Выпуск от: май-июнь 2009 г.   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 5-6(67-
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Герций Ю.В., руководитель Федеральной службы по труду и занятости

По сведениям государственных инспекций труда в 2008 году, количество погибших, в результате несчастных случаев на производстве работников хозяйствующих субъектов Российской Федерации составило - 4102 человека из них: 324 женщины и 8 работников в возрасте до 18 лет
Количество несчастных случаев на производстве с тяжелым исходом в 2008 году - 8500, в 2007 - 8915 чел.
По оперативным сведениям государственных инспекций труда, за 2 месяца 2009 года в хозяйствующих субъектах Российской Федерации в результате несчастных случаев на производстве, погибло 455 работников, в том числе 36 женщин, что в сравнении с аналогичным периодом 2008 года меньше на 107 человек, или почти на 19%.
По данным Росстата, в период 2002-2008 гг. в организациях, охваченных статистическим наблюдением, ежегодно отмечалось увеличение относительной численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, которая возросла за указанный период с 19,2% до 26,2% от общей численности занятых и составила к началу 2009 года в абсолютных величинах 3,56 млн. человек (каждый четвертый занятый работник).
Количество проведенных в 2008 г. проверок по вопросам охраны труда – 128,2 тыс., в ходе которых выявлено около 1,35 млн. нарушений трудовых прав работников в сфере охраны труда, в целях устранения которых работодателям выдано более 134 тыс. предписаний, в том числе удельный вес устранённых работодателями в установленные сроки нарушений по охране труда составил более 98%.
По данным Росстата, к началу 2009 года относительная численность работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, возросла по сравнению с началом 2008 года и составила 41,5% от общей численности работающих в хозяйствующих субъектах, охваченных статистическим наблюдением (в 2008 году – 41.1%), что соответствует абсолютной численности работающих, получающих компенсацию, в количестве 5,65 млн. человек.
В 2008 году в хозяйствующих субъектах Российской Федерации расходы на предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (включая расходы на приобретение средств индивидуальной защиты) в целом увеличились по сравнению с 2007 годом почти на 23% и составили около 94,2 млрд. рублей.
Основные факторы, оказывающие негативное влияние на состояние условий и охраны труда в Российской Федерации:
• неустойчивое экономическое положение многих хозяйствующих субъектов;
• отсутствие у работодателей реальных экономических стимулов для создания здоровых и безопасных условий труда;
• пренебрежение работодателями требованиями законодательства об охране труда;
• отсутствие у работодателей и работников надлежащих знаний законодательства об охране труда вследствие низкого качества их подготовки по охране труда;
• несовершенство нормативно-правовой базы по охране труда;
• ограниченные административные ресурсы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Основные пути обеспечения надлежащего решения вопросов организации работы по охране труда в хозяйствующих субъектах:
• реформирование и модернизация единой государственной системы управления охраной труда как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на всех уровнях государственной власти;
• разработка и реализация комплекса мер, направленных на реальное повышение экономической заинтересованности работодателей в создании здоровых и безопасных условий труда;
• совершенствование и повышение эффективности обучения различных групп работающего населения по вопросам охраны труда;
• реализация комплекса практических мер по обеспечению широкого информирования и консультирования работодателей и работников по актуальным вопросам охраны труда;
• усиление ответственности работодателей за необеспечение здоровых и безопасных условий труда;
• совершенствование системы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Выступление дано в сокращении


Трумель В.В., секретарь ФНПР, главный
технический инспектор труда ФНПР
Уважаемые коллеги, друзья!
Позвольте поздравить вас с проведением конференции, посвященной Всемирному дню охраны труда, который в этом году проходит под лозунгом «Безопасный труд - право каждого человека». Особенностью этого дня является то, что он проводится в год 90-летия со дня образования Международной организации труда.
За период деятельности МОТ в ее государствах-членах сформирована идеология трипартизма, которая стала широко применяться в целях социального диалога в различных сферах трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда. Не менее важно и то, что за этот период МОТ приняла более 40 специальных норм и свыше 40 сводов практических правил, которые стали основой для формирования российского законодательства в этой области.
Примером этому может служить разработка МОТ в области создания новой системы управления охраной труда.
Основу стратегии управления охраной труда МОТ сформировала в Руководстве по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001. Это Руководство было разработано сторонами социального партнерства.
На базе Руководства МОТ по инициативе ФНПР с участием представителей профсоюзов, работодателей, правительственной стороны и научных кругов была разработана российская система управления охраной труда: ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Система управления охраной труда. Общие требования». Этот стандарт стал незаменимым инструментом для работодателей, работников в целях улучшения безопасности труда в организациях.
В настоящее время в развитие упомянутого стандарта специалистами ФНПР с участием заинтересованных сторон разработаны 4 проекта стандартов: Общие требования по разработке системы управления охраной труда в организациях, применению, оценке и совершенствованию; Проверка (аудит) системы управления охраной труда в организациях; Определение опасностей и рисков; Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению.
С утверждением данных стандартов будет создана целостная система управления охраной труда, в которую можно будет гармонично вводить такие элементы, как управление профессиональными рисками.
Необходимо отметить общие тенденции, которые складываются не только в Евросоюзе, но и в России. Это обеспечение непрерывной совместимости систем управления, которые действуют в организации. К ним относятся: управление качеством, экологической безопасностью, охраной труда, промышленной безопасностью и новое направление - управление энергосбережением. Совместимость заключается в том, что по форме все системы управления строятся на одном принципе - "круге Деминга" - планируй, выполняй, проверяй, действуй. Такой подход, безусловно, оправдан. Он позволяет работодателю интегрировать те направления деятельности, которые требуют системности и организации. Так что 230-й стандарт по системе управления охраной труда позволяет интегрироваться с другими системами управления.
Сегодня, когда в мире бушует глобальный финансово-экономический кризис, Всемирный день охраны труда дает еще один повод социальным партнерам обсудить и наметить эффективные меры по защите трудовых прав работников на безопасный труд. По данным мониторинга, проводимого ФНПР, в ряде отраслей промышленности нарастает не только задолженность по заработной плате, но и по компенсационным выплатам работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.
Имеются многочисленные факты, когда увольняют специалистов по охране труда и ликвидируют профильные подразделения. Снижается финансирование мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда.
Все эти факты должны подвигать к пересмотру тактики действий в области охраны труда исполнительных органов власти и профсоюзов.
По нашему глубокому убеждению, сегодня необходимо акцентировать внимание на человеке труда. Для этого необходимо усилить контрольно-надзорные рычаги влияния, широко использовать методы коммуникации, усилить и пересмотреть отдельные требования трудового законодательства в части их ужесточения, ускорить ратификацию конвенций МОТ, определенных в Генеральном соглашении на 2008-2010 годы.
Усиление контроля мы видим в более тесном взаимодействии в регионах государственных инспекторов труда с инспекторами труда профсоюзов, а также с уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда. Особенно хочу обратить внимание на повышение роли уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда как первичного звена контроля.
Однако для этого необходимо устранить ряд правовых пробелов в ТК РФ. Порою незащищенность уполномоченных по охране труда при увольнении, привлечении к дисциплинарной ответственности, переводе на другую работу и других ситуациях делает невозможным выполнение ими общественных обязанностей по контролю за состоянием условий и охраны труда на рабочем месте. Чтобы устранить эти недостатки, ФНПР подготовлен проект закона о внесении изменений в ТК РФ, которым предполагается дополнить главу 58 новой статьей 3741 «Гарантии работникам, избранным уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза и не освобожденным от основной работы».
Предлагаемые поправки соответствуют Рекомендациям МОТ № 156 (1977) «О защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» и позволяют усилить роль первичного звена контроля.
В настоящее время материальная ответственность за вред, причиненный работнику в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, ложится на Фонд социального страхования. Работодатель же материальной ответственности за вред, причиненный работнику, не несет. Единовременные страховые выплаты, осуществляемые ФСС, являются низкими и не адекватны жизненным потребностям. Так, минимальный размер единовременной страховой выплаты в 2009 году составляет 56.200 рублей, а в 2010 году - 60.200 рублей.
Следует отметить, что в случае смерти гражданина выплаты, например по ОСАГО, составляют 160 тыс. рублей, а согласно Воздушному кодексу РФ - 2 млн. рублей.
По мнению Минфина России, за причиненный вред жизни и здоровью человека можно было бы ввести лимит в 2-3 млн. рублей. В этой связи ФНПР подготовлен проект закона «О внесении изменений в главу 38 ТК РФ в части повышения материальной ответственности работодателя за несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание». Законопроектом предлагается установить выплату работодателем семье пострадавшего исходя из размера не менее тридцатикратного среднего месячного заработка (дохода) пострадавшего. Если взять за расчет среднюю месячную заработную плату по стране (18 тыс.рублей), то размер единовременной материальной выплаты может составить 540 тыс. рублей. Более высокие уровни выплат предполагается устанавливать коллективным договором.
Происходящие изменения в социально-экономических отношениях, характере условий труда в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом побуждают обратить самое пристальное внимание на профилактику стрессов на рабочем месте.
На европейском уровне этой проблемой занимается Европейское агентство по охране труда. Под его эгидой осуществляется соответствующий трехсторонний мониторинг в рамках социального партнерства.
С появлением Международного стандарта ISO 10075 «Эргономические основы психических рабочих нагрузок» тема «Психические нагрузки» вошла в международное, европейское и национальное нормирование, чему приходится только завидовать.
ФНПР разработала Концепцию «Стрессы и психические нагрузки на рабочем месте, профилактика их негативных последствий».
Однако это позиция только профсоюзов на данную проблему. Хотелось бы, чтобы эта проблема была в центре внимания и наших социальных партнеров.
В последние годы в Российской Федерации происходит устойчивое снижение показателей профессиональной заболеваемости. Казалось бы, это совсем неплохо. Однако при этом растет число работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, что привело к диспропорции между высоким профессиональным риском и профессиональной заболеваемостью. В этой связи давно назрел вопрос о разработке отдельного закона о гигиене труда, задача которого заключалась бы в обеспечении безопасной и безвредной для здоровья производственной среды, предотвращении связанных с работой заболеваний, создании профилактических служб гигиены труда. Расходы на содержание этих служб частично мог бы взять на себя Фонд социального страхования. При этом возникает также необходимость в ратификации Конвенции № 161 о службах гигиены труда, Конвенции № 42 о возмещении в случаях профессиональных заболеваний, Протокола 2003 года «Уведомление о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний и их регистрации» и Конвенции № 155 «О безопасности и гигиене труда».
Конечно, ратификация - это не самоцель. Важным является применение конвенций и их соблюдение. Как вы прекрасно понимаете, без первого нет второго, а, значит, без ратификации не будет ни применения, ни соблюдения.



Москвина М. В., генеральный
директор Координационного Совета
объединений работодателей России,
директор Департамента трудовых отношений и рынка труда РСПП

Уважаемые коллеги!
Я хочу начать с поздравления вас с Всемирным днем охраны труда.
Это лишний повод привлечь внимание социальных партнеров и в Российской Федерации, и во всем мире к масштабам проблемы и к тому, что создание современной системы охраны труда может содействовать снижению смертности на рабочих местах, а это одно из серьезных направлений деятельности социального партнерства.
Мне очень интересно сегодня здесь присутствовать, слушать выступления участников конференции, в частности о том, что безопасный труд – это фактор роста производительности труда.
Это одно из важнейших направлений деятельности такого социального партнера, как РСПП. Социальное партнерство действительно является инструментом, который смог бы помочь выстроить сбалансированные подходы к решению вопросов социально-трудовых отношений и, безусловно, охраны труда, причём на всех уровнях. Была такая хорошая практика, когда все изменения в трудовом законодательстве обсуждались социальными партнерами и принимались консенсусно. Поэтому первое, что я просила бы сделать, – это вернуться к такой практике, и все изменения в трудовое законодательство, о которых сегодня здесь говорили и которые важны рассматривались бы в рамках трехстороннего партнерства. Чтобы последствия тех или иных изменений в Трудовом кодексе вписывались в систему социально-трудовых отношений с тем, чтобы обеспечить их выполнение.
С нашей точки зрения, взаимодействие социальных партнеров должно касаться не только Трудового кодекса, но и обсуждения новых нормативных документов, и программ по улучшению условий и охраны труда.
Поскольку в программе предусматривается работа с профессиональными рисками, мы считаем, что это должно позволить определить наши отношения в обеспечении гарантий работникам в плане безопасных условий труда.
Выступление дано в сокращении


Алена Неспорова, - Региональное бюро МОТ
для стран Восточной Европы и
Центральной Азии, Женева


Дамы и господа, дорогие друзья!
Для меня большая честь выступать перед вами на этом важном мероприятии по случаю Всемирного дня охраны труда. Профсоюзное движение уже давно отмечает 28 апреля как день памяти работников, погибших в результате несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах. Именно поэтому начиная с 2003 года МОТ начала отмечать Всемирный день охраны труда, чтобы подчеркнуть важность предотвращения несчастных случаев и заболеваний на производстве и стимулировать диалог трехсторонних партнеров по этой важной проблеме.
Масштабы проблемы поистине велики. По оценкам МОТ, ежегодно в мире регистрируются 2,3 млн. смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью, в том числе около 358 тыс. смертельных несчастных случаев на производстве и 1,95 млн. смертей в результате профессиональных заболеваний, а также 337 млн. несмертельных несчастных случаев (т.е. каждый день несчастные случаи на рабочем месте происходят почти с миллионом работников). Потери, связанные с несчастными случаями и заболеваниями на производстве, составляют 4 процента мирового ВВП – сумма, более чем в 20 раз превышающая объем предоставляемой государствам помощи в целях развития. Нельзя забывать и о моральной ответственности, ведь такие человеческие потери просто недопустимы.
Распад Советского Союза привел к распаду существовавшей в стране системы охраны труда как на национальном уровне, так и на уровне предприятий. Функции инспекции труда были переданы от профсоюзов государству. Существовавшая на предприятиях система социальной защиты, в том числе система компенсаций при несчастных случаях и заболеваниях на производстве, была поначалу упразднена. Лишь через какое-то время обязанности, связанные с охраной труда, были вновь законодательно закреплены за работодателями. Упразднение либо существенное сокращение штата отделов охраны труда на предприятиях в 90-е годы прошлого века привело к значительному ухудшению условий труда в странах СНГ, в том числе в Российской Федерации. Это нашло отражение в росте числа зарегистрированных смертельных несчастных случаев на производстве. В странах СНГ сейчас регистрируется более 8500 несчастных случаев со смертельным исходом в год. На деле же это число значительно выше, ведь они не всегда должным образом регистрировались, особенно на малых и средних предприятиях и в неформальной экономике.
Лозунг Всемирного дня охраны труда в этом году – «Безопасный труд – право каждого человека» - напоминает всем нам, что нет ничего важнее человеческой жизни и нет ничего ценнее, чем ее высокое качество. Большинство людей проводят активный период жизни в основном на работе, внося вклад в экономическое развитие страны и общества. Без охраны труда человек не может вносить надлежащий экономический вклад, поддерживать и повышать свое благосостояние и благосостояние своей семьи.
Декларация об охране труда, принятая в июне 2008 года на XVIII Всемирном конгрессе по охране труда в Сеуле, напоминает, что право на безопасную и здоровую производственную среду должно быть признано в качестве основополагающего права человека. Декларация также подчеркивает, что процесс глобализации должен идти рука об руку с мерами профилактики, призванными обеспечить охрану труда всех работников. Приняв эту Декларацию, ответственные сотрудники правительственных организаций, объединений работодателей и работников, а также другие видные партнеры из всех стран мира взяли на себя обязательство претворять в жизнь принципы Декларации, тем самым обеспечивая защиту этого основополагающего права.
Завтра состоится заседание трехстороннего круглого стола, посвященное 90-летней годовщине МОТ. Преамбула Устава МОТ четко указывает, что «всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости», и призывает принимать меры для защиты трудящихся от болезней, профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве, что позволит улучшить условия труда. Принятая в прошлом году Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации формулирует обязательство государств – членов МОТ, наряду с другими партнерами, развивать и расширять устойчивую систему социальной защиты – социальное обеспечение и охрану труда – с учетом условий в конкретных странах, включая здоровые и безопасные условия труда.
Системный подход МОТ к охране труда зафиксирован в нескольких важных международных трудовых стандартах. В первую очередь речь идет о принятой в 1981 году Конвенции о безопасности и гигиене труда № 155 и соответствующей Рекомендации № 164. Эти инструменты предусматривают разработку, осуществление и периодический пересмотр согласованной национальной политики в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды в консультации с работодателями и работниками и их представительными организациями, а также осуществление этой политики на уровне предприятий. Новая Конвенция об основах, содействующих безопасности и гигиене труда № 187, и соответствующая Рекомендация № 197 (приняты в 2006 году) подтвердили актуальность Конвенции № 155 и предложили системный подход к управлению охраной труда на национальном уровне, а также принцип непрерывного совершенствования культуры охраны труда, основанной на профилактике. Таким образом, данная норма имеет скорее рекомендательный, чем директивный характер и призвана содействовать постоянному совершенствованию национальных систем охраны труда. Кроме того, ряд конвенций МОТ посвящен конкретным опасным процессам, материалам и отраслям, а также инспекции труда и правоприменительной практике. Следует также отметить, что почти 80 процентов общего числа стандартов МОТ содержат положения, касающиеся охраны труда. В приложении к уже упомянутой Рекомендации № 197 приведен полный список таких актов МОТ, принятых с 1919 года. В разработке и принятии всех трудовых стандартов МОТ, включая вышеупомянутые, принимали участие объединения работодателей и работников, которые также активно содействовали включению соответствующих положений в национальное законодательство.
Три основных права в сфере охраны труда, зафиксированные в соответствующих стандартах и политике МОТ:
• Труд должен осуществляться в безопасных и здоровых условиях.
• Условия труда должны ориентироваться на благосостояние работника и уважение его/ее человеческого достоинства.
• Работа должна предоставлять реальные возможности личного роста и самореализации работника, его/ее возможности служить обществу.
Системный подход к охране труда требует наличия национальной системы охраны труда с участием всех заинтересованных организаций и социальных партнеров. Такая система призвана осуществлять управление национальными органами охраны труда и разрабатывать соответствующую законодательную базу – законы и подзаконные акты об охране труда, в которых зафиксированы обязанности государственных органов, работодателей и работников, а также права работников на безопасную и здоровую производственную среду. Такой подход также предусматривает разработку национальной политики совершенствования охраны труда на основе культуры охpаны труда, базирующейся на профилактике. Политика должна также определять совместные обязанности государственных учреждений, трехсторонних партнеров и других заинтересованных общественных сил в осуществлении этой политики, а также в периодическом ее пересмотре с учетом новых условий труда. Разработка национальной политики включает: подготовку национального обзора по охране труда, национальной программы по охране труда, определение целей, индикаторов, обязанностей, ресурсов и координирующих государственных органов. Национальная программа по охране труда должна основываться на глубоком анализе ситуации в стране с участием трехсторонних партнеров, т.е. на национальном обзоре по охране труда. Национальный обзор содержит анализ законодательства, статистических данных и системы обучения в сфере охраны труда, действующих структур социального диалога, инспекции труда и мониторинга. Кроме того, в обзоре следует проанализировать сильные и слабые стороны существующей системы, с тем чтобы сформулировать приоритетные направления ее совершенствования.
В ответ на все более активное применение в мире принципов управления охраной труда, а также на потребность в выработке соответствующего стандарта, в частности для уровня предприятий, МОТ приняла Руководство по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ 2001). В этом стандарте определены основные принципы и действия в плане: разработки национальной и отраслевой политики; определения обязанностей правительства, работодателей и работников на национальном уровне и на уровне предприятий; обеспечения прав работников и их объединений; проведения профилактических и защитных мер, информационно-разъяснительной работы; обеспечения участия всех заинтересованных сторон, обмена информацией, организации образования и обучения; роли других заинтересованных сторон в продвижении и поддержании безопасной и здоровой производственной среды. Внедрение данного стандарта требует постоянного совершенствования и наличия четкой стратегии на рабочих местах (на уровне предприятий). Такая стратегия предусматривает: (i) принятие политики предприятия по охране труда; (ii) организацию участников производственного процесса в обеспечении охраны труда с четким распределением обязанностей, налаженным обменом информацией и взаимодействием; (iii) планирование и осуществление стратегии на основе оценки рисков и внедрения мер защиты и профилактики – от устранения опасности через снижение риска путем технических и административных мер; (iv) оценку (т.е. мониторинг и замеры) эффективности принятых мер по охране труда; (v) участие работников; и (vi) постоянное совершенствование работы.
Восемь стран СНГ уже начали на практике осуществлять Руководство МОТ-СУОТ 2001 на отдельных пилотных предприятиях. Кроме того, одиннадцать государств СНГ приняли новый ГОСТ 12.0.230-2007 о системах управления охраной труда. Данный ГОСТ полностью соответствует требованиям Руководства МОТ-СУОТ 2001. Некоторые страны уже приняли решение о применении ГОСТА в качестве национального стандарта.
Охрана труда является совместной обязанностью трехсторонних партнеров МОТ, а значит, эта работа должна осуществляться в сотрудничестве всех трех участников Организации. На практике это означает, что соответствующая правительственная организация разрабатывает национальную политику в консультации с представительными организациями работодателей и работников, которых следует также активно задействовать в осуществлении данной политики. Таким образом, социальный диалог по вопросам охраны труда является залогом успешной разработки законодательства, политических и профилактических мер на национальном уровне и на уровне предприятий.
При этом можно продолжать применять традиционные меры профилактики и контроля к опасностям и рискам, но применять их следует правильно, а риски и опасности должны быть хорошо известны. Речь идет о таких рисках и опасностях, которые обусловлены использованием опасных веществ, механизмов и инструментов, работой вручную, биологическими факторами. И все же традиционные меры профилактики и контроля следует подкреплять стратегиями и инструментами, призванными предугадать, выявить, оценить и проконтролировать новые опасности, обусловленные переменами в сфере труда - в сфере занятости, демографии, организации труда, в работе предприятий. Среди новых значимых негативных факторов можно назвать влияние финансово-экономического кризиса на предприятия и неформальную экономику.
Стандарты МОТ в сфере охраны труда в большей степени ориентированы на профилактику несчастных случаев и заболеваний на производства, чем на простые директивы по организации защитных мероприятий. На практике это означает, что МОТ постоянно стремится защитить жизнь и здоровье работников, разрабатывая меры профилактики и совершенствования производственной среды. В основе принципов и методов управления рисками, направленных на оценку, устранение и контроль над рисками на рабочих местах, лежит главенство профилактики. Защитные меры должны рассматриваться лишь как крайняя мера, когда риски невозможно предотвратить.
Все большее число предприятий осознают, что безопасные и здоровые условия труда для рабочей силы – это не дополнительная нагрузка, а преимущество. Инвестирование в благоприятные условия труда – хороший бизнес и залог эффективного сотрудничества на мировом рынке. Свидетельством тому является тот факт, что многие предприятия начали, помимо финансовых отчетов, публиковать отчеты о развитии человеческих ресурсов. Выбирая потенциальных партнеров на мировом рынке, предприятия знакомятся с их финансовыми отчетами, отчетами о развитии человеческих ресурсов и показателями в сфере охраны труда. Экономический кризис еще более выдвигает на первый план задачу снижения рисков и сокращения затрат, с тем чтобы сделать производство более безопасным и эффективным.
МОТ уже давно отстаивает идею о том, что безопасный и здоровый труд – один из способов повышения производительности. Неудовлетворительные условия в плане охраны труда негативно отражаются на производительности, ведь несчастные случаи и заболевания, связанные с трудовой деятельностью, влекут за собой дополнительные затраты и могут серьезно отразиться на жизни работников, их семей и работодателей. И наоборот: безопасный труд положительно влияет на здоровье и жизнь работников, а значит, и на их трудовую мотивацию. Инвестирование в охрану труда – это не дополнительная нагрузка, ведь оно позволяет повысить производительность предприятия и экономические показатели страны в целом. Как показал двадцатилетний опыт, охрана труда – неотъемлемая часть управления предприятием, и любые инициативы, направленные на повышение производительности и качества работы предприятия, должны включать меры по охране труда.
Программа достойного труда, которую МОТ продвигает с 1999 года, получила официальный статус в Декларации МОТ 2008 года о социальной справедливости в целях справедливой глобализации. Программа достойного труда представляет собой конкретный ответ на сегодняшние вызовы, поскольку использует комплексный и координированный подход, основанный на четырех взаимозависимых и взаимодополняемых задачах: содействии занятости, расширении социальной защиты, включая охрану труда, содействии социальному диалогу и соблюдении прав в сфере труда. Программа закладывает основу для действий МОТ на глобальном, региональном и национальном уровне, где она осуществляется при помощи программ достойного труда, отражающих приоритеты трехсторонних участников МОТ и национальные цели в области развития.
В завершение презентации хотелось бы еще раз подчеркнуть: достойный труд – это в первую очередь безопасный и здоровый труд. Даже в сегодняшнем меняющемся мире нельзя поступаться правом на здоровый и безопасный труд, особенно с учетом того, что, как уже говорилось выше, безопасный труд – это хороший бизнес.


Измеров Н.Ф., директор научно-иследовательского института медицины труда РАМН,
академик РАМН

Сохранение и укрепление здоровья трудящихся - одна из важнейших функций государства, составляющих основу государственной социальной политики.
Сегодня здоровье во всем мире приобрело значение ценностного понятия. Здоровье нации – это, прежде всего, здоровый человек, поэтому одним из наиболее важных индикаторов здоровья общества является состояние здоровья его работников.
В период глобального финансово-экономического кризиса при ухудшении социально-экономической ситуации наиболее значимой антикризисной мерой является сохранение человеческого капитала, прежде всего здоровья работающего населения.
Доступное и качественное медицинское обеспечение является одним из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья работающих.
В этом году Всемирный день охраны труда под девизом «БезопаснЫЙ труд – право каждого человека» совпал с 90-летием Международной организации труда - одной из старейших и наиболее представительных международных организаций, специализированного учреждения ООН, членами которого являются 182 государства.
Свое 90-летие МОТ отмечает под лозунгом «90 лет работы во имя социальной справедливости» на фоне глобального финансово-экономического кризиса и как следствие – кризиса в области занятости.
По оценкам МОТ, в мире ежегодно происходит 2,3 млн. связанных с работой смертельных случаев; примерно 358 тыс. несчастных случаев со смертельным исходом и 337 млн. без смертельного исхода; 1,95 млн. человек умирает от профессиональных заболеваний. Экономические потери от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в глобальном масштабе составляют 4% мирового ВВП.
Борьба за социальную справедливость была и остается основным принципом МОТ, которая всегда работала с людьми и для людей во имя достижения этой цели.
Особенно ценятся в мире выступления МОТ за создание достойных условий труда и охрану здоровья работающих, устранение несчастных случаев и профессиональных заболеваний и др.
В соответствии с принципами Международных организаций ООН, ВОЗ и МОТ каждый человек имеет право на здоровый и безопасный труд, на условия труда, позволяющие ему вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни.
Это право на здоровье отражено в следующих документах:
• Устав Всемирной организации здравоохранения.
• Алма-Атинская декларация о первичной медико-санитарной помощи (1978 г.).
• Глобальная стратегия ВОЗ в области профессиональной гигиены для всех на 1994-2000 гг.
• Декларация по здоровью работающих (2006 г.).
• Глобальный план действий ВОЗ по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг. и др.
ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1948).
Концептуальная основа национальной системы медицины труда своими корнями уходит в принятую в 1978 году в Алма-Ате декларацию ВОЗ, которая рассматривает медицину труда как первый уровень контакта работника с национальной системой здравоохранения.
В принятой ВОЗ в 1994 г. «Декларации по охране здоровья всего работающего населения» отмечено:
• здоровье и безопасность на рабочем месте являются важнейшими вопросами, связанными со здоровьем вообще и благополучием трудящегося населения;
• их следует рассматривать при определении политики на всех уровнях (в отдельно взятых компаниях, на национальном и международном уровнях).
В развитых странах здоровье работника рассматривается как непременное условие качества произведенной продукции: «больной производитель не может производить качественный товар».
Непринятие мер по улучшению здоровья производителя работ, товаров и услуг в Российской Федерации, особенно с учетом вступления страны в ВТО, может негативно отразиться на конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.
Ориентирами для последующих изменений в области законодательства и практической работе организаций по медицине труда во многих европейских государствах явились:
• Конвенция Международной организации труда (МОТ) по безопасности труда и здоровью № 155/1981,
• Конвенция о службах по медицине труда № 161/1985, директива Евросоюза 89/39/ЕЕС (1989)
• Глобальная стратегия ВОЗ «Здоровье рабочих к 2000 г.», принятая в 1996 г.
На XII сессии объединенного Комитета ВОЗ/МОТ в 1995 г. были сформулированы три основные задачи медицины труда:
1. Укрепление и поддержание здоровья работающих и их трудоспособности.
2. Улучшение производственной среды и трудового процесса для максимального обеспечения безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте.
3. Совершенствование организации и культуры труда для достижения безопасности и здоровья на рабочем месте, что способствует созданию позитивного социального климата, лучшей производительности труда и повышению качества выпускаемой продукции.
Европейская Комиссия при разработке стратегии в области охраны здоровья и безопасности на рабочем месте на 2002-2006 гг. учла изменения, которые произошли в обществе в XXI столетии:
• старение трудоспособного населения и увеличение в его структуре доли женщин;
• увеличение числа профессий в сферах управления и обслуживания (социальная изолированность, однообразный монотонный характер работы;
• изменения форм занятости (краткосрочная и частичная занятость);
• увеличение количества людей, работающих на мелких и средних предприятиях (малый и средний бизнес);
• появление новых рисков, особенно психосоциального характера.
В настоящее время в рамках Программы сотрудничества России – ЕС реализуется проект сближения российского законодательства с законодательством Европейского союза и другими международными документами ВОЗ, МОТ.
Особое внимание уделяется сближению законодательств в области охраны здоровья работников и их безопасности.
На саммите, состоявшемся в рамках XVIII Всемирного конгресса по охране труда (г. Сеул, 2008) подписана первая в истории Декларация по охране труда (названная Сеульской Декларацией), которая устанавливает принципы укрепления сотрудничества работодателей, работников и правительств для сокращения числа несчастных случаев и заболеваний, связанных с трудовой деятельностью.
В Сеульской Декларации отмечено, что право на безопасные и здоровые условия труда должно быть признано в качестве одного из фундаментальных прав человека, и что глобализация экономики должна идти рука об руку с профилактикой, направленной на укрепление безопасности и здоровья всех трудящихся.
На 7 совещании сотрудничающих Центров ВОЗ по медицине труда в Стрезе (Италия, июнь 2006 г.), в котором приняли участие представители 45 Сотрудничающих центров из 32 стран, были обсуждены дальнейшие исследования в рамках стратегии ВОЗ и принята «Декларация по здоровью работающих».
В Сеульской Декларации отмечается, что работодатели должны стремиться к тому, чтобы профилактика травматизма и заболеваемости стала неотъемлемой частью их деятельности.
Исследования подтверждают, что инвестиции в обучение, профилактику и улучшение условий труда – хороший базис, поскольку более здоровые и счастливые работники повышают производительность труда, следовательно профилактика окупается.
В Декларации отмечена обеспокоенность участников совещания тем, что несмотря на эффективное вмешательство медицины труда, большое количество работающих все еще подвергаются недопустимым уровням профессиональных рисков и становятся жертвами профессиональных заболеваний, производственных травм. Они теряют свою работоспособность и потенциальный заработок, и совсем немногие имеют доступ к службам медицины труда.
Всемирная ассамблея здравоохранения (ВАЗ) одобрила глобальный план действий по охране здоровья работающих 23 мая 2007 года.
ВАЗ одобрила Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008- 2017 годы, при этом особо подчеркнув, что здоровье работающих является необходимым предварительным условием повышения производительности и экономического развития.
ВАЗ призывает все государства-члены:
• Разработать в сотрудничестве с работающими, работодателями и их организациями соответствующую национальную политику и планы реализации Глобального плана действий по охране здоровья работающих и создать соответствующие механизмы и правовые основы их реализации, мониторинга и оценки.
• Предпринимать действия, направленные на обеспечение полного охвата всех работающих, в том числе тех, которые заняты в неформальном секторе экономики, малых и средних предприятиях и сельском хозяйстве, а также работников-мигрантов и работающих по контрактам лиц основными мероприятиями и базовыми услугами в области гигиены труда в целях первичной профилактики профессиональных и связанных с работой заболеваний и травм.
В этой связи представляется целесообразным разработать Национальный план действий и утвердить программу «Здоровье работающего населения России» и систему служб медицины труда, как важнейший элемент национального проекта «Здоровье».
27-28 мая 2008 г. в Москве на базе ГУ НИИ медицины труда РАМН состоялась международная конференция «Развитие служб медицины труда в Российской Федерации».
В работе конференции приняли участие более 70 человек, в том числе представители ВОЗ и МОТ, Финского института профессионального здоровья, Грузии, Белоруссии, Казахстана, ученые и представители практического здравоохранения из 31 организации, представляющие 17 регионов Российской Федерации.
Участники конференции высказали единодушное мнение о срочной необходимости создания, с учетом зарубежного и отечественного опыта, национальной службы медицины труда в Российской Федерации, без чего не может быть реализована Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
В 2006 г. МОТ приняла Конвенцию № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда. Ее цель – совершенствование случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний, гибели людей на производстве посредством разработки национальной политики, национальной системы и национальной программы.
Ратификация Россией Конвенции МОТ № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, и отражение ее положений в законодательстве будет способствовать решению проблем сохранения и укрепления здоровья работающих.
Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг. в полной мере согласуется с положениями Конвенции МОТ № 187, а также Целевой программой МОТ по охране труда и производственной среды «За безопасный труд».


Медведев В.И., - президент АСОТ

Уважаемые товарищи, коллеги!
Тема Всемирного дня охраны труда в этом году, несмотря на кажущуюся простоту актуальна для России.
У нас уже сложилась определенная традиция проведения мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда, начиная с 2003 года.
На высоком уровне прошли мероприятия в прошлом году, когда впервые был проведен Всероссийский съезд специалистов по охране труда.
Одним из направлений деятельности Ассоциации в прошедшем году являлось выполнение Решения Всероссийского съезда специалистов по охране труда и Конференции АСОТ, которая прошла в апреле прошлого года. За это время: образована на постоянной основе дирекция; создан ученый совет для рассмотрения проектов нормативных правовых актов и научно-исследовательских работ; возобновил работу постоянно действующий семинар «Актуальные проблемы охраны труда»; разработаны Правила добровольной аккредитации специалистов по охране труда членов АСОТ с целью подготовки членов АСОТ к будущей аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда; утвержден новый состав редакционного совета и редколлегии газеты «Безопасность труда и жизни».
Продолжается работа по созданию региональных отделений и представительств АСОТ в Тюмене, Иркутске, Самаре, Татарстане, Нижнем Новгороде и др.; оказываем содействие членским организациям в обучении, аттестации, организации работ по охране труда, в расследовании несчастных случаев на производстве.
Тема Всемирного дня охраны труда актуальна еще и потому, что страна переживает экономический кризис.
Дирекция АСОТ и многие наши организации на себе ощутили его влияние.
Надеяться на помощь государства не приходится, рассчитывать надо на свои силы. Нам удалось пока преодолеть влияние кризиса благодаря объединению усилий и взаимопомощи членских организаций.
Мы переживаем не простой период.
Политики, общественные деятели, средства массовой информации ежедневно говорят о продолжающемся экономическом кризисе, предрекают его дальнейшее развитие.
Безусловно, дыхание кризиса чувствуется во всех сферах деятельности, в т.ч. и в области охраны труда.
Охрана труда перенесла много трудностей. В прошлом году на Съезде мы говорили, что наметилась тенденция к лучшему.
И вот новое испытание. Отличие нынешней ситуации от прежней в том, что сегодня кризис задевает интересы организаций и специалистов по охране труда, которые непосредственно на местах, в организациях занимаются решением проблем охраны труда.
Дирекция АСОТ располагает информацией о фактах снижения объемов финансирования мероприятий по охране труда, обучения по охране труда, аттестации рабочих мест по условиям труда, имеют место факты сокращения инженеров по охране труда, в первую очередь совместителей и специалистов по охране труда.
Кризис коснулся и организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Проблемы те же, что и у предприятий малого и среднего бизнеса (рост арендной платы, снижение заказов на оказание услуг, отсутствие финансовых средств и т.д.).
В последнее время к нам за помощью чаще стали обращаться специалисты по охране труда. Чувствуется скрытое беспокойство и растерянность.
Со своей стороны руководители организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, должны проанализировать свою деятельность, принять антикризисные меры, сократить проведение дорогостоящих мероприятий и т.д.
Кризис – это не только сложности, трудности, но и возможность анализа, осмысления своей деятельности.
Уверены, что снизить отрицательное влияние кризиса можно объединенными усилиями специалистов по охране труда всех категорий.
Нельзя оставлять без внимания действия отдельных работодателей по «оптимизации» расходов за счет безопасности труда, снижения внимания к вопросам охраны труда, нарушений трудового законодательства.
С другой стороны, нельзя допустить, чтобы все недостатки и недоработки списывались на кризис.
Одним из направлений деятельности АСОТ является контроль за ходом реализации Решения Всероссийского съезда специалистов по охране труда.
На реализацию этого Решения должны быть направлены усилия всех специалистов по охране труда.
К сожалению, Решение съезда не стало руководящим документом для многих из нас. Практически все его пункты актуальны и в настоящее время.
Остановлюсь на некоторых из них.
Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, органам надзора и контроля, работодателям, профсоюзам и их объединениям, общественным организациям, специалистам по охране труда было рекомендовано:
- принять меры по реализации положений Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2008 - 2010 годах, разработать и реализовать программу действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы;
- повысить уровень исполнительской дисциплины по выполнению требований законодательства о труде и охране труда, организации работы по охране труда в подведомственных учреждениях в соответствии с требованиями действующего законодательства;
Мы часто критикуем Министерство в несвоевременном принятии того или иного нормативного правового акта. И критикуем справедливо, но не это главное. Законодательная, нормативная правовая база позволяет грамотно организовать работу по охране труда, обеспечить защиту работающих.
Я обращаюсь ко всем присутствующим: после конференции проанализируйте состояние организации работы по охране труда. Посмотрите, есть ли в штатном расписании должность инженера по охране труда или специалиста, на которого возложены эти обязанности. Ведется ли в полном комплекте документация по охране труда, проведена ли аттестация рабочих мест по условиям труда, все ли руководители прошли проверку знаний требований охраны труда, у всех ли имеется удостоверение о проверки знаний и т.д.
Начинать надо с себя…Если уж мы учим других. Несчастные случаи могут произойти, к сожалению, с каждым из работников любого учреждения. Практика показывает, что во многих из них работа по охране труда находится на нуле. Все выявляется при посещении организации государственной инспекции труда или при несчастном случае.
В условиях кризиса возрастает роль Федеральной инспекции труда и профсоюзов по защите трудовых прав граждан. Государственные инспекторы труда (по охране труда) отвлекаются на рассмотрение вопросов занятости, выплаты заработной платы, трудовые споры. Часто это происходят в ущерб контролю деятельности за соблюдением законодательства по охране труда.
С 1 июля вступает в действие Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Нельзя допустить ослабления внимания к охране труда со стороны работодателей, в первую очередь руководителей организаций малого и среднего бизнеса, которые взяли этот закон на вооружение, тем более, что в этом законе есть норма о том, что порядок проверок не относится к сфере труда и мероприятий при расследовании несчастных случаев на производстве, они могут регулироваться другими законами, т.е. Трудовым кодексом.
В Решении были пункты, адресованные Минздравсоцразвития России:
- продолжить работу по совершенствованию законодательства по охране труда и социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- рассмотреть вопрос о разработке проекта федерального закона об управлении профессиональными рисками;
- ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Трудового кодекса (в первую очередь - нового порядка обучения по охране труда, порядка аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, порядка установления размеров компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда);
- разработать рекомендации по практическому применению нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда;
- создать при Минздравсоцразвития России Совет по охране труда.
Вы знаете, какой критике был подвергнут новый порядок проведения аттестации рабочих мест, вплоть до его отмены. В настоящее время страсти улеглись. Правда, осталось несколько вопросов, которые требуют уточнения. Необходимо дать ответ на следующие вопросы: как трактовать словосочетания «как правило», «на паритетной основе», обязательно ли участие аттестующей организации в аттестационной комиссии, если организация имеет свою аккредитованную лабораторию, или откуда появился «совместный комитет (комиссия) по охране».
Предлагаю внести соответствующие изменения в порядок аттестации. Нормативный документ, регламентирующий работу по проведению аттестации, должен быть юридически точен.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда рекомендовано:
- повысить эффективность деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, их рабочих групп по охране труда, а также межведомственных комиссий (координационных советов) по охране труда;
- усилить контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обучения и проверки знаний требований охраны труда;
- повысить внимание к организации работы по экспертизе условий труда, обеспечению ее надлежащего качества, объективности и обоснованности выводов, изложенных в заключениях экспертов;
- укреплять взаимодействие с социальными партнерами, комитетами (комиссиями) по охране труда в организациях, общественными организациями специалистов по охране труда, оказывать содействие в организации их деятельности.
В условиях кризиса социальное партнерство проходит испытание на прочность, особенно в организации. В этой ситуации возрастает роль третьей стороны – правительственной.
Съезд призвал специалистов по охране труда России, организации, оказывающие услуги в области охраны труда, повысить качество предоставляемых услуг при аттестации рабочих мест по условиям труда, обучении по охране труда, организации работы по охране труда в организациях.
Участники Съезда поддержали решение конференции Межрегиональной общественной организации специалистов по охране труда (АСОТ) о принятии Кодекса этики специалиста по охране труда и призвали всех специалистов по охране труда руководствоваться в своей деятельности положениями этого Кодекса.
Всей работе по проведению мероприятий к Всемирному дню охраны труда необходимо придать системный характер. В начале года МОТ рекомендует тему очередного дня охраны труда, затем в январе Минздравсоцразвития издает приказ о проведении в России мероприятий, причем не только о проведении 28 апреля Всероссийской конференции; должны быть даны рекомендации органам по труду субъектов РФ с последующим предоставлением информации о проведенных мероприятиях, приуроченных к этому дню.
Мы с полным основанием можем считать 28 апреля Всероссийским днем охраны труда.
Можно также рассмотреть вопрос о проведении дня памяти погибших и пострадавших на производстве 26 апреля, который является официальным днем памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах в России. Проблемы пострадавших в Чернобыльской аварии и других радиационных авариях относятся и к Министерству, и к Фонду социального страхования РФ. Можно внести дополнение в название «День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах и погибших на производстве».
Надо сделать так, чтобы Всемирный день охраны труда 28 апреля отмечался по всей стране и являлся бы профессиональным праздником специалистов по охране труда.
Мероприятия, посвященные Всемирному дню охраны труда должны шире освещаться в СМИ.


Сорокин Ю. Г., президент Ассоциации «СИЗ»

Около шести лет я прикладываю все силы, чтобы в России появился День охраны труда. С легкой руки МОТ это произошло. Этот день не просто для встреч и разговоров, но для решения многих наболевших проблем. Самое главное, я всегда говорил и буду говорить, самое главное - это то, что делается на местах, в регионах, в субъектах федерации.
Без опоры на регионы будет очень сложно решить проблемы. А проблем много. Доклад, с которым выступил Юрий Викторович, мне очень понравился. Программа, которая там изложена, понятна. Тут самое главное, при переходе, чтобы не уйти в сторону, а идеи сами по себе прекрасны.
Кризисная ситуация, на самом деле, очень не проста.
У нас достаточная законодательная база для СИЗ. Для тех, кто, может быть, не в курсе дела: не только Ассоциация, в которую входит чуть больше восьмидесяти организаций, но и многие другие организации занимаются этим.
Вы помните, что произошло в начале 1990-х годов, когда объемы производства упали на порядки.
И вот, по существу, когда начала возрождаться экономика, примерно с 2000 г., мы не только восстановили то, что у нас было, сейчас мы можем сказать, что в стране существует отрасль, которая способна решать любые задачи по защите работника от вредных и опасных производственных факторов. А это то, что необходимо.
Я думаю, 90% профзаболеваний можно было избежать, если правильно применять средства индивидуальной защиты.
Но, к сожалению, кризис коснулся и этой отрасли. За 4 кв. 2008 г. и 1 кв. 2009 г., по имеющимся у нас оценкам, произошло снижение продаж и объема потребления СИЗ примерно наполовину. Но самое главное даже не в этом, самое главное, что изменилось отношение многих работодателей. Если мы за последнее время, в принципе, уже все привыкли думать о качестве средств индивидуальной защиты, то сейчас многие работодатели сократили объемы закупок качественных СИЗ. Используются какие-то старые запасы, непонятно во что одевают. Мне кажется, все это может дать отрицательный эффект, прежде всего всплеск профзаболеваний.
Я думаю,нужно обратиться в Министерство и Роструд с просьбой, чтобы они по своим линиям провели работу для того, чтобы правильно объяснить ситуацию работодателям. Нужна также поддержка профсоюзов.
Главное, не оставить наших работников без СИЗ .
Хочу обратиться также к представителям субъектов федерации, чтобы они этому также способствовали.
Мне не очень понятно, почему в резолюции это не отражено. Это ведь не какое-то рядовое направление.
Мне думается было бы правильно, если бы Министерство приняло решение о воссоздании экспертного совета по охране труда, который был распущен. Мы потеряли связь с нашими партнерами, например, Ростехнадзором. Был у нас и научный совет. Я бы подумал о повышении роли науки в этом деле.
Выступление дано в сокращении


Варнавская И.П., руководитель Департамента по труду Министерства труда и социального
развития Омской области

Одним из приоритетных направлений работы Правительства Омской области является реализация государственной политики в сфере охраны труда. Эта деятельность осуществляется совместно с органами местного самоуправления, органами надзора и контроля, профсоюзными организациями и работодателями. В результате за последние годы в области наметилась устойчивая тенденция снижения уровня производственного травматизма и профзаболеваний. В сравнении с данными за 2007 год общее число пострадавших на производстве в 2008 году снизилось на 14,7%. В то же время в 2008 году впервые за последние пять лет отмечен рост производственного травматизма с тяжелым исходом на 2,1% по сравнению с 2007 годом.
По-прежнему основные причины несчастных случаев на производстве - неудовлетворительная организация производства работ, эксплуатация неисправных машин и оборудования, неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений и территории, нарушения технологических процессов, трудовой и производственной дисциплины.
На большинстве действующих предприятий Омской области не введен в действие механизм сертификации организации работ по охране труда: всего 64 организации области прошли эту процедуру.
Не преодолены недостатки в организации работы по охране труда на предприятиях малого и среднего бизнеса, на большинстве из которых продолжают иметь место нарушения требований нормативных документов по охране труда. Руководители организаций малого и среднего бизнеса обладают недостаточными знаниями правовых и иных нормативных документов по охране труда.
В Омской области в 2008 году зарегистрировано 78 случаев хронических профессиональных заболеваний. Стали инвалидами вследствие заболевания, полученного при выполнении трудовых обязанностей, 21 человек. Профессиональная заболеваемость в 2008 году по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 25%.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, произошло увеличение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, который на конец 2008 года составил 18,9% (в 2007 году – 15,1%).
В 2008 году наибольший удельный вес таких работников, доля которых возросла с 27,7% в 2007 году до 30,7%, отмечен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Выросла доля занятых в неблагоприятных условиях труда в строительстве – с 3,5% в 2007 году до 12,2% в 2008 году, на транспорте – с 13,1% до 17,5%.
В 2008 году реализация государственной политики в сфере охраны труда осуществлялась за счет функционирования межведомственной комиссии по охране труда Омской области и территориальных межведомственных комиссий по охране труда. За 2008 год проведено 136 заседаний межведомственных комиссий, на которых рассмотрено более 420 вопросов о состоянии производственного травматизма, аттестации рабочих мест по условиям труда в отраслях, состоянии охраны труда в муниципальных районах Омской области, финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях Омской области и др.
Решения, принятые межведомственными комиссиями по охране труда, направлены для реализации в органы исполнительной власти, местного самоуправления, объединения работодателей и работодателям.
Министерством труда и социального развития Омской области (далее – Министерство) подписано четырехстороннее соглашение о взаимодействии в области условий и охраны труда с Государственным учреждением – Омским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственной инспекцией труда в Омской области и Территориальным общественным объединением Федерации омских профсоюзов, основной целью которого является взаимодействие сторон при проведении мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях Омской области, обмен оперативной информацией о состоянии социально-трудовой сферы, условий и охраны труда.
В целях реализации государственных нормативных требований охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций Омской области в 2008 году проводились мероприятия, направленные на совершенствование профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе круглые столы, семинары-совещания, совещания, дни охраны труда, выставки, конкурсы по охране труда, комплексные проверки соблюдения законодательства о труде и охране труда в организациях области и выставка «Безопасность и охрана труда – 2008».
Органы исполнительной власти области осуществляют внутриведомственный контроль соблюдения законодательства о труде и охране труда в подведомственных организациях, осуществляют мониторинг состояния условий и охраны труда. Начата работа по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в подведомственных организациях и министерствах. Разрабатываются ведомственные системы управления охраной труда, ведомственные целевые программы улучшения условий и охраны труда, создаются ведомственные комиссии по охране труда, проводятся конкурсы по охране труда.
Во всех муниципальных районах Омской области разработаны и реализуются муниципальные программы улучшения условий и охраны труда на 2008-2010 годы, ведется мониторинг выполнения этих программ.
В области продолжают действовать Соглашения между Министерством труда и социального развития Омской области и каждым муниципальным районом, заключенные в целях обеспечения взаимодействия по реализации государственных полномочий в части решения вопросов социальной защиты, социально-трудовых отношений и социального обслуживания населения, определившие обязательства сторон, в том числе по реализации государственной политики в сфере охраны труда.
В рамках этих Соглашений проводились совместные мероприятия, направленные на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (конференции, семинары, совещания, дни охраны труда, выставки, конкурсы, рассмотрение вопросов по охране труда на заседаниях коллегий администраций муниципальных районов и т.п.).
Для оказания содействия работодателям в реализации государственных нормативных требований охраны труда, организации работы по улучшению условий и охраны труда Министерством создано автономное учреждение Омской области «Центр охраны труда». В рамках утвержденного задания специалисты Центра оказывают работодателям на бесплатной основе следующие услуги:
- изучение, обобщение и распространение передового опыта в области охраны труда;
- разработка методических материалов по различным направлениям для специалистов по охране труда;
- оказание методической помощи в организации системы управления охраной труда на предприятии;
- консультирование работодателей и специалистов по вопросам охраны труда;
- организация и проведение краткосрочных курсов и семинаров по актуальным вопросам охраны труда.
Одно из важнейших направлений деятельности Центра– создание в соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации системы сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, и формирование единой информационной базы по охране труда области.
Для проведения обучения охране труда в области создана необходимая инфраструктура: на рынке услуг по обучению охране труда работников организаций действуют 17 учебных центров по охране труда.
Всего за 2008 год в учебных центрах и организациях обучено и прошли проверку знаний требований охраны труда более 120 тыс. руководителей, специалистов и работников организаций Омской области.
В целях совершенствования процесса обучения охране труда и координации деятельности обучающих организаций в сфере охраны труда создан учебно-методический совет Министерства труда и социального развития Омской области по организации обучения охране труда работников организаций Омской области, результатом работы которого стали разработанные критерии оценки качества обучения работников организаций области, базовая программа по охране труда и отраслевые программы, единый тест проверки знаний требований охраны труда, а также показатели для проведения рейтинговой оценки учебных центров.
В течение 2008 года продолжалась работа по реализации требований статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации. В Омской области количество работодателей с численностью работающих более 50 человек составляет 1735. Благодаря совместным действиям всех заинтересованных сторон в 2008 году количество служб в этих организациях увеличилось на 24,9% (с 1236 организаций в 2007 году до 1544 – в 2008).
В течение 2008 года Министерство уделяло особое внимание проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях области.
По состоянию на 1 апреля 2009 года аттестация проведена в 2066 организациях Омской области на 191825 рабочих местах, что составляет 32,3 процента от общего количества рабочих мест, в том числе в 2008 году в 620 организациях на 26285 рабочих местах.
В целях повышения качества работ по аттестации, выполняемых аттестующими организациями, Министерством организована экспертная лаборатория на базе автономного учреждения Омской области «Центр охраны труда», которая по заданию государственных экспертов, начиная с 2009 года, осуществляет выборочный контроль качества лабораторно-инструментальных измерений и оценок в представленных на экспертизу пакетах документов по аттестации.
Анализ результатов проведенной аттестации показывает, что порядка 36% аттестуемых рабочих мест имеют оптимальные и допустимые условия труда, 64% – вредные и опасные, на которых требуется проведение мероприятий по их улучшению.
В 2008 году на федеральном уровне была продолжена работа по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы в области охраны труда. В частности, Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 157-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации с установлением и разграничением полномочий в сфере государственного управления охраной труда федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Внесенные изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации также потребовали дальнейшего развития законодательной базы Омской области в сфере охраны труда.
В целях приведения Закона Омской области от 11 июня 1999 года № 189-ОЗ «Об охране труда в Омской области» в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года № 157-ФЗ Министерством разработан проект закона Омской области «О внесении изменений в Закон Омской области «Об охране труда в Омской области». В частности, проектом закона уточняются полномочия органа исполнительной власти Омской области в сфере охраны труда, отраслевых органов исполнительной власти Омской области, работодателя и работника в сфере условий и охраны труда. Сегодня проект закона находится на согласовании в Омской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В области реализуется целевая программа «Семья и демография Омской области» на 2007 – 2009 годы», в которую включены мероприятия по охране труда.
В 2010 году заканчивается срок реализации этой программы. Правительством области принято решение разработать новую долгосрочную целевую программу «Семья и демография Омской области» на 2010 – 2014 годы, подпрограммой которой будет «Улучшение условий и охраны труда в Омской области».
В целях морального и материального стимулирования руководителей и специалистов разного уровня к обеспечению безопасных условий труда и сохранению здоровья работников по итогам 2009 года будет проведен конкурс среди муниципальных образований и хозяйствующих субъектов «Лучший работодатель года по управлению в области охраны труда».
Задача, которая сегодня стоит перед нами – обеспечить переход к управлению профессиональными рисками на рабочих местах с формированием системы предупредительных мер и оптимизации страховых тарифов, созданием экономического механизма, стимулирующего работодателей к улучшению условий труда и сокращению области применения компенсаций и их размеров, определяемых индивидуально для каждого работника. Для чего необходимо:
1. В качестве первоочередных мероприятий рекомендовать соответствующим компетентным органам:
- внести в Трудовой кодекс Российской Федерации и иные нормативные акты необходимые изменения и дополнения, связанные с переходом на управление профессиональными рисками, совершенствование законодательной базы защиты конституционных прав работников в сфере охраны труда;
- внести изменения в законодательство в части расширения полномочий муниципальных образований по реализации государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования;
- внести изменения и дополнения в методику формирования бюджета Российской Федерации и бюджетный классификатор, позволяющие предусмотреть финансирование организации работ по охране труда отдельной строкой, особенно для организаций бюджетной сферы;
- привести в соответствие с реалиями рыночной экономики требования Налогового кодекса Российской Федерации об исключении из налогооблагаемой базы расходов на мероприятия охраны труда, изложив их четким, не позволяющим двусмысленного толкования образом;
- внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие, что расходы на реализацию компенсаций и дополнительных гарантий, регламентированные коллективным или трудовым договором, не могут быть отнесены в совокупный доход работника для дальнейшего его налогообложения;
- внести изменения и дополнения в действующие нормативные акты обязательного социального страхования от профессиональных рисков, предусмотрев усиление индивидуализации определения страхователю величины страховых тарифов, скидок и надбавок к ним, учета его «страховой истории» в течение ряда лет; расширение возможностей финансирования и перечня превентивных мер; финансирование профессиональной переподготовки специалистов по охране труда на право профессиональной деятельности в данной сфере, максимально полного удовлетворения потребности региона в финансировании обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных лиц.
2. В целях создания на основе принципов социального партнерства условий для эффективного развития экономики, обеспечения прав граждан на достойный труд рекомендовать сторонам социального партнерства:
- поддерживать меры, принимаемые Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Концепции демографической политики на период до 2025 года в части сокращения уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации улучшения работодателем условий труда, снижения доли рабочих мест с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда;
- ввести в практику проведение областного конкурса на лучшие предприятия по различным аспектам охраны труда и управления профессиональными рисками;
- совместно с работодателями ввести в практику проведение отраслевых смотров-конкурсов среди работодателей на лучшее обеспечение безопасных условий труда работающих и на звание «Лучший уполномоченный по охране труда».
3. В целях создания здоровых и безопасных условий труда в организациях рекомендовать работодателям:
- активнее использовать экономические стимулы, предусмотренные законодательством в части предоставления скидок к страховым тарифам, и 20 процентов страховых взносов на проведение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- повысить уровень исполнительской дисциплины по выполнению требований законодательства о труде и охране труда в части:
1) обеспечения выполнения требований статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации о создании у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда;
2) обеспечения проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569;
3) обеспечения финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размерах не ниже, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, и обеспечить их реализацию.



Березин И.В., - генеральный инспектор
охраны труда и промсанитарии
НП "Зингер-СКИФ"

На фоне выгодной внешней экономической коньюнктуры прошедший 2008 г. был отмечен заметным подъемом политической и деловой активности в России.
Безусловно, это нашло отражение и в социально-экономической сфере, позволило привлечь внимание исполнительной власти, общества в целом к существующим проблемам охраны труда в т.ч. и в рамках концепции демографической политики. Но в условиях «свалившегося» на нас финансового кризиса и последовавшего спада в реальном секторе экономики положительные тенденции 2008 г. быстро улетучились.
Ухудшение экономического положения подавляющей части предприятий нашло выражение, в частности, в снижении уровня заработной платы, замене квалифицированной рабочей силы неквалифицированной, увеличении продолжительности рабочего времени, сокращении расходов на охрану труда. Многократно увеличилось количество жалоб и обращений работников в надзорные органы.
Вместе с тем, спад экономики отмечается снижением травматизма, профзаболеваемости, что, безусловно, может вызвать ложный оптимизм, чувство самоуспокоенности у исполнительных органах.
Уродливая, «антирыночная» по существу, экономика России, сложившаяся в результате преступно осуществленной приватизации, определила характер социально-трудовых отношений. Слабая мотивированность работодателей в улучшении условий и охраны труда, низкий уровень правовых знаний в сочетании с правовым нигилизмом, отсутствие производственной дисциплины у руководителей и работников – вот наиболее существенные черты, отражающие социально-трудовые отношения. Ни о каком социальном партнерстве здесь речь идти не может.
Поэтому не удивляет, что неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития «человеческой составляющей» в системе производительных сил Российской Федерации стали проблемой национальной безопасности, представляют серьезную угрозу её самостоятельности.
Переход страны на постиндустриальный уровень - «экономику знаний» связан с качественно новыми условиями труда, высокой культурой труда, что безусловно потребует огромных вложений как в непосредственное создание подобных рабочих мест, так и в подготовку высококвалифицированных кадров.
Как не сожалеть о сгинувших сотнях миллиардов долларов государственных средств, вложенных в американские ценные бумаги, ипотечные фонды и др., которые можно было направить на решение социальных задач, в т.ч. связанных с охраной труда.
В ходе обсуждения социальных проблем на Первом съезде специалистов по охране труда в апреле 2008 года и на международном конгрессе в декабре 2008 года отмечалось, что действующая в стране модель управления охраной труда, включая обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устарела и требует совершенствования. Компенсационный принцип ведет к отсутствию экономической заинтересованности сторон социально-трудовых отношений в проведении профилактической работы по улучшению условий и охраны труда, социальной поддержке работников.
Специалистами АСОТ совместно с работниками служб охраны труда проведен мониторинг состояния охраны труда группы из 106 предприятий и организаций, относящихся к разным отраслям, и расположенных на территории Московской области. Все предприятия и организации относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса.
В ходе мониторинга специалисты старались получить ответы на вопросы, связанные с реальным положением дел в области охраны труда, а также оценить степень влияния кризисных явлений в экономике на изменения условий и охраны труда работников. Полученные данные позволяют с достаточной уверенностью сделать вывод о том, что кризис не только ухудшил положение работника, но и создал предпосылки к росту профессиональных рисков.
Неустойчивое положение производителей на рынке, необходимость выживания, толкает работодателей к снижению любых издержек. Это не только сокращение зарплаты работающих, но и резкое снижение затрат на охрану труда.
За период кризиса с конца октября 2008 г. по март с.г. из 5 тыс. работников, занятых на этой группе предприятий и организаций полностью лишились работы примерно 1000 человек.
Временное приостановление работы на срок до 3-х месяцев коснулось около 2000 работников. В большинстве это предприятия и организации, связанные со строительной отраслью: деревообработка (сборная и офисная мебель, двери, погонаж), строительные конструкции (окна пластиковые, алюминивые, деревянные; фасадные металлоконструкции).
В условиях нарастания неуверенности в будущем, стрессов, других негативных последствий кризисных явлений у работников снижается инстинкт самосохранения, ослабляется внимание, притупляется бдительность. Полностью отсутствует чувство личной причастности к состоянию безопасных условий и охраны труда. Руководители, специалисты проходят мимо грубых нарушений правил и норм охраны труда, не делая замечаний, причины нарушений не фиксируются и не устраняются. Следствием этого является высокий уровень травматизма, к несчастью, официально латентный.
Так, общее число обращений в 2008 году работников этих организаций за оказанием медпомощи в связи с травмами на производстве составило 49, из этого из-за микротравм – 24. Расследовано и оформлено в установленном порядке актами формы Н-1 только 3 травмы, т.е. не более 12%. Микротравмы вообще не расследовались, причины не устанавливались и не устранялись.
Закупки СИЗ по данной группе предприятий с ноября 2008 г. по апрель с.г. снизились на 50% по сравнению с соответствующим прошлым периодом. Ни на одном предприятий не организован уход за спецодеждой.
Периодические медосмотры проходят работники 28 из 106 обследованных предприятий и организаций. Аттестация рабочих мест проведена в 37 организациях, а в условиях экономических спада полностью приостановлена.
Органы социального партнерства не функционируют на 102 предприятиях.
На 4 предприятиях заключены коллективные договоры, но контроль за их выполнением никем не осуществляется. Результаты проведенного мониторинга дают возможность взглянуть на реальное положение дел с состоянием охраны труда в сфере малого и среднего бизнеса.
Программой действий по улучшению условий и охраны труда поставлены главные цели – защитить здоровье работника, обеспечить безопасность труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на рабочих местах, вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнерства - работодателя и работников.
Очевидно, что для решения текущих острых проблем необходимо иное – «кризисное управление», которое бы позволило восстановить докризисный уровень стабильности элементов управления охраной труда на всех уровнях управления; приблизило нас к реализации Концепции демографической политики в сфере охраны труда.
Для этого требуется резко сократить сроки нормотворчества, восстановить плановый режим работы надзорных и контролирующих органов, практически парализованный из-за огромного числа обращений и жалоб работников, чьи права были нарушены неправомочными действиями работодателей.
«Кризисное управление» должно опираться на методы ужесточения ответственности всех взаимодействующих сторон социального партнерства за неудовлетворительные результаты работы по охране труда. Никакими полумерами сейчас обойтись нельзя.
На законодательном уровне необходимо срочно принять решение о многократном увеличении размеров административных штрафов за нарушение правил и норм охраны труда. Что движет предпринимателями на Западе для вложения средств в охрану труда – высокий уровень финансовой ответственности за высокие профессиональные риски. Для сравнения: в США штраф за первое нарушение 250 тыс. долларов, в России - до 5 тыс. рублей.
Также необходимо разработать формы контроля за выявлением скрытых несчастных случаев. Эти формы должны быть просты и обязательно включать участие самих пострадавших, других работников, уполномоченных лиц по охране труда.
При численности госинспекторов труда в России 3,5 тыс. человек на более чем 3 млн. хозяйствующих субъектов административный ресурс контроля почти исчерпан. Необходимо восстановить институт нештатных государственных инспекторов труда, которым можно поручить узкий круг задач – выявление скрытых несчастных случаев, контроль за инструктажами и обучением работающих, а также аттестацией рабочих мест, помощь в работе по жалобам и обращениям работников.
На должности нештатных инспекторов выдвигать высоквалифицированных специалистов-практиков, зарекомендовавших себя на региональном уровне. Рекомендацию таким кандидатом могла бы давать АСОТ.
Результат реализации положений Программы действий будет зависеть от тех новаторских решений, которые изменят существо действующего механизма управления охраной труда. Для этого прежде всего необходима модернизация нормативно-правового механизма СУОТ.
Вместе с тем решение задачи создания единой общероссийской справочно-информационной системы по ОТ должно сопровождаться резким сокращением количества обращающихся нормативных-правовых документов, упрощением содержательной их части. Однако практика последних лет свидетельствует о негативных тенденциях в ходе работы по совершенствованию нормативно-правовой базы, связанных с принятием в качестве главных ориентиров документов Европейского союза, которые отнюдь не улучшают и тем более не упрощают её. Важно взять у ЕС лишь лучшее, современное, что ускорит движение к социальному прогрессу, но важно сохранить, и то, что проверено временем на практике.
Осуществляемая в рамках Программы действий реформа в области охраны труда никогда не приведет к положительному результату, если её проведение ограничится только администрированием сверху. В современной децентрализованной экономике России, с отсутствием управляемости на всех уровнях невозможно решить ни одну из проблем лишь «голым» администрированием. Необходимо задействовать механизмы участия всех заинтересованных сторон – работодателей, работников, общественных организаций.
Кризис обострил взаимоотношения сторон социального партнерства. В условиях массовой безработицы невозможно наладить диалог сторон. Это относится и к сфере охраны труда. В сложившейся ситуации необходимо усилить государственное влияние в повышении роли социального партнерства при решении проблем охраны труда, так как работодатели, их объединения отказываются или не готовы лидировать за столом переговоров.
Государство должно найти формы поддержки наиболее ущемленной стороны социального партнерства - работников - для уравновешивания интересов. Исторический пример западноевропейских стран свидетельствует о том, что только реальное равновеличие сторон партнерства обеспечивает социальный прогресс в обществе, включая и сферу охраны труда.
О реальном уровне социального партнерства в РФ можно судить по таким фактам, что до настоящего времени на 30% предприятий большая часть зарплаты выплачивается «в темную».
Вместе с этим необходима модернизация всей системы бюджетного финансирования социально-экономического развития. Планирование социального бюджета в РФ начинается с прогнозирования Минэкономразвития РФ, которое базируется на данных мониторинга исполнения бюджета в предыдущем периоде. Учитывая, что официальное статистическое наблюдение в России на самом низком уровне, макроэкономические показатели (инфляция, фонд оплаты труда и т.д.) долгие годы сознательно занижаются на 20-50% . Соответственно, рассчитываемые на их основе социальные показатели (уровень реальных доходов, уровень безработицы, и т.д.) также искажаются.
Но и при этом прогнозируемые показатели практически не влияют на объемы финансирования расходов социального бюджета, поскольку предельные объемы бюджетных ассигнований определяются Минфином РФ независимо от прогнозов, обобщаемых Минэкономразвития РФ. Их окончательный объем будет зависеть от степени «приближенности» к задачам Минфина России по обеспечению сбалансированности бюджетной политики.
И начинать изменения социальной политики надо с реального социального бюджетирования. А для этого необходимо, кроме того, изменить набор показателей социального развития в прогнозе, расширив этот набор. Важно ввести такие прогнозные величины показателей, как "средний размер пенсий", "соотношение средней пенсии с величиной прожиточного минимума", "минимальный размер оплаты труда", "соотношение минимального размера оплаты труда с величиной прожиточного минимума", "величина основных видов социальных пособий".