Выпуск от: 26.02.04   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 4
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОХРАНОЙ ТР

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОХРАНОЙ ТРУДА

Информационное обеспечение охраны труда на федеральном уровне.
Охрана труда нуждается в современных информационных технологиях. Информационное обеспечение охраны труда предусматривает единство действий в этом направлении на всех уровнях управления и является важной составной частью системного подхода к безопасности труда. В соответствии со ст. 210 ТК РФ, ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» к основным направлениям государственной политики в области охраны труда относится обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда.
На федеральном уровне информационное управление охраной труда обеспечивается:
Российской информационной системой охраны труда РИСОТ;
средствами массовой информации в виде издания центральных периодических журналов, официальных публикаций в «Российской газете», выступлений на радио и телевидении;
деятельностью Всероссийского центра охраны труда по выпуску специализированных изданий и развитию информационных технологий обучения по охране труда;
проведением международных и всероссийских специализированных выставок на базе Всероссийского выставочного центра «Безопасность и охрана труда», «Телогрейка», «Охрана труда в энергетике» и др.;
деятельностью издательских центров по обеспечению регионов литературой в области охраны труда («БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА И ЖИЗНИ», «Апрохим», «Талант» и др.);
организацией статистического наблюдения за условиями труда работников в Российской Федерации, ее субъектах и отраслях экономики.
Основная цель создания РИСОТ – содействие совершенствованию государственной системы управления охраной труда и обеспечения безопасности производства путем реализации комплексного и оперативного доведения полного объема информации по охране труда до конечных потребителей. РИСОТ сегодня призвана осуществлять современные информационные технологии и направлена на решение следующих задач:
развитие информационных ресурсов в области охраны труда и их систематизация;
содействие в формировании федеральной информационной системы и единого информационного пространства в области охраны труда;
организация эффективного информационного обмена между заинтересованными органами управления и организациями;
обеспечение законодательными и нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня;
продвижение услуг и средств защиты, направленных на обеспечение безопасности труда.
РИСОТ содержит и планирует развитие следующих информационных ресурсов, в т.ч. по ссылке Интернет-сайты органов управления и организаций:
объединение в одном месте необходимых источников информации таких как законодательная база, справочно-нормативная литература, информация о предприятиях и организациях, работающих в области обеспечения безопасных условий труда, периодических изданиях, травматизме, травмобезопасных технологиях, международных информационных ресурсах и проектах и др.;
создание эффективно работающего Интернет-портала, обладающего большим объемом информации (свыше четырех тысяч законодательных и нормативных правовых актов и т.п.);
сведения о деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;
информация о работе Межведомственной комиссии по охране труда;
электронный каталог средств индивидуальной защиты, нормативных требований к производству и применению спецодежды, спецобуви и других СИЗ;
создание региональных банков данных нормативных документов по охране труда в рамках единого информационного пространства;
анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, создание системы их мониторинга;
разработка дистанционного обучения по охране труда с использованием Интернет-портала РИСОТ, в т.ч. организация учебного процесса и реализация обучения проверки знаний в режиме реального времени;
открытие Интернет-форума по охране труда с целью обмена мнениями специалистов организаций и специалистов России об интересующих их вопросах, а также для обсуждения проектов нормативных документов.
В 2004 году доступ в РИСОТ будет осуществляться бесплатно.
Большое значение по информационному обеспечению охраны труда имеют центральные периодические журналы:
«Охрана труда и социальное страхование» (подписные индексы 72374, 70674, 45961, 83851);
«Охрана труда. Практикум» (приложение к указанному журналу, подписной индекс 71331);
«Библиотека инженера охраны труда» (подписной индекс 71329);
«Справочник специалиста охраны труда» (подписные индексы 80774, 81989, 43520, 44870);
«Безопасность труда в промышленности» (подписной индекс 70049);
«Человек и труд» (подписные индексы 70234, 83855);
«Социальная защита. Безопасность и медицины труда» (подписные индексы 71090, 47268, 47263, 72211).
Всероссийским центром охраны труда Минтруда России выпускаются следующие специализированные издания:
«Охрана труда. Информационный сборник» (индекс 66263);
«Охрана труда. Библиографическая информация» (индекс 66270);
«Охрана труда. Экспресс информация. Отечественный опыт» (индекс 66281);
«Охраны труда. Экспресс информация. Зарубежный опыт» (индекс 66281);
Бюллетень национального информационного центра по безопасности и гигиене труда. Серия: отечественная информация;
Бюллетень национального информационного центра по безопасности и гигиене труда. Серия: зарубежная информация (тел. 095-164-99-15).
Среди электронных периодических изданий популярны Всероссийское ежемесячное электронное издание – журнал «Без аварий и травм» (, компакт-диск “Охрана и безопасность труда”, Информационного Центра Безопасности и Охраны Труда (г. Санкт-Петербург, .

Региональные аспекты информационных технологий в управлении охраной труда.
Информационная политика в области охраны туда на уровне субъекта РФ направлена на решение целого комплекса задач:
доведение до работодателя и работников новых законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;
информирование общественности через средства массовой информации о проводимых мероприятиях (совещаниях, семинарах, заседаниях комиссий и т.п.), состоянии условий и охраны труда в организациях, отраслях на территориях муниципальных образований, а также деятельности органов государственной власти, надзора, контроля, местного самоуправления по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
пропаганда положительного опыта и тенденций в области безопасности труда;
консультирование руководителей и специалистов организации по вопросам охраны труда;
организация выставок средств индивидуальной защиты, учебной, методической и нормативной литературы;
проведение заседаний межведомственных комиссий и координационных советов по охране труда, трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
разработка и издание методических, учебных и иных пособий по охране труда;
публикация статей и информационных материалов в региональных и муниципальных газетах, выступления по местному радио и телевидению;
развитие новых информационных технологий на базе Интернет-порталов и сайтов;
регулярное размещение на Интернет-сайтах органов управления информации об охране труда.
Интернет-технологии сегодня являются важным звеном информационного взаимодействия органов государственного управления с органами местного управления и организациями на территории субъекта РФ. Например, в Чувашии в рамках республиканской информационно-аналитической системы РИАС и программы «Электронное Правительство Чувашской Республики» действует постоянно обновляемый Интернет-сайт министерства.
Интернет-сайт по охране труда содержит:
законодательные и нормативные правовые акты по охране труда;
методические рекомендации, информационно-аналитические вестники, учебные материалы и пособия, подготовленные в Чувашской Республике;
результаты ежемесячного мониторинга условий труда и производственного травматизма на территории республики;
информация о деятельности подразделений охраны труда и государственной экспертизы условий труда министерства;
государственные и муниципальные доклады о состоянии охраны труда и мерах по его улучшению;
информация о деятельности по муниципальному управлению охраной труда;
результаты смотров-конкурсов по охране труда между городами, районами и организациями Чувашской Республики;
информация об обучении по охране труда учебными центрами, в том числе в разрезе отраслей экономики и муниципальных образований;
сведения о предприятиях–изготовителях и поставщиках средств индивидуальной защиты;
текущая информация о проводимых совещаниях, семинарах, заседаниях, выставках и мероприятиях по охране труда.
Информационное обеспечение в обучении по охране труда.
Развитие государственной системы управления охраной труда требует постоянного совершенствования всех направлений государственной политики в этой области, среди которых важнейшим является обучение по охране труда руководителей, специалистов и работников организаций. Трехгодичная периодичность обучения позволяет доводить необходимую обновляющуюся информацию до обучаемых лиц и в учебном процессе охватить информационным полем всю многогранную деятельность по созданию безопасных и безвредных условий труда.
Информационно-методические аспекты обучения по охране труда должны затрагивать следующие составляющие учебного процесса:
· содержание программ обучения в зависимости от обучаемых категорий застрахованных с обоснованием изучаемых тем и разбивкой по соответствующим вопросам и часам преподавания;
· формы обучения, включающие традиционные формы обучения с лекционным стилем изложения тем, модульные системы обучения, новые технологии обучения - компьютерные мультимедиа системы;
· информационные материалы учебного назначения, часть из которых выдаются слушателям бесплатно в рамках сметы стоимости обучения за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а также в виде платных услуг, оказываемых обучающими организациями при приобретении учебных пособий, материалов на электронных носителях, видеофильмов и т.п.
Уровень обучения и качество знаний в области охраны труда в значительной степени определяется информационным обеспечением охраны труда. Именно проработка программных вопросов охраны труда и информационно-методическое сопровождение учебного процесса являются важными и необходимыми условиями формирования единого подхода к обучению, его качеству.
Сегодня большое значение имеют:
· построение единой действующей системы обучения с ориентацией на всеобщее и повсеместное обучение отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
· развитие методологии обучения по четко ориентированным программам обучения для каждой категории застрахованных (специалистов и руководителей служб охраны труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, руководителей бюджетных учреждений);
· методическая проработка и обоснование программных тем и вопросов обучения;
· методическое построение и освещение традиционной, давно и широко используемой обучающими организациями простой и доступной формы обучения - лекции и проверки знаний по охране труда;
· использование эффективных новых технологий обучения (дистанционное, модульное обучение, мультимедиа-технологии) как в автономной форме, так и в сочетании с традиционной формой обучения;
· использование комбинированных форм обучения - сочетание традиционной формы обучения с новыми технологиями обучения;
· осуществление необходимого и качественного контроля достижения обучаемыми заданного уровня знаний, навыков и умения - от промежуточного периодического контроля знаний по мере изучения тем учебной программы до проверки знаний комиссией;
· организационно-информационное сопровождение учебного процесса путем создания банка данных об обучаемых на бумажных и электронных носителях информации;
· создание и актуализация информационных ресурсов учебного назначения (текстов учебных пособий, нормативных документов, иллюстрационных и методических материалов, электронной библиотеки;
· применение и реализация обучаемым актуализируемой информации, литературы по охране труда на базе новых информационных технологий (мягкие и лазерные диски), а также в бумажном исполнении;
· создание автоматизированных учебных курсов, включающих электронные учебники, автоматизированные лабораторные практикумы, автоматизированные системы контроля усвоения знаний;
· совершенствование материально-технической базы (компьютерная техника, манекены-тренажеры по оказанию медицинской помощи, лабораторные приборы и комплексы, экспонаты и образцы средств индивидуальной защиты и пр.);
· обеспечение обучаемых категорий застрахованных раздаточной литературой за счет средств ФСС РФ.
Указанное последнее направление реализуется в следующих рекомендуемых законодательных, нормативных правовых и методических материалах, выдаваемых обучаемым по охране труда за счет средств ФСС РФ:
1. Программа и учебно-тематический план обучения и проверки знаний по охране труда отдельных категорий застрахованных.
2. Перечень законодательных и нормативных актов по охране труда.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечения).
4. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
5. Закон об охране труда в Чувашской Республике.
6. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 декабря 1998 года № 51 «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
7. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 года № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».
8. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 января 2001 года № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда».
9. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда».
10. Методические рекомендации по возложению обязанностей по охране труда на руководителей и специалистов организации.
11. Методические рекомендации по формированию и организации деятельности комитетов (комиссий) по охране труда организации.
12. Методические рекомендации по организации работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
13. Методические рекомендации по организации трехступенчатого контроля за охраной труда.
14. Методические рекомендации по проведению «Дня охраны труда» в организации.
15. Примерный перечень документации по охране труда организации.
Примерный перечень документации по охране труда организаций, рекомендуемый слушателям учебными центрами, имеет общий характер, не исключает выборочного применения с учетом вида деятельности и отраслевой специфики организации и содержит:
1. Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда.
2. Распорядительные документы об организации службы охраны труда или назначении специалиста (инженера) по охране труда.
3. Положение об организации работы по охране труда.
4. Правила внутреннего трудового распорядка.
5. Журнал учета движения трудовых книжек.
6. Приходно-расходная книга по учету трудовых книжек и вкладышей к трудовым книжкам.
7. Содержание раздела обязательств работодателя и работника по условиям и охране труда в трудовом договоре (контракте).
8. Коллективный договор и Соглашение по охране труда.
9. Должностные обязанности руководителей, специалистов и работников по охране труда.
10. Стандарты предприятия по охране труда.
11. Журнал регистрации вводного инструктажа.
12. Перечень основных вопросов вводного инструктажа.
13. Перечень производств и профессий, при работе в которых обязательно прохождение медицинских осмотров.
14. График проведения периодических медицинских освидетельствований.
15. Перечень бесплатно выдаваемой специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
16. Личная карточка учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений.
17. Журнал учета инструкций по охране труда для работников.
18. Перечень основных вопросов инструктажа на рабочем месте.
19. Утвержденный перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте.
20. Приказ о назначении комиссии по проверке знаний по охране труда.
21. Приказ об организации обучения и проверки знаний по охране труда.
22. График проверки знаний по охране труда.
23. Программы обучения работников по охране труда.
24. Экзаменационные билеты по охране труда.
25. Протоколы заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда.
26. Личные карточки прохождения обучения по охране труда.
27. Набор инструкций по охране труда для работников по профессиям и видам работ.
28. Перечень работ повышенной опасности.
29. Журнал регистрации нарядов-допусков на выполнение работ повышенной опасности.
30. Перечень профессий и видов работ, к которым предъявляются повышенные требования по технике безопасности.
31. Государственные статистические отчеты 1-Т (условия труда) и 7- травматизм.
32. Планирование работы по охране труда, мероприятия по охране труда.
33. Положение о порядке проведения административного и общественного контроля за обеспечением безопасности труда.
34. Журнал приемки и осмотров лесов и подмостей.
35. Журнал учета и содержания защитных средств.
36. Протоколы измерения величин сопротивлений изоляции электропроводок и заземляющих устройств.
37. Приказ о порядке производства работ вблизи линий электропередач.
38. Приказ по организации работы автотранспортных средств.
39. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
40. Акты о несчастных случаях на производстве формы Н-1.
41. Сообщения о последствиях несчастного случая на производстве.
42. Перечень должностей ИТР и электротехнического персонала, которые должны иметь квалификационную группу по электробезопасности.
43. Перечень профессий и видов работ, требующих присвоения первой квалификационной группы по электробезопасности.
44. Приказ о создании комиссии по наблюдению за состоянием и эксплуатацией зданий и сооружений.
45. Журнал регистрации противопожарного инструктажа.
46. Инструкция по пожарной безопасности.
47. Приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность.
48. Инструкции по мерам пожарной безопасности.
49. План (схема) с инструкцией по эвакуации людей и имущества на случай возникновения пожара.
50. Приказ на организацию ДПД.
51. Приказ о создании пожарно-технических комиссий.
52. Приказ о назначении лица, ответственного за средства пожаротушения.
53. План противопожарных мероприятий.
54. Оперативный план тушения пожара.
55. План приведения противопожарных тренировок.
56. Инструкции о порядке действий персонала при срабатывании пожарной автоматики.
57. Приказ о закреплении пожарной техники.
58. Инструкция по управлению пожарной станцией.
59. Документация по эксплуатации производственного оборудования и ведению технологических процессов.
60. Предписания, заключения, представления государственных органов надзора и контроля.
61. Положение о совместной комиссии по охране труда предприятия.
62. Приказ о создании совместной комиссии по охране труда.
63. Протокол собрания трудового коллектива об избрании уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
64. Приказы о назначении ответственных лиц по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, электрохозяйства, газового хозяйства, лифтов и другого оборудования, представляющего при эксплуатации повышенную опасность.
65. Приказ о допуске к работе персонала, обслуживающего грузоподъемные механизмы.
66. Журнал учета и периодических осмотров объектов подконтрольных Госгортехнадзору.
67. Журнал учета акта-допуска для производства строительно-монтажных работ на территории действующего предприятия.
68. Журнал учета наряда-допуска на производство работ краном вблизи воздушной линии электропередачи (п.7.5.19. ПУБЭ ГПМ).
69. Журнал учета грузоподъемных механизмов (ГПМ), не подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, съемных грузозахватных приспособлений и тары, результатов их осмотров и разрешений на их эксплуатацию (п.7.1.10 п.7.2.6 ПУБЭ ГПМ).
70. Журнал учета утвержденных инструкций для ответственных лиц, обслуживающего персонала по безопасной эксплуатации ГПМ (п.7.4.30 ПУБЭ ГПМ).
71. Журнал учета обеспечения обслуживающего персонала ГПМ производственными инструментами (п.7.4.30 ПУБЭ ГПМ).
72. Журнал учета обеспечения ИТР правилами, должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации ГПМ (п.7.4.30 ПУБЭ ГПМ).
73. Журнал учета обучения, проверки знаний крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности, стропальщиков и допуска их к работе (п.7.4.26,ПУБЭ ГПМ).
74. Журнал учета обучения, проверки знаний ИТР по ПУБЭ ГПМ и выдачи удостоверений установленного образца (п.7.4.2 ПУБЭ ГПМ).
75. Приказ об установлении порядка периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, создании ремонтной службы, обеспечивающих содержание ГПМ, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии (п.7.4.1 ПУБЭ ГПМ).
76. Приказ о создании комиссии для испытаний ГПМ (ИСО 4310. Краны. Правила и методы испытаний).
Материалы по аттестации рабочих мест по условиям труда:
77. Приказ о создании постоянно действующей комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда.
78. График подготовки и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
79. Перечень рабочих мест для аттестации по условиям труда с соответствующими средствами производства, производственными факторами (по гигиеническим критериям, травмобезопасности, средствам защиты).
80. Протоколы измерения уровней вредных и опасных производственных факторов.
81. Протоколы оценки рабочих мест по травмобезопасности.
82. Протоколы обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
83. Карты аттестации рабочих мест по условиям труда.
84. Ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении.
85. Сводная ведомость аттестации рабочих мест по условиям труда в организации.
86. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.
87. Протоколы заседаний аттестационной комиссии.
88. Приказ об утверждении результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
89. Заключение государственной экспертизы условий труда органа исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации о качестве аттестации рабочих мест по условиям труда.
90. Сертификат соответствия работ по охране труда.
В последнее время все большее развитие находят новые информационные технологии обучения – дистанционное обучение, в т.ч. планируемое в РИСОТ, а также использование мультимедийных компьютерных программ. Их введение обеспечивает возможность индивидуализации обучения, повышения сосредоточенности и активности обучаемого, возникновения дополнительного интереса к самому процессу получения знаний, постоянного диалога с компьютером. Такие мультимедийные компьютерные комплексы включают следующие программы:
«Новые знаки безопасности»;
«Оказание первой медицинской помощи»;
«Основы электробезопасности»;
«Безопасность при ремонте и эксплуатации автотранспорта»;
«Безопасность работ на высоте»;
«Техника безопасности при сварочных работах» и др.
Каждая мультимедийная программа включает в себя два модуля – электронное пособие для изучения вопросов безопасности и модуль для выполнения самоконтроля знаний со сбором статистической информации по ответу. В программах используются средства мультимедиа – фрагменты натурных видеофильмов, фотографии, занимательные рисунки, анимации, звук (включая речевое сопровождение). Интерфейс программ прост и рассчитан на пользователей, не имеющих начальной компьютерной подготовки.

Информационные технологии управления охраной труда в организациях.
В соответствии с ст. 212 ТК РФ, ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» обязанностью работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающимся им компенсациям и средствам индивидуальной защиты. Согласно ст. 217 ТК РФ, ст. 12 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» в организации создается служба охраны труда, вводится должность специалиста по охране труда для осуществления соответствующих задач и функций, в том числе по информационному обеспечению. На основании рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14, к основным задачам службы охраны труда относятся информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, пропаганда вопросов охраны труда, а информационными функциями являются следующие:
обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами (приказами, распоряжениями, правилами, нормами, инструкциями по охране труда и др.), наглядными пособиями и учебными пособиями по охране труда;
организация и руководство работы кабинета охраны труда, подготовка информационных стендов, уголков охраны труда в подразделениях;
организация совещаний по охране труда;
ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.д.
Современное производство, обеспечивающей частью которого является безопасность условий труда, требует новой информационной технологии охраны труда, автоматизации сложной многоплановой деятельности специалистов по охране труда, с одновременным решением оперативного доведения до каждого пользователя в рациональном объеме практических результатов и разработок.
Необходима новая информационная технология обеспечения безопасности труда, которая позволила бы специалисту по охране труда своевременно получать полную, достоверную, системную информацию для принятия эффективных решений в рамках своих профессиональных обязанностей с применением опыта и знаний квалифицированных работников.
Основу информационной технологии должно составлять автоматизированное рабочее место специалиста по охране труда (АРМ СОТ), которое представляет собой программно-технический комплекс на базе персональной ЭВМ (ПЭВМ) на рабочем месте пользователя-программиста.
Информационное обеспечение АРМ СОТ поддерживается комплексом информационных носителей, состав и содержание которых определяется в каждом конкретном случае технологической целесообразностью и возможностью организовать автоматизированный сбор и оперативную передачу полных и надежных сведений.
Персональные информационные системы при своем создании требуют решения двух проблем – формализации знаний по охране труда и организации взаимодействия специалиста с ПЭВМ.
Контроль состояния условий труда, поиск причин, ухудшающих их, принятие решений по повышению безопасности труда, ее нормализации - трудоемкие, длительные процедуры, сопровождающиеся тяжелыми рутинными операциями по работе с нормативно-инструктивной документацией и специализированной литературой.
Информационная технология обеспечения безопасности труда состоит из нормативно-технологических процессов, информационного представления состояния безопасности труда в виде баз данных и знаний, прикладного программного обеспечения, аппаратных средств пользования, предметной области (состояния и условий формирования безопасности труда) и др.
Отличительной особенностью современных методов организации труда, в том числе обеспечение его безопасности, является тенденция широкого использования ПЭВМ в качестве средства автоматизации профессиональной деятельности специалиста по охране труда.
АРМ СОТ помогает наладить делопроизводство по охране труда в организации, которое должно осуществляться в соответствии с требованием специализированного подразделения, такого как управление делами, общий отдел, канцелярия и т.д. Служба охраны труда или отдел охраны труда в организации занимает свою структурную позицию, соответственно имеет свой структурный номер.
Документации по охране труда в организации (на бумажных носителях и (или) в электронном виде) устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии. Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы должны своевременно корректироваться.
По службе охраны труда в процессе работы проходит множество документов, поэтому массив документов следует подразделять на папки-дела. В работе по охране труда используется распорядительная, учетная и отчетная документация. Необходимо разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных, что удобно делать в электронном виде с помощью ПЭВМ.
Ниже приводится рекомендуемая примерная номенклатура дел для использования в работе службы охраны труда.
Дело 01 Законодательные и нормативные правовые акты в области охраны труда Российской Федерации и Чувашской Республики
Дело 02 Стандарты системы управления охраной труда в организации
Дело 03 Копии приказов, распоряжений руководства организации, касающиеся службы охраны труда
Дело 04 Положение о службе охраны труда организации. Положение об организации работы по охране труда в организации. Должностная инструкция специалиста по охране труда
Дело 05 План мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации
Дело 06 Планы работы службы охраны труда, специалиста по охране труда (неделя, месяц, квартал, год).
Дело 07 Инструкции по охране труда по видам работ и профессиям работников организации
Дело 08 Протоколы совещаний руководства организации по вопросам охраны труда
Дело 09 Переписка со сторонними организациями
Дело 10 Журнал учета инструкций по охране труда
Дело 11 Журнал учета выдачи инструкций по охране труда
Дело 12 Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда с работниками организации. Программа водного инструктажа по охране труда
Дело 13 Перечень производств и профессий организации, при работе в которых обязательно прохождение медицинских осмотров
Дело 14 График проведения периодических медицинских осмотров
Дело 15 Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте. Перечень вопросов инструктажа на рабочем месте
Дело 16 Программы обучения работников по охране труда. Билеты проверки знаний по охране труда
Дело 17 Протоколы проверки знаний по охране труда ИТР и рабочих
Дело 18 Журнал регистрации несчастных случаев на производстве
Дело 19 Копии материалов расследования несчастных случаев на производстве, произошедших в организации
Дело 20 Документация по техническому осмотру внутризаводского транспорта
Дело 21 Предписания, акты обследования надзорных и контрольных органов
Дело 22 Предписания инженера по охране труда организации
Дело 23 Статистические отчеты по охране труда (1-т (условия труда), 7-травматизм, по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве формы 4-ФСС РФ)
Дело 24 Нормативы выдачи средств индивидуальной защиты работникам организаций, нормы выдачи молока, мыла
Дело 25 Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты
Дело 26 Журнал регистрации нарядов-допусков на выполнение работ повышенной опасности
Дело 27 Положение о совместной комиссии по охране труда
Дело 28 Журнал регистрации инструктажа о противопожарной безопасности
Дело 29 План противопожарных мероприятий
Дело 30 Протоколы измерений показателей производственных факторов на рабочих местах
Дело 31 Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда
Дело 32 Материалы сертификации работ по охране труда
При необходимости в зависимости от вида хозяйственной деятельности организации номенклатура дел может быть расширена.
АРМ СОТ в Чувашской Республике как показательный пример активно внедрен на предприятиях электроэнергетики ОАО «Чувашэнерго. В частности, недавний республиканский семинар-совещание по охране труда, проведенный в рамках школы специалистов по охране труда администраций городов и районов республики, был посвящен изучению АРМ СОТ на Чебоксарской ТЭЦ-2.

Н.Р. Абрамов, заместитель министра социальной политики Чувашской Республики, канд. техн. наук