Выпуск от: 30 августа 2004 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 9
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА

В мае 2004 г. в московском Научно-исследовательском институте проблем охраны труда состоялся очередной постоянно действующий семинар "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА".
В работе семинара, организованном Ассоциацией специалистов по охране труда и НИИ проблем охраны труда приняли участие ведущие специалисты органов исполнительной власти, контроля и надзора, научных учреждений, ряда организаций, представители членских организаций АСОТ.
В ходе семинара обсуждались вопросы административной реформы, реализации Трудового кодекса РФ, совершенствования нормативно-правовой базы по охране труда и страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В выступлении В.И. Медведева, президента АСОТ было посвящено актуальным проблемам охраны труда:
- Тема семинара действительно актуальна: идет административная реформа, она напрямую касается и проблемы охраны труда. В стадии реализации находится недавно принятый Закон о техническом регулировании, который тоже налагает особый отпечаток на решение вопросов охраны труда, в частности, работы по совершенствованию нормативно-правовой базы, нормативно-правовых актов. Тема настолько серьезная, что даже разработчики Закона не могут ответить на все возникающие вопросы. Кроме того, более двух лет действует Трудовой кодекс РФ, в него вносятся изменения и дополнения. В Думе рассматривается и в первом чтении принят закон о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс, которых уже набралось много, в том числе и по охране труда. Поэтому мы решили вынести эти темы для обсуждения на нашем семинаре, чтобы получить информацию из первых рук.
Об административной реформе. Административная реформа началась с Указа Президента РФот 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Принят целый ряд постановлений правительства по вопросам структуры органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и агентств, в том числе по Министерству здравоохранения и социального развития РФ, подконтрольным ему Федеральной службе по труду и занятости, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (сюда же входит и служба бывшего Госсанэпиднадзора), а также Федеральной службе по технологическому надзору, подконтрольной Министерству промышленности и энергетики. И сюда я бы добавил еще одну федеральную службу: по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт). Это те органы исполнительной власти, которые могут иметь какие-либо точки соприкосновения с органами, занимающимися вопросами охраны труда. Одна из целей: разграничить функции управления, функции надзора и контроля и оказание услуг. Как это получится на практике – покажет реализация этих документов. Издание нормативных актов – теперь функция Министерства, будем говорить о нашем министерстве, министерстве здравоохранения и социального развития. Министерство готовит проекты законов, указов президента и постановлений правительства в пределах своей компетенции. Основная функция Федеральной службы по труду и занятости, – контроль и надзор над соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В конце апреля 2004 года были упразднены более ста всевозможных вневедомственных комиссий, образованных Правительством РФ, в том числе и межведомственная комиссия по охране труда. В то же время, 30 апреля вышло постановление правительства, которое предусматривает создание аналогичных комиссий. Это дает возможность создать комиссию с более весомым статусом, чем прежде. Желательно, чтобы эта межведомственная комиссия была создана под эгидой правительства, а не под эгидой министерства, как было раньше, с целью более действенной координации работы Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства промышленности и энергетики подведомственных им федеральных служб и агентств.
Федеральная служба по технологическому надзору – это сейчас, практически, Гостехнадзор, усилена за счет включения архитектурно-строительного контроля и Энергонадзора, но у них изъята серьезная функция по разработке, изданию и утверждению нормативных документов. Теперь эту функцию будут осуществлять Министерство промышленности и энергетики и Федеральная служба по техническому регулированию - орган, который разрабатывал Закон о техническом регулировании. Здесь вопросы пересекаются, и от того, будет ли создана межведомственная комиссия, зависит координация деятельности этих федеральных органов исполнительной власти и, прежде всего, в области совершенствования нормативной правовой базы.
В этом есть положительные моменты: в одном блоке с Министерством здравоохранения и социального развития оказались бывший Госсанэпиднадзор и те, кто занимается охраной труда: органы управления и инспекции труда. Теперь один министр имеет возможность организовать нормальное взаимодействие этих органов. Я думаю, что будет идти дальнейшее сближение гигиены, медицины и охраны труда, чего не было ранее, как записано в международной конвенции и как должно быть при рыночной экономике.
Второй плюс - в этот же блок входит Фонд социального страхования РФ, и, естественно, он отвечает за направление работы, которое к нам относится - это страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. И мы надеемся, что новый руководитель внесет новую струю, и более эффективно заработает экономический механизм по охране труда, который заложен в законе об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Есть и минусы. Вы, наверное, заметили, что внимание к охране труда, во всяком случае, судя по документам, которые принимаются, в какой-то степени снижено. Хотя функция «условия и охрана труда» в функциях министерства обозначена, но департамента, отвечающего за реализацию этой функции, пока еще нет. Нам бы хотелось, чтобы это был самостоятельный департамент или хотя бы отдел условий охраны труда.
Что будет с охраной труда в отраслевых министерствах? Сейчас разрабатывается подробное положение, принимаются меры, чтобы положение об охране труда там прозвучало, чтобы были специалисты по охране труда, а лучше - службы, как это было раньше. Но пока еще нет ясности, остается ждать.
К минусам я бы еще отнес вопрос, касающийся Федеральной инспекции труда. Во-первых, статус инспекции на местах в регионах остается таким же, если не считать, что она относилась к Министерству труда и социального развития, а теперь будет в составе Федеральной службы труда и занятости, то есть на один орган исполнительной власти ниже. Тут многое зависит от руководства инспекции и всей системы. Безусловно, все права, заложенные в ТК, остаются, они дают возможность осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства, в частности, по охране труда.
Больше того, не хотелось бы, чтобы инспекция труда еще в ходе реформы была сокращена, как это предусматривается сделать. Если на 20% ее сократить, что от нее останется? А права и объем работы остаются прежними. Здесь все будет зависеть от руководителей, которые возглавляют эту службу. Мы знаем, что они прилагают все усилия, чтобы статус инспекции был на определенном уровне.
В результате административной реформы услуги и выдача лицензий, проведение сертификации, экспертизы – эти функции перейдут от государственных органов исполнительной власти к негосударственным структурам. Например, Всероссийский центр охраны труда, наверное, будет выполнять эти функции по заданию Министерства здравоохранения и социального развития. В то же время, в этих условиях найдем свое место и мы – те, кто входят в ассоциацию специалистов по охране труда. Но существует условие, что этими вопросами будут заниматься организации, которые будут иметь соответствующую государственную аккредитацию.
О государственной системе управления надзора и контроля. Сейчас проверку на прочность проходит вся система управления охраной труда, которая была создана с начала 1990-х годов на федеральном и региональном уровнях. Сделано было много, как бы критически ни относиться к этой системе. В новом ТК практически на 90% отражены вопросы по охране труда, которые были закреплены Законом № 181-ФЗ. Мы отмечаем это со знаком плюс, хотя не все задумываются об отрицательной стороне такого положения дел. В ТК содержится большая часть норм из Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ», и это дает возможность законодателям принять решение об отмене Закона. Но мы считаем, что это будет неправильно как в политическом плане, так и в чисто деловом. Многие помнят, как в начале 1990-х годов мы боролись за то, чтобы в России был закон об охране труда. Это было реализовано через «Основы законодательства по охране труда». Мы хотели, чтоб в России появился такой закон, при наличии КЗоТа, где тоже были основательно расписаны вопросы по охране труда. А теперь мы приходим к тому, что наш закон будет ликвидирован в соответствии с ТК.
Система управления охраной труда создана, законы по охране труда приняты в 70 субъектах Российской Федерации. Это тоже большое достижение, там тоже серьезно к этому делу отнеслись, а если отменить сейчас этот федеральный закон, то начнут отменять законы на местах. В Коми уже отменили закон об охране труда. Ни в коем случае нельзя этого допускать.
Напротив, закон об охране труда должен дополняться новым содержанием, не вошедшим в ТК. Например, социальное партнерство. Это требует развития некоторых статей ТК. Взять те же комитеты (комиссии) по охране труда: можно развить в законе статью 218 ТК, где непонятно в какой форме записали, что комитет создается по инициативе одной из сторон. Или администрации, или представителя профсоюза или иного представительного органа. А в наших условиях этой инициативы, как правило, никто не проявляет. Посмотрим, как будет решен вопрос в ТК о государственной экспертизе условий труда.
Говорили: «здорово, что целиком включили в ТК положение о расследовании несчастных случаев, положение об инспекции труда». Считали, что это правильно, а оказалось – медвежья услуга, все это можно было сделать и включить в закон об охране труда. Он был бы для нас руководящим документом. А сейчас, если посмотреть нормы статей в ТК, касающиеся федеральных органов, все расплывается, там уже нет слов «охрана труда». То есть закон, если бы мы его сохранили, был бы очень полезен.
Плоха или хороша государственная система управления охраной труда, но она существует. Положительную роль здесь играет и закон об обязательном страховании от несчастных случаев, начал работать заложенный в нем экономический механизм. Сейчас предприятие и работодатель стремятся к улучшению показателей работ по охране труда, потому что Фонд социального страхования без соответствующего подтверждения, без улучшения показателей не даст разрешения на снижение тарифа или получения скидки. Закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев далек от совершенства. Мы надеемся, что в рамках Министерства здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по труду и занятости будут предприняты меры по его совершенствованию.
Часто возникают вопросы по обучению отдельных категорий застрахованных. Не во всех городах, районах, где есть предприятия, и не все обучающие организации имеют право на пользование этими деньгами Фонда социального страхования. Людям порой приходится ездить в областной обучающий центр, чтобы пройти это обучение. Тем не менее, 125-й Закон за 4 года реализации показал себя с положительной стороны.
Сейчас нужно делать акцент на работу непосредственно в организациях малого и среднего бизнеса, небольших организациях. Посещая предприятия, которые просят оказать услуги по охране труда (их пока немного), мы вынуждены констатировать, что на таких предприятиях работа по охране труда даже не начиналась. И на это нужно обратить особое внимание. Это дело федеральных структур, субъектов Российской Федерации, которые также должны принимать в этом активное участие, несмотря на результаты административной реформы и ход реализации Закона о техническом регулировании, внесение изменений в ТК.
В стране правовая база уже создана, она позволяет нормально организовывать работу, начиная со стандарта по организации работ по охране труда в организациях и кончая всем, что разработано в Министерстве труда и социального развития.