Выпуск от: 30 августа 2004 года   Новый номерАрхивПодпискаФорумНаш адрес
   
Безопасность труда иЖизни № 9
издается с 25 августа 2000 года
   

Реклама


Реклама на сайте
Безопасность Труда и Жизни
Распечатать   Распечатать
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Солдатов Валентин Данилович, директор Инженерного центра обеспечения безопасности в промышленности

Чем вызвано введение Закона о техническом регулировании? Мы перешли на рыночную экономику, в СССР на протяжении длительного периода создавалась база для нормативного регулирования. Завершение ее разработки пришлось где-то на 1980-е годы. Была создана система ГОСТ. Все нормативные акты разрабатывались отраслевыми министерствами и вводились в качестве обязательных государственных требований. Мы будем говорить об одной категории документации - ГОСТах. Их требования были обязательны для исполнения, независимо от того, относятся эти требования к безопасности продукции или к конкурентным характеристикам этой продукции. Таких нормативных актов в СССР было разработано порядка 60 тысяч. Они разработаны ведомствами, их отыскать очень сложно, потому что это ведомственные документы. И государство выступало заказчиком каждого нормативного акта. Оно по этому акту было заказчиком продукции и единственным покупателем. И только потом продукция попадала в розничную торговлю и доходила до потребителя.
Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Сейчас на рынке работ, услуг не один государственный заказчик, а много юридических и физических лиц, интересы которых уже не вписываются и объемы требований уже не могут быть отражены в ГОСТе, потому что рынок требует динамизма в развитии. Попробуйте изменить государственный стандарт, что это повлечет за собой? Разве это не является тормозом всего прогресса, всего производства в условиях рыночных отношений? Поэтому было принято решение перейти на такую систему.
Что эта система дает? Для иллюстрации. В ГОСТе о требованиях к хлебопекарной продукции, принятом в 1957 году, было сказано, что эта продукция должна транспортироваться с использованием такого-то материала. Попробуйте выполнить эти требования сегодня, когда появилась целлофановая упаковка и много других. Сам изготовитель должен выбирать, какая должна быть упаковка. Потому что он поделил потребителей на определенные секторы. Категории потребителей разные, разный спрос. Поэтому и предложение должно быть разным. Сейчас вопросы, которые были в ГОСТе и относились к безопасности человека, животного мира и т.д., стали отделяться от вопросов безопасности продукта, безопасности процесса производства, хранения, транспортировки, утилизации, реализации. И было принято решение, чтобы Закон о техническом регулировании выделил их из всех нормативных актов, это первые категории, которые обеспечат непреложные требования, за которыми должен быть государственный контроль. Вот эти требования должны быть включены в документ, который получил название «технический регламент». И за эти требования государство несет ответственность, ставит их на свой контроль. Но контроль очень интересный.
Мы привыкли, что качество продукции мы проверяли после ее изготовления, до поступления на склад, т.е. контроль за качеством продукции велся на стадии изготовления продукта. Здесь же вопрос поставлен по-другому: контроль должен осуществляться на стадии реализации продукции. Государство не интересует, какого качества был продукт, но его интересует, чтобы это качество было не ниже установленных норм во время реализации. Никто из контролеров не пойдет на заводской склад и не будет проверять. Вот в этом отличие подхода.
Получилось так, что 60 тысяч нормативных актов, изданных разными ведомствами, которые составляют единую государственную систему нормативного регулирования, не удержишь в поле зрении, с таким количеством актов работать невозможно. Встал вопрос сократить это количество. И на сегодняшний день было определено, что критическое количество технических регламентов должно быть не более 2 тыс. Технические регламенты вводятся в действие федеральными законами. Но технический регламент – это технический документ с техническими параметрами, а он не может пройти нормальную стадию прохождения документа в той же Госдуме, так как Госдума не может работать с техническими параметрами, не может утверждать их. Поэтому технические регламенты, носящие форму технического документа, будут вводиться в действие федеральными законами, либо постановлениями правительства, либо в экстренных случаях указом президента.
Федеральным законом будут вводиться долговременные технические регламенты, в основу которых положены физические технические параметры, которые длительное время не меняют своих показателей, и по этим нормативам будут устанавливаться пределы безопасности. А те параметры, которые определяют конкурентоспособность продукции, будут вводиться постановлениями правительства. Есть две категории технических регламентов. Первая категория создает скелет всей системы технического регулирования. А вторая, которая будет утверждаться правительством, дает возможность регулирования всей нормативной базы и удержания требований к продукции на тех уровнях, которые в настоящее время производство может обеспечить. Например, если мы сегодня введем в технический регламент, как обязательное требование, подушку безопасности в автомобиле, то может ли наш автопром сейчас обеспечить это? Нет. Так и по другим вопросам. Требования, которые сейчас неосуществимы для промышленности, производства, технические регламенты вводят. Технический регламент приобретает такие параметры, которые должны быть определены, которые должны обеспечить консенсус между изготовителем, потребителем, заказчиком. И интересы всех должны быть в регламенте учтены, иначе он не будет работать.
Часть вопросов, которая осталась в ГОСТах на добровольное исполнение. Кто у нас когда-нибудь что-то добровольно исполнял? А получилось так только потому, что взяли и скопировали систему с Запада, но на Западе совершенно другая ситуация, там сложившееся гражданское общество, там общество, где все поделено на корпорации. Если я не являюсь членом какой-то ассоциации, допустим механиков, электриков, юристов, адвокатов, то я не имею право занимать это рабочее место. Металлурги имеют свою общественную организацию, машиностроители. Но у нас нет общественных организаций, которые учитывают все интересы, входящие в сферу деятельности организаций, юридических, физических лиц, и участвуют в разработке нормативного акта вместе с государственными структурами. И вот тогда рождается консенсус по интересам.