Выпуск от: май-июнь 2009 г.   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 5-6(67-
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
МАТЕРИАЛЫ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Доклад на городской конференции «Безопасный труд – право каждого человека»
"РАБОТА органов исполнительной власти в системе управления охраной труда"
Нетеребский О.В., руководитель Департамента труда и занятости населения города Москвы

Уважаемые участники конференции!
Разрешите вас поздравить с открытием конференции, которая проводится в рамках городских мероприятий, приуроченных к Всемирному дню охраны труда на тему «Безопасный труд – право каждого человека».
Треть своей жизни человек посвящает труду. Люди должны работать в безопасных условиях, иметь соответствующие социальные гарантии. На это и должна быть в полной мере направлена политика государства и непосредственно органов государственной власти.
В Москве в 2008 году в организациях основных отраслей экономики (строительство, промышленность, транспорт и связь) с численностью работающих 1,2 млн. человек потери рабочего времени в связи с временной нетрудоспособностью в результате несчастных случаев на производстве составили 75,6 тыс. чел./дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу более 300 человек.
Несмотря на общее снижение уровня производственного травматизма в Москве (в расчете на 1000 работающих число пострадавших на производстве снизилось с 1,5 в 2007 году до 1,4 в 2008 году) уровень тяжелого и смертельного травматизма остается высоким.
В 2008 году зарегистрировано 721 несчастный случай (в 2007 году - 835), в том числе 203 случая со смертельным исходом (2007 году - 222).
Правда, 224 случая из 721 произошли в других регионах Российской Федерации с работниками организаций, зарегистрированных в Москве, но это не меняет общую картину травматизма по городу, доля несчастных случаев, происшедших вне территории города, ежегодно увеличивается.
Следует отметить, что в самой травмоопасной отрасли экономики города – строительстве, показатели травматизма с тяжелым и смертельным исходом снизились (2008 г. – 281 случай, 2007 г. – 333 случая). В том числе, на строительных площадках, расположенных в черте города в 2008 г. произошло 164 случая (в 2007 г. – 187 случаев).
Снижение уровня производственного травматизма наблюдается также на автомобильном и водном транспорте, в организациях науки и научного обслуживания, электротехнической, химической и нефтехимической, полиграфической, деревообрабатывающей и мебельной, оборонной промышленности, электроэнергетики, связи, жилищно-коммунального хозяйства, торговли. Но это в основном отрасли, в которых в 2007 году отмечалось превышение показателей травматизма по сравнению с 2006 годом.
Не улучшается положение дел с обеспечением надлежащих условий труда на рабочих местах. В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, занято 14,2% работающих (2007 г. – 14%), при этом в организациях транспорта – 27,6%, промышленности - 11,3%, строительства – 8,9%, связи – 2,5%.
В 2008 году в Москве зарегистрировано 105 случаев профессиональных заболеваний (2007 г. -179).
Реализация государственной политики в области охраны труда в Москве проводится на основе выполнения городских программных мероприятий. Сейчас реализуется Комплекс программных мероприятий города Москвы по охране труда на 2008-2010 годы. Большинство программных мероприятий направлено на развитие городской инфраструктуры обеспечения охраны труда, предназначенной содействовать работодателям в обеспечении охраны труда на рабочих местах.
В городской инфраструктуре задействованы Московский городской центр условий и охраны труда и входящие в его состав отделы – окружные базовые центры по охране труда, центры развития предпринимательства административных округов, обучающие организации города, органы по сертификации и измерительные лаборатории, организации и физические лица, оказывающие услуги в области охраны труда.
В 2008 году прошли обучение по охране труда более 92 тыс. руководителей и специалистов организаций города, в том числе более 13 тыс. работников отдельных категорий застрахованных, 151 человек из числа руководителей и специалистов префектур, управ районов и членов межведомственных комиссий по охране труда; завершена аттестация 105 тыс. рабочих мест по условиям труда.
Как орган исполнительной власти в области охраны труда Департамент труда и занятости населения города Москвы должен иметь полную информацию об организациях и физических лицах, оказывающих услуги в области обеспечения охраны труда в части качественного предоставления услуг. Для этого в 2005 году постановлением Правительства Москвы утвержден Порядок проведения добровольной уведомительной регистрации организаций и физических лиц, оказывающих соответствующие услуги.
Некоторые направления деятельности, ранее осуществляемые субъектами Российской Федерации, перешли на федеральный уровень. Это:
- аккредитация испытательных лабораторий и органов по сертификации и контроль за их деятельностью;
- организация и проведение обучения отдельных категорий застрахованных;
- координация деятельности организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.
В связи с этим затрудняется роль субъекта федерации как координатора обеспечения охраны труда в регионе.
В рамках реализации городских, территориальных и отраслевых программных мероприятий органами исполнительной власти города осуществляются работы, направленные на дальнейшее совершенствование элементов управления охраной труда.
В последние годы существенно возросла роль Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы, отраслевых и территориальных комиссий по охране труда.
Межведомственная комиссия по охране труда при Правительстве Москвы осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти и их взаимодействие с организациями в сфере государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля, общественного контроля и рассматривает на своих заседаниях наиболее существенные и первоочередные вопросы обеспечения охраны труда.
Комиссией регулярно контролируется ход выполнения городских программных мероприятий, рассматриваются вопросы состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, реализации государственной политики в области охраны труда в административных округах и отраслях экономики города, а также вопросы соблюдения работодателями требований трудового и санитарного законодательства.
Особое внимание уделяется заслушиванию руководителей организаций, допустивших случаи тяжелого и смертельного травматизма и профессиональной заболеваемости.
В связи с этим в 2008 году на заседание комиссии были приглашены руководители таких организаций, как ЗАО "Микояновский мясокомбинат", ОАО «МЕТРО Кэш ЭНД Керри», ООО «Юпитер», АМО «Завод им. Лихачева» и др.
В отраслях экономики, административных округах и районах в 2008 году обеспечено регулярное проведение заседаний комиссий по охране труда. Проведено 314 заседаний, на которых обсуждалось состояние условий и охраны труда в организациях отраслей экономики, административных округов и районов, обстоятельства и причины производственного травматизма и др.
В условиях кадрового ограничения положительной новацией в городской системе управления охраной труда явилось создание и развитие в каждом административном округе отделов Государственного учреждения города Москвы «Московский городской центр условий и охраны труда».
Специалисты окружных базовых центров по охране труда оказывают практическую и методическую помощь префектурам и управам районов, а также организациям города.
Только в прошлом году такую помощь в организации работы по охране труда получили более 4 тыс. предприятий и организаций.
В 2008 году в административных округах и управах районов регулярно проводились семинары-совещания и круглые столы по охране труда, в которых приняли участие около 8 тыс. руководителей и специалистов по охране труда от 6,5 тыс. организаций города.
Представители органов исполнительной власти приняли участие в расследовании 253 несчастных случаев, организовали 1758 совместных проверок соблюдения требований нормативных актов по охране труда.
Проведена экспертиза 1663 коллективных договоров организаций на соответствие разделов охраны труда действующему законодательству.
В целях пропаганды обеспечения безопасных условий труда и обмена опытом работы органами исполнительной власти города в мае 2008 года организована и проведена под патронатом Правительства Москвы на площадях Всероссийского выставочного центра выставка «Охрана труда в Москве-2008», в которой участвовали более 200 организаций города.
В рамках выставки проведены общегородская конференция, круглые столы и обучающие семинары. Всего на выставке заключено около 2000 договоров и контрактов на поставку спецодежды, средств защиты, проведение аттестации рабочих мест и обучения по охране труда.
Органы исполнительной власти включают мероприятия по охране труда в городские целевые программы развития отраслей, программы социально-экономического развития административных округов, окружные программы по охране труда.
Так, реализована Отраслевая программа мероприятий по улучшению состояния условий и охраны труда на предприятиях, находящихся в ведомственном подчинении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы на 2007-2008 годы.
В Северном административном округе реализуется окружная программа по охране труда на 2008-2010 годы. В Южном административном округе - комплекс программных мероприятий по охране труда на 2008-2010 годы.
Реализуются мероприятия по охране труда, предусмотренные Комплексной целевой программой поддержки и развития малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 годы.
Впервые в Москве Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы организовано и проведено социологическое исследование оценки обеспечения работодателями безопасности труда и информированности работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах и в организации в целом.
Социологическое исследование показало:
- 60% опрошенных полагают, что условия их труда можно назвать безопасными как на рабочем месте, так и на предприятии в целом;
- лишь каждый второй опрошенный (54,8%) проходил инструктажи по охране труда, которые законодательно являются одним из обязательных этапов при приеме на работу;
- более половины опрошенных не осведомлены о нормативных требованиях к обеспечению безопасности труда на рабочих местах.
Результаты социологического исследования указывают направления, по которым в ближайшее время необходимо проводить работу органам государственного надзора и контроля, органам управления охраной труда.
В Москве в 2007 году впервые в России проведено сплошное статистическое обследование субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами, по форме регионального статистического наблюдения №1 (охрана труда), утвержденной Правительством Москвы. В эту форму был введен подраздел, отражающий организацию работы по охране труда в субъектах малого предпринимательства.
Сплошное статистическое обследование позволило впервые получить достаточно реальную картину состояния охраны труда в субъектах малого предпринимательства в целом по городу. Именно этим предприятиям (а их в Москве зарегистрировано более 200 тысяч) в большей степени нужна помощь в организации работы по охране труда. Поэтому в 2010 году намечено провести очередное сплошное статистическое обследование субъектов малого предпринимательства.
В целях совершенствования элементов управления охраной труда развивается городская нормативная и методическая база по охране труда. В марте 2008 года Мосгордумой принят в новой редакции Закон города Москвы «Об охране труда в городе Москве».
В рамках реализации Закона Правительством Москвы приняты постановления:
«Об организации работы по проведению государственной экспертизы условий труда в городе Москве;
«О Порядке выдачи разрешений на право проведения обучения и проверки знаний по охране труда»;
«О формировании сведений о существующих условиях труда в организациях города Москвы».
До конца этого года в развитие Закона намечено принять, утвердить и довести до органов исполнительной власти и работодателей ряд нормативных актов и методических рекомендаций.
Теперь о материальных затратах на охрану труда.
Несмотря на то, что по данным Мосгорстата финансирование мероприятий по охране труда в организациях крупного и среднего бизнеса основных отраслей экономики ежегодно увеличивается и составило в 2008 году 5,4 тыс. рублей на одного работающего (в 2007 году – 4,2 тыс. руб.), следует отметить, что сплошь и рядом охрана труда в организациях города всё ещё финансируется по остаточному принципу, и выполнение тех или иных мероприятий по охране труда ставится в зависимость от «наличия средств».
Порой бывает трудно убедить работодателя в выгоде от соблюдения требований охраны труда. Следует с сожалением признать, что вопрос экономической заинтересованности работодателя пока не решен. Эффект от введения скидок и надбавок к тарифу на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сравнительно низок. Тем не менее, он есть.
На федеральном уровне пора принять предложения, уже не первый год вносимые органами исполнительной власти города Москвы. В том числе это касается:
расширения Перечня предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и включение в него затрат на приобретение и модернизацию коллективных средств защиты работников, реконструкцию санитарно-бытовых помещений, приобретение приборов контроля за состоянием условий труда;
объединения страховых взносов малых предприятий, близких по профилю, для реализации предупредительных мер по охране труда. Кстати, существующее законодательство этого не запрещает.
Уважаемые участники конференции!
Органы государственного надзора и контроля, общественного контроля регулярно проводят проверки соблюдения действующего законодательства о труде и санитарного законодательства.
По результатам проверок органами государственного надзора и контроля, в том числе Прокуратурой города Москвы, Следственным управлением Следственного комитета при Прокуратуре РФ, Государственной инспекцией труда в городе Москве, Управлением Роспотребнадзора в 2008 году:
выдано свыше 16 тыс. предписаний об устранении допущенных нарушений;
привлечены к дисциплинарной ответственности 4127 работников организаций;
наложено 3935 административных штрафов;
возбуждено 306 дел об административном правонарушении законодательства о труде и об охране труда.
За допущенные нарушения законодательства об охране труда в районные суды направлены материалы 71 дела, по которым возбуждено 31 уголовное дело, связанное с нарушениями правил охраны труда.
Районными судами рассмотрены уголовные дела в отношении 8 должностных лиц, осуждено 6 человек, приняты решения о прекращении деятельности 4 организаций.
Немаловажная роль в обеспечении охраны труда отводится общественному контролю. Московская федерация профсоюзов, другие городские объединения профсоюзов совместно с первичными профсоюзными организациями также осуществляют контроль за состоянием охраны труда.
Мы считаем, что сегодня органам государственного надзора и контроля, органам исполнительной власти особое внимание необходимо уделять профилактической работе по предупреждению производственного травматизма и поиску новых форм и методов работы с организациями, в первую очередь с теми, у которых имеют место повторные несчастные случаи с тяжелым и смертельным исходом.
Теперь несколько слов о наших основных планах и задачах.
В этом году нам предстоит разработать проект Городской программы по охране труда на 2011-2013 годы, обсудить его в конце года на заседании городской Межведомственной комиссии по охране труда и вынести в 2010 году на рассмотрение Правительства Москвы.
В городскую программу должны войти мероприятия, направленные на реформирование системы управления охраной труда через установленные показатели оценки, контроля и управления профессиональными рисками.
Мы будем признательны, если участники конференции направят в наш адрес конкретные и обоснованные предложения для включения в проект программы.
16 июня этого года на заседании Правительства Москвы запланировано рассмотрение вопроса «О ходе реализации комплекса программных мероприятий по охране труда на 2008-2010 годы и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города». И мы готовимся к этому заседанию.
Осенью будут подведены итоги этапа городского смотра-конкурса на лучшую организацию работы в области охраны труда среди организаций города производственной и непроизводственной сферы, а также среди административных округов и отраслей экономики нашего города.
В Департаменте труда и занятости населения города Москвы начата работа по формированию банка данных существующих условий труда. Для этого необходимо, чтобы все аттестующие организации, осуществляющие свою деятельность на территории города Москвы, направляли в Департамент информацию о своей работе.
Совместная работа всех участников городской системы управления охраной труда - от Правительства Москвы до работодателей и работников, организаций городской инфраструктуры обеспечения охраны труда - должна быть направлена на обеспечение безопасности труда и профилактику производственного травматизма.
Только вместе мы можем создать условия, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работающих москвичей.