получили смертельные травмы 3 женщины (в 2006 году – 7 женщин). При исполнении трудовых обязанностей, также как и в 2006 году, погиб один работник в возрасте до 18 лет.

Таблица 2.1.
Основные показатели производственного
травматизма по Республике Коми в 2002-2007 гг.
Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Общее число пострадавших при несчастных случаях, чел.
в том числе женщин

2282
359

1759
256

1399
212

1160
180

955
199
Коэффициент частоты несчастных случаев на 1000 работающих
в том числе женщин

8,9
3,5

7,6
2,7

6,1
2,3

5,2
2,0

4,4
2,3
Число пострадавших при несчастных случаях со смертельным исходом, чел. * 46
56 44
58 33
49 25
34 46
51
Коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом * 0,180
0,215 0,191
0,251 0,144
0,209 0,113
0,154 0,212
0,234
Число чел.-дней нетрудоспособности в расчете на 1 пострадавшего 28,9 33,1 34,0 37,4 43,5

* В числителе приведены данные Комистата, в знаменателе – данные Государственной инспекции труда в Республике Коми.
На 4,2 % уменьшилось число дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (если в 2006 году потеря трудоспособности составила 43388 чел.-дней, то в 2007 году – 41563 чел.-дней).
Число пострадавших на производстве в 2007 году по видам экономической деятельности распределилось следующим образом (рис 2.2. табл. 2.2).
При этом в расчете на 1000 работающих показатель общего травматизма, за исключением организаций, занимающихся производством прочих неметаллических минеральных изделий, производством готовых металлических изделий, воздушными перевозками, удалением сточных вод, отходов, в сравнении с 2006 годом уменьшился во всех видах экономической деятельности. Так, в лесном хозяйстве он снизился на 32,3 %, при добыче полезных ископаемых – на 36,7 %, при проведении геолого-разведочных работ – на 27,5 %.
Таблица 2.2.
Показатели производственного травматизма по видам экономической деятельности за 2007 год
Наименование
видов экономической
деятельности Общее число пострадавших от несчастных случаев, чел. Коэффициент частоты на 1000 работающих Число пострадавших со смертельным исходом,
чел.* Коэффициент частоты со смертельным исходом на 1000 работающих* Коэффициент тяжести травматизма, чел-дней на 1 пострадавшего
1 2 3 4 5 6
Всего по Республике Коми 955 4,4 46/51 0,212/0,234 43,5
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, в том числе:
сельское хозяйство и услуги
лесное хозяйство и услуги
124
55
69
7,1
7,8
6/5
6/4
1
5/3
0,341/0,227
0,142
0,474/0,284
33,1
26,9
38,0
Добыча полезных ископаемых, в том числе:
добыча каменного угля;
добыча сырой нефти и природного газа
250
199
48
6,9
13,1
2,4
21
15
5
0,582
0,989
0,255
48,6
48,6
48,4
Обрабатывающие производства, в том числе:
текстильное производство;
обработка древесины и производство изделий из дерева;
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
производство нефтепродуктов
производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
производство готовых металлических изделий
производство машин и оборудования
178
5

104

12
1

14

10
6
6,3
4,6

10,9

2,2
0,5

9,8

8,9
4,8
3
1/0

2

-
-

-/1

-
-
0,106
0,564/0,00

0,209

-
-

-/0,699

-
-
44,1
67,7

40,7

36,5
76,0

48,8

59,2
57,7
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, в том числе:
производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды;
очистка и распределение воды
54

43
11
2,4

2,3
2,8
1

1
-
0,045

0,054
-
36,8

33,8
48,6
Строительство 114 5,5 6 0,287 48,1
Оптовая и розничная торговля 11 1,1 0/1 0,176 77,5
Транспорт и связь, в т.ч.:
деятельность сухопутного транспорта;
деятельность водного транспорта;
деятельность воздушного транспорта;
вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;
связь 86
35
3
12

20
16 2,0
1,3
5,9
4,6

3,6
2,1 5
1
1
2

1
- 0,117
0,038
1,961
0,772

0,18
- 48,6
54,4
11,7
40,5

66,3
26,8
Операции с недвижимым имуществом и предоставление услуг, в том числе:
операции с недвижимым имуществом;
управление эксплуатацией жилого фонда
геолого-разведочные, геофизические работы в области изучения недр
68
29
29

32
5,4
4,4
4,4

7,9
3/4
-
-

3/4
0,237/0,316
-
-

0,744/0,992
38,8
37,8
37,8

35,9
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 61 2.2 1 0,036 33,4
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, в т.ч.:
удаление сточных вод, отходов.
6
5
3,0
5,2
-
-
-
-
23,8
14,8
Прочие виды деятельности - - -/5 - -

* В числителе приведены данные Комистата, в знаменателе жирным шрифтом приведены данные Государственной инспекции труда в Республике Коми.
По данным Государственной инспекции труда в Республике Коми в течение 2007 года из 995 пострадавших на производстве получили тяжелые травмы 87 человек, погиб 51 человек (рис. 2.3.), что на 17 человек больше (на 50 %), чем в 2006 году (По данным Комистата погибло 46 человек, что на 21 человек больше, чем в 2006 году). Коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом в сравнении с этим же годом увеличился с 0,154 до 0,234, или на 51,9 % (по данным Комистата коэффициент частоты увеличился с 0,113 до 0,212, или на 87,6 %). Этот показатель на протяжении нескольких лет также превышал средний показатель по Российской Федерации (в 2006 году в 1,3 раза).
Рост количества погибших на производстве в 2007 году наряду с другими причинами обусловлен произошедшими групповыми несчастными случаями на транспорте (водном, воздушном и наземном), а также крупной аварией техногенного характера на шахте «Комсомольская».
Все погибшие на производстве в 2007 году по видам экономической деятельности распределились следующим образом: 21 человек (41,2 % от общего числа погибших) на добыче полезных ископаемых, 6 человек (11,8 %) в организациях строительства, 5 человек (9,8 %) в организациях транспорта и связи, по 4 человека (по 7,8 %) в организациях, занимающихся сельским хозяйством и геолого-разведочными работами.
Рис. 2.3. Количество погибших в организациях Республики Коми по годам (по данным Государственной инспекции труда в Республике Коми)

Среди видов экономической деятельности в 2007 году самый высокий показатель смертельного травматизма на 1000 работающих оказался в организациях водного транспорта.
При незначительной численности работающих в этих организациях (510 человек) гибель 2 человек привела к росту коэффициента смертельного травматизма с нулевого показателя в 2006 году до 1,961 в 2007 году. Превышение среднего значения коэффициента частоты по республике в 8,4 раза.
Традиционно высокими остаются показатели смертельного травматизма в организациях, занимающихся добычей каменного угля. В 2007 году количество погибших достигло 15 человек (в 2006 году - 3 чел.). Коэффициент смертельного травматизма (число погибших на 1000 работающих) увеличился в 4,4 раза (с 0,183 до 0,989) и превысил среднереспубликанский уровень в 4,2 раза.
Коэффициент частоты общего травматизма (число пострадавших на 1000 работающих) в 2007 году на шахтах хотя несколько и снизился в связи со снижением количества пострадавших (с 337 чел. в 2006 году до 199 чел. в 2007 году), но по-прежнему превышает среднереспубликанский уровень почти в 3 раза.
Особенно неблагополучными в этом отношении продолжают оставаться шахты г. Воркуты, тем более что на колебания роста и снижения смертельного травматизма, как на добыче угля, так и в республике в целом основное влияние продолжают оказывать повторяющиеся с двухлетней цикличностью на протяжении нескольких лет аварии на шахтах г. Воркуты.
Значительно выросли показатели смертельного травматизма на воздушном транспорте. В результате аварии вертолета, произошедшей 21 марта 2007 года и унесшей в общей сложности жизни 6 человек, в том числе и работников организаций других субъектов Российской Федерации, коэффициент частоты смертельного травматизма с нулевого показателя в 2006 году вырос до 0,772 в 2007 году и превысил среднереспубликанский в 3,3 раза.
Более чем в 1,3 раза вырос коэффициент смертельного травматизма в организациях обрабатывающих производств (с 0,079 до 0,106), в организациях, занимающихся строительной деятельностью (с 0,205 до 0,287).
Количество погибших в организациях, занимающихся строительной деятельностью, увеличилось с 4 человек в 2006 году до 6 человек в 2007 году, поэтому относительный показатель смертельного травматизма на 1000 работающих в сравнении с 2006 годом увеличился на 40 %. При этом коэффициент частоты общего травматизма снизился на 3,5 % (с 5,7 в 2006 году до 5,5 в 2007 году) в связи с ростом общей численности работающих.
Высокий уровень смертельного травматизма сохранился в организациях, занимающихся геолого-разведочными, геофизическими работами в области изучения недр (0,992), а также добычей сырой нефти и газа (0,255) - небольшой рост в сравнении с 2006 годом.
Несколько ухудшились относительные показатели смертельного травматизма в организациях, занимающихся обработкой древесины, и в организациях здравоохранения из-за увеличения количества погибших на 2 и 1 человека соответственно.
Практически на уровне 2006 года остались показатели смертельного травматизма в организациях, сферой деятельности которых является лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области. Коэффициент смертельного травматизма даже несколько снизился (с 0,306 до 0,284), но по-прежнему незначительно превышает среднереспубликанский уровень.
Положительных результатов по снижению производственного травматизма удалось достигнуть в производстве нефтепродуктов и целлюлозы, древесной массы, картона и изделий из них.
В производстве целлюлозы, древесной массы, картона и изделий из них несчастных случаев с гибелью людей не было в течение последних 6-ти лет.
Состояние производственного травматизма в организациях с малой численностью работающих (ЧП, ИТД и др.) продолжает вызывать обоснованную тревогу. Как правило, в этих организациях ежегодно погибало от 5 до 10 человек. В истекшем году погибло 3 человека (5,9 % от всех погибших в республике).
Следует отметить, что официальная статистика учет погибших в организациях с малой численностью работающих ведет выборочно. Например, малые организации, занимающиеся оптовой торговлей, попадают в учет, а занимающиеся розничной торговлей - нет.
В 2007 году количество погибших на рабочих местах от рук преступников снизилось в 2 раза – до одного человека. Была убита на рабочем месте заведующая отделом по предоставлению жилищных субсидий МОГО «Инта».
Удельный вес этой категории погибших от общего числа погибших колеблется по годам от 4,9 % до 7,2 %. В 2007 году составил 2,0 %.
По тяжести несчастных случаев лидерство оказалось за организациями, занимающимися оптовой торговлей. На каждого из 11 пострадавших в 2007 году приходилось по 77,5 чел.-дней нетрудоспособности. Произошло увеличение показателя тяжести несчастных случаев в сравнении с 2006 годом в организациях, занимающихся добычей полезных ископаемых – на 14,9 % (48,6 чел.-дней), в организациях, ведущих свою деятельность в обрабатывающих производствах, на 47,5 % (44,1 чел.-дней) и др.
В целом по республике тяжесть несчастных случаев увеличилась с 37,4 до 43,5 чел.-дней нетрудоспособности на одного пострадавшего (рост на 16,3 %).
При этом количество пострадавших, получивших устойчивую потерю трудоспособности, в сравнении с 2006 годом снизилось на 222 человека, или на одну треть.
По данным Медико-социальной экспертизы в Республике Коми в 2007 году количество пострадавших, ставших инвалидами труда, в сравнении с 2006 годом также снизилось на одну треть – с 311 до 200 человек.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подводя итоги деятельности всех участников управления охраной труда, можно отметить активизацию работ в этой области. Так, за период с 2003 по 2007 год в 940 организациях (в 2007 году - в 258 организациях) были вновь созданы или восстановлены службы охраны труда, в 1145 организациях (в 2007 году – в 157 организациях) созданы комитеты (комиссии) по охране труда, в 960 организациях (в 2007 году – в 960 организациях) избраны уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов и других уполномоченных работниками, органов.
Результатом этого является то, что в последние годы в республике сохраняется положительная тенденция в снижении общего производственного травматизма. При этом нужно учитывать, что проведенный анализ состояния производственного травматизма свидетельствует о нестабильной динамике изменения количества несчастных случаев со смертельным исходом по годам. Этот факт указывает на отсутствие в организациях Республики Коми постоянной профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, что подтверждают происходящие через определенные периоды времени из-за накопившихся многочисленных упущений в работе по охране труда несчастные случаи с тяжелыми последствиями.
В 2007 году произошло увеличение производственного травматизма со смертельным исходом, не улучшается состояние условий труда работающих, продолжают преобладать организационные причины несчастных случаев, что в совокупности непосредственно влияет на уровень производственного травматизма, и Республика Коми по-прежнему имеет относительные показатели травматизма, превосходящие средние показатели по Российской Федерации.
Это обусловлено, с одной стороны, объективными причинами, так как республика имеет специфический набор производств с вредными условиями труда и высоким уровнем травмоопасности, а с другой стороны – несовершен-ством законодательства и нерешенностью ряда организационных вопросов.
Существующий высокий уровень производственного травматизма в республике, многочисленные нарушения законодательства о труде и об охране труда, как и в предыдущие годы, объясняются следующими обстоятельствами:
1. Неудовлетворительными условиями труда в основных отраслях экономики, подтвержденными статистическими наблюдениями по форме 1-Т (условия труда).
2. Отсутствием надлежащего контроля за соблюдением действующего законодательства об охране труда со стороны исполнительной власти и органов местного самоуправления, в том числе отсутствие в ряде муниципальных образований специалистов по охране труда, которые должны осуществлять координацию работы по охране труда организаций, расположенных на территориях соответствующих образований.
3. Отсутствием эффективных систем управления охраной труда в большинстве организаций.
4. Низким уровнем подготовки руководителей и других должностных лиц организаций в области охраны труда.
5. Низким уровнем трудовой и производственной дисциплины работников организаций.
6. Старением основных производственных фондов и несвоевременной их заменой, эксплуатацией морально устаревшего и физически изношенного оборудования, нередко за пределами нормативных сроков эксплуатации.
7. Малочисленностью инспекторского состава Государственной инспекции труда в Республике Коми, не позволяющей проводить широкомасштабную профилактическую работу в организациях республики.
8. В рамках действующего законодательства не полностью решены вопросы: финансирования мероприятий охраны труда бюджетных организаций; разграничения полномочий между исполнительными органами государственной власти Республики Коми и органами местного самоуправления; регулирования и организации охраны труда на муниципальном уровне, не регламентирован порядок организации работы по охране труда в организациях непроизводственной сферы.
9. Существующая система управления охраной труда сложна для организаций с численностью работников до 50 работающих, в большинстве которых отсутствуют службы или ответственные лица по вопросам охраны труда.
10. Отсутствие единого информационно-статистического поля по учёту производственного травматизма, условий труда, профессиональной заболеваемости.
В этой связи считаем необходимым принятие следующих решений:
На федеральном уровне:
1. Внести в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения и дополнения в части включения работ по управлению охраной труда в вопросы местного значения, направленные на приведение перечня вопросов местного значения в соответствие с обязанностями, возложенными на органы местного самоуправления Трудовым кодексом Российской Федерации.
2. Решить вопросы в части определения основ государственного управления охраной труда и определения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному управлению охраной труда.
3. Привести в соответствие требованиям Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ):
3.1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
3.2. Положение об особенностях расследования несчастных случаев в отдельных отраслях и организациях, утвержденное Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73.
4. Внести изменения в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569 в части приведения его в соответствие со ст. 2161 Трудового кодекса Российской Федерации.
5. Разработать единую унифицированную статистическую отчетность по условиям труда и производственному травматизму (формы № 1-Т (условия труда) и № 7-травматизм), приемлемые для использования органами статисти-ки, фондом социального страхования и соответствующими органами надзора и контроля с обследованием всех организаций зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации.
6. Внести изменения в ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации в части:
6.1. Определения понятия «улучшение условий и охраны труда». Существующая редакция данной статьи не дает однозначного ответа на вопрос: улучшение по отношению к существующему уровню условий и охраны труда в организации или улучшению по отношению к уровню, установленному нормативными требованиями в области охраны труда;
6.2. Целесообразно законодательно установить дифференцированные размеры финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях в зависимости от класса профессионального риска, также как дифференцированые страховые тарифы.
7. Необходимо ускорить принятие ряда подзаконных актов из-за отсутствия которых ряд статей Трудового кодекса не реализуются, и в частности:
по созданию и определению источников формирования отраслевых, территориальных фондов охраны труда и фондов охраны труда организаций;
по установлению правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
На уровне Республики Коми:
1. Разработать и принять Закон Республики Коми о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми «О некоторых вопросах в области охраны труда в Республике Коми» в части проведения внутриведомственного государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в муниципальных организациях и учреждениях.
2. Обеспечить реализацию мероприятий 2008 года Плана действий Правительства Республики Коми в области охраны труда на 2007-2010 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Коми от 2 августа 2007 года № 291-р.
3. Разработать рекомендации об организации работ по охране труда на малых предприятиях.
4. Обеспечить в пределах требований статьи 226 Трудового кодекса Российской Федерации финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях Республики Коми, в том числе на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
5. Органам исполнительной власти Республики Коми при заключении и реализации отраслевых (тарифных) соглашений особое внимание уделять аттестации рабочих мест по условиям труда и последующей разработке мероприятий по улучшению условий и охраны труда с конкретным определением размеров и порядка финансирования мероприятий по охране труда в организациях отрасли.
6. Предложить Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми улучшить работу по информированию организаций в части их права на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и на финансирование дополнительных (углубленных) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
7. Предложить Федерации профсоюзов Республики Коми и Союзу промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми совместно с работодателями (руководителями организаций) принять дополнительные меры по улучшению условий и охраны труда работающих, снижению производственного травматизма.
8. Предложить работодателям (руководителям организаций) обеспечить безусловное выполнение требований Трудового кодекса Российской Федерации в части:
создания служб охраны труда;
создания систем управления охраной труда в соответствии с требованиями ГОСТа Р 12.0.006-2002 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системам управления охраной труда в организации»;
проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда;
разработке программ (планов) улучшения условий и охраны труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
обучения по охране труда работников организаций.

Министр экономического развития
Республики Коми
И. Стукалов

Руководитель Государственной инспекции труда – Главный государственный инспектор труда
в Республике Коми
В. Чеглеев