Выпуск от: 18 мая 2004 г.   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 6-7
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
Е.С. ПОЧТАРЕВА

Е.С. Почтарева, представитель Госсанэпиднадзора Минздрава

России по вопросам обеспечения охраны здоровья работающих
Что нового происходит в Госсанэпиднадзоре?
По решению Президента и Правительства мы теперь называемся Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Это официальное название. И руководителем нашей службы назначен Геннадий Григорьевич Онищенко. В ближайшее время Правительство должно собраться на свое очередное заседание и утвердить численный состав и структуру нашей службы.
После выхода в свет закона о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. нормативную базу необходимо привести в соответствие с положениями этого закона. Мы это успели сделать до 1 июля 2003 года, когда Минюст прекратил регистрацию любых санитарных, ГОСТов и любых других нормативных документов.
Мы успели совместно с нашим научно-исследовательским институтом разработать 93 нормативных документа. Это санитарные правила в различных разделах нашей работы. По гигиене труда вышло 16 нормативных документов. Все они уже опубликованы в официальной печати. С ними можно познакомиться в местах торговли. Они довольно объемные, конечно, не без каких-то неточностей, так как было дано очень мало времени, и работала очень маленькая группа специалистов.
Сейчас мы занимаемся в соответствии с постановлением правительства РФ № 646. Оно касается пересмотра приказа № 90 «О порядке проведения предварительных периодических медицинского осмотров и допуска к работе». Хотелось сделать больше: объединить все действующие приказы по этому вопросу - приказ № 555, который касается водителей транспортных средств и ряда декритирных контингентов, это касается приказа № 280 «Временного перечня вредных и опасных производственных факторов», это касается самого приказа № 90 и № 405 (по организации медицинских осмотров работников). Такая была благая идея. В результате несогласованных действий двух департаментов был разработан только перечень вредных факторов, совместно с НИИ медицины труда, и только порядок проведения медицинских осмотров.
Приказ № 90 не отменяется, так как там основные веши, которые мы контролируем, это: объем проводимых исследований, набор специалистов комиссий, которые проводят эти исследования и кратность проведения осмотров.
Последняя редакция этого документа рассматривалась на прошедшей неделе, но поручение правительства – это до 1 апреля внести полностью этот документ на рассмотрение в Правительство.
Продолжаются контакты с Правительством и с теми комиссиями, в которых мы задействованы. В марте мы совместно с министерством присутствовали на заседании Совета безопасности и обсуждали вопросы об условиях труда работников. На заседании Правительства выступал Г.Г. Онищенко с предложением об утверждении федеральной целевой программы «Здоровье работающего населения России». Правительство нас услышало, программа разработана, дело осталось за финансированием. Наверно, в связи с реформой решение вопроса будет отложено на некоторое время.
По материалам нашего надзора мы наблюдаем следующее: в связи с тем, что объект нашего надзора раздробили, увеличилось количество объектов надзора. Но количество надзирающих органов и специалистов не увеличилось. И поэтому специалистам на местах приходится справляться с огромным объемом работы.
Приходится сталкиваться с абсолютным невыполнением каких-либо требований. Те, кто руководят вновь создающимися объектами, понятия не имеют о наличии таких законодательных документов. Поэтому нами сейчас организуется работа по обучению руководящего состава и самих работников санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. Такая работа в Москве очень активно ведется в учебном центре «Профессионал». И надо думать, что в скором времени эта работа даст свои результаты.
Что происходит с профессиональными заболеваниями? На 2003 год показатель профессиональных заболеваний 2,21 на 10 тысяч работающих - пока предварительная цифра. Предварительная так как еще не все результаты поступили с территорий. В прошлом году у нас показатель был 2,23 на 10 тысяч человек. Почему такое состояние? Во-первых, сейчас и особенно с принятием ТК у нас будет очень идти высокое сокрытие случаев профессиональных заболеваний. Работники боятся потерять работу, а для работодателей лучше иметь хорошего специалиста, чем кого-то нанимать с улицы и заново обучать. И этим мы будем сейчас постоянно сталкиваться.
И это подтверждается тем анализом заболеваемости с временной утратой работоспособности, с которой еще хоть как-то можно справиться. Но все прекрасно понимают, что сейчас при отсутствии вообще каких-либо данных об общих заболеваниях сложно проводить такой анализ. В Росси увеличивается средняя длительность больничного листа. Другими словами - человек обращается за помощью уже в тех случаях, когда у него заболевание запущено, нормальная жизнедеятельность нарушается и нужно срочно идти к врачу. То же самое и с профессиональной заболеваемостью: человек обращается за помощью, когда уже заболевание запущено. И если по ряду нозологий мы еще можем на начальных стадиях как-то вернуть человека к нормальной жизни и вылечить его, то с запущенными заболеваниями это уже сделать трудно. Это влечет за собой повышение уровня инвалидности в стране, что мы тоже сейчас наблюдаем. У нас увеличился процент первичного выхода на инвалидность.
В связи с тем, что работникам пенсионного возраста трудно устроиться на работу и найти себе место на предприятии, они, естественно, пытаются оформить себе профессиональное заболевание. Это те, кто раньше работали с вредными условиями труда. Идет масса заявок на восстановление актов о случаях профессиональных заболеваний, на восстановление утраченных документов – это тоже сейчас идет потоком. Это особенно заметно, когда рушится какое-либо крупное предприятие. Как, например, в случае с Аэрофлотом. У нас сразу вырос показатель заболеваемости летчиков и бортпроводников именно этой компании. Все сразу пошли оформлять себе профессиональное заболевание. Форма заболевания уже запущенная, где были эти люди раньше, и почему раньше лечебные учреждения гражданской авиации не видели эти признаки профессиональных заболеваний?
Возникает вопрос, чего можно ожидать от летчика, у которого нейросенсорная тугоухость, что может произойти, если летчик плохо слышит? Прекрасно знаете, сколько сейчас катастроф. Очень просто делаются эти выводы.
Наша с вами роль сейчас на данном этапе развития и становления нашего государства очень велика. Жаль, что в Правительстве не совсем, может быть, понимают это, и, как мне кажется, недостаточно времени уделяется этим вопросам. Хотя нельзя сказать, что нас не заслушивали, что в Правительстве мы не ставили эти вопросы. Да, нас заслушали, да приняли какие-то решения, а дальше – пустота!